Алина Устинова
Ресурсный круг по русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Речевое развитие, раздел чтение художественной литературы».
Возрастная группа: средняя (возраст детей 4-5 лет)
Формы деятельности: художественное слово, беседа, ресурсный круг, закрепление, рефлексия.
Цель: формирование ценности доброго отношения к ближнему, окружающей природе, всему живому.
Программные задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с русской народной сказкой «Крошечка-Хаврошечка»;
• учить детей умению внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, выражать свои мысли при ответах.
Развивающие:
Публикация «Ресурсный круг по русской народной сказке „Крошечка-Хаврошечка“» размещена в разделах
• формировать представления детей о трудолюбивом человеке.
Воспитательные:
• воспитывать у детей интерес и любовь к сказке.
Материал и оборудование: текст русской народной сказки «Крошечка - Хаврошечка», иллюстрации к сказке; мягкая игрушка корова, колокольчик, стулья расставлены по кругу.
Предварительная работа: работа с родителями «Слово к родителям по книге «Благодарное слово» программы «Истоки» И. А. Кузьмина», работа с детьми: чтение пословиц, чтение сказки «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».
Ход организованной образовательной деятельности:
Этапы работы:
1. Подготовительный этап.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости! Давайте улыбнемся гостям и дружно скажем: «Здравствуйте!» (Дети здороваются с гостями) Молодцы ребята! Проходите и усаживайтесь на стульчики! Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да очень любим!
Воспитатель: У каждого из вас есть своя любимая сказка, которую вам рассказывают взрослые: мама и папа, бабушка и дедушка! Когда вы слушаете сказку, то представляете своих любимых героев, мечтаете стать такими же храбрыми и добрыми как они.
Воспитатель: Ребята сегодня у нас будет необычное занятие. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (мягкая игрушка). Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?
Дети: да.
Воспитатель: Для этого нам нужно позвонить в колокольчик, который находится у нее на шее, и тогда мы перенесемся с вами в сказку. Готовы? Закройте глаза, сейчас мы окажемся в сказке, которая называется «Крошечка - Хаврошечка».
Скажем сказке заходи,
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди.
Чтение русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка»
Есть на свете люди хорошие, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким- то и попала Крошечка - Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
Были у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазкой, средняя – Двуглазкой, а меньшая – Триглазкой. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка - Хаврошечка на них работала: их обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка – Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.
Коровушка говорила Хаврошечке:
-Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Разозлилась хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает.
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да и забыла матушкино приказание и уснула.
Спит Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает:
-Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка и не дозналась.
Послала она вторую дочь Двуглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкино приказанье. На солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы скатала. А Двуглазка все спала. Старуха рассердилась и послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
Хаврошечка поет:
-Спи, глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла.
Два глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.
Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
-Режь рябую корову!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:
-Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:
-А, ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала.
И выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.
Много ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду.
На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал просить девушек:
-Девицы - красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить –листья глаза засыпают, хотели сорвать - сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать. Лиха не знать.
2. Основной этап. Проведение ресурсного круга: Вопросы по сказке:
Основной вопрос: Как вы понимаете фразу "На добро добром отвечать"?
1-й уровень: вопросы на воспроизведение информации:
Какая была Крошечка-Хаврошечка? Как называла Хаврошечка свою коровушку? Как относилась Хаврошечка к рябой коровушке? Кто помогал Хаврошечке?
2-й уровень: вопросы на преобразование полученной информации: Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка в доме хозяйки? Как была вознаграждена Крошечка-Хаврошечка?
3- уровень: вопросы на преобразование имеющих знаний, на творческий поиск: Как и почему коровушка помогала девочке?
Итог воспитателя (завершение ресурсного круга): Я понимаю фразу «На добро добром отвечать» так, что нужно говорить добрые слова друг другу, делать добрые дела, помогать ближнему, окружающей природе, всему живому и тогда и тебе ответят так же.
3. Рефлексия: Что нового узнали?
Воспитатель. Закончилась сказка, зазвенел колокольчик, и волшебная сказка перенесла нас обратно в детский сад. Все в сказке закончилось хорошо. Сказка Крошечка-Хаврошечка научила нас ценить своих близких, говорить добрые слова и помогать друг другу.
Ребята, давай встанем, возьмемся за руки и скажем девиз нашей группы. Когда мы вместе, любое дело по плечу!