Получи документы

Решение задачи художественно-эстетического развития воспитанников в дошкольном учреждении

Пачкова Татьяна Яковлевна
Решение задачи художественно-эстетического развития воспитанников в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающая среда нашего ДОУ выступает как важный компонент – составляющей интеграционного пространства, стержнем которого является искусство. Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация

детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно,

согласовано по цвету, форме, величине и т. п. именно с у четом этих требований обустроены групповые комнаты нашего ДОУ, холлы и рекреации, территория, музыкальный, физкультурный залы, картинная галерея, зимний сад, экологическая тропа и спортплощадка. Постоянно действуют выставки детского творчества.

Публикация «Решение задачи художественно-эстетического развития воспитанников в дошкольном учреждении» размещена в разделах

В ДОУ ведется кружковая работа: «Бисероплетение», «Квилинг», «Бумагопластика», «Хореография», «Спортивный танец» и «Театральная гостиная», ведется совместная работа с женским клубом ТОС «Правые Чемы».. Кружковая работа проводится по желанию педагогов, 1-2 раза в неделю, в зависимости от возраста.

В ДОУ проводятся лечебно – оздоровительные мероприятия: закаливание, самомассаж, фитотерапия, аромотерапия, витаминизация, элементы ЛФК.

Для наиболее успешного ведения педагогического процесса мы используем разносторонние внешние связи с образовательными учреждениями города и района, детскими учреждениями дополнительного образования, консультационными учреждениями района. В ДОУ постоянно действует выездной пункт библиотеки, где проводятся литературные беседы, выставки книг.

Коллектив ДОУ является постоянным участником различных мероприятий района и города, участник Сибирской ярмарки, фестиваля детского творчества «Алло, Мы ищем таланты!», дважды наши конкурсантки занимали первые места в профессиональном конкурсе «Воспитатель года» (2006, и 2010 год, Лауреат конкурса «Патриот России в 2010 году», с 2008 года принимаем участие в мероприятиях района совместно с ТОС «Правые Чемы» и женским вокальным коллективом «Славяне» : «День защиты детей», «9 мая», «Масленица» и т. д. участник Сибирской ярмарки конкурс социально = значимых проектов «Мир в котором я живу».

В соответствии с современными требованиями и в рамках происходящих изменений в образовании мы разработали образовательную программу ДОУ, состоящую из основной и вариативной частей. В соответствии с принципами, выдвигаемыми федеральными государственными требованиями к основной образовательной программе ДОУ.

1. Единства целей – согласование содержания и форм

2. Активного участия

3. Непрерывности - цикличности

4. Гибкости

5. Точности - конкретности

Таким образом, в соответствии с этим и приоритетным направлением развития воспитанников нашего ДОУ мы постарались отразить в Вариативной части программы следующие элементы современного искусства:

1. Архитектура («застывшая музыка»)

2. Изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, мозаика и др.

3. Художественная литература

4. Музыкальное искусство

5. Хореография

6. Театральное искусство

7. Эстрадное искусство

8. Киноискусство

9. Цирковое искусство

10. Декоративно-прикладное искусство

11. Телевизионное и аудио-визуальное искусство

12. Компьютерное художественное творчество и др.

Художественно – эстетическое воспитание в нашем понимании это – формирование целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Основная цель реализации нашего приоритетного направления: формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработку навыков восприятия им произведений различных видов искусств (литературы, архитектуры, музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора)

Решить которую, мы стремимся через следующие задачи :

1. Организовать детский быт в соответствии с эстетическими требованиями

2. Приобщать детей к сокровищнице мировой культуры и искусства и пробуждать творческую активность ребенка

3. Развивать познавательные способности воспитанников

4. Создавать необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области художественно - эстетического воспитания.

5. Оказывать помощь в устранении, смягчении негативных последствий научно-технического прогресса по отношению к духовному миру человека.

В своей работе опираемся на принципы художественно – эстетического развития :

Принцип всеобщности и обязательности художественно-эстетического развития.

художественно-эстетическое развитие является обязательным для всех детей без исключения, независимо от их индивидуальных особенностей, художественных способностей, национального происхождения, особенностей, связанных с наличием у ребенка тех или иных нарушений развития. Этот принцип является условием формирования социально активной личности уже в детском возрасте и подготовки ее к духовной жизни и труду.

Принцип тесной взаимосвязи художественно-эстетической деятельности детей с окружающей жизнью, искусством.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, мы выделяем

следующие структурные компоненты эстетического воспитания :

– эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные

основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и

художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру

личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на

самосовершенствование личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних

особую значимость имеют так называемые конструктивные способности:

индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение,

видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Основной принцип, который лежит в основе реализации приоритетного художественно - эстетического направления это синтез искусств, который реализуется в следующих формах работы: полихудожественные занятия, театрализованную деятельность, ознакомление с искусством (В него входит как теоретическое освоение эстетики, истории и теории различных видов искусства, так и, главным образом, практическое знакомство со многими классическими и современными художественными произведениями, то есть весь запас знаний, воспринятый личностью в течение жизни, а также закрепленной в памяти художественной информации, развлечения, досуги, театральные конкурсы, выставки детского рисунка, тематические выставки, в ДОУ постоянно действует картинная галерея, кружковая работа. Все эти формы работы включены в учебный план вариативной части программы и являются обязательными для выполнения педагогами. Они включены в режим дня, как совместная деятельность во вторую половину дня и в вечерние часы Так образовательная деятельность дополнена занятиями по ознакомлению с искусством на 9 часов в год в каждой возрастной группе, полихудожественными занятиями на 9 часов в год во вторых младших и средних группах и на 18 часов в год в старших и подготовительных группах. литературными вечерами на 9 часов в год со второй младшей группы, театральными вечерами на 9 часов в год со средней группы, экскурсии в природу на 4-5 часов в год во всех возрастных группа.

С самого раннего возраста через игровую деятельность мы приобщаем ребенка активному к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Получаемый через общение и деятельность опыт

формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к

действительности и к искусству.

Уже с 2-3 – летнего возраста, детей приобщают к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, тем самым, утверждая их в понимании того, что

красота – дела рук человеческих.

Организуем занятия по искусству таким образом, что бы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия для этого создаются проблемные ситуации, используется игровой момент, фрагменты театрализации, так называемый прием «Ожившая кукла». Стараемся нацеливать занятия на заботу о развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами, понимать и чувствовать товарища, другого человека (при помощи дидактических игр, прямых указаний, создании проблемных ситуаций, мнемотаблиц). Именно в этой работе осуществляется тесная взаимосвязь с педагогом психологом, который регулярно участвует в игровых занятиях, в совместной деятельности. В работе с педагогами дает рекомендации по ведению педагогического процесса по заявленным проблемам, или на основе своих наблюдений.

Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность.

Эстетическое воспитание ребенка происходит не только в детском саду, но и дома с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда, его родители не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье. В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

- работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

- повышение педагогической культуры родителей;

- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом

Консультативная работа в детском саду проводится в следующих направлениях: здоровьесбережение, познавательное, художественно-эстетическое через такие формы деятельности, как наглядно-информационные, досуговую деятельность, совместная деятельность детей, педагогов и родителей, индивидуальную работу и т. д.

В своей работе мы применяем как традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов, буклетов, так и нетрадиционные формы (защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах и массовых мероприятиях, выставка родительских работ по изо деятельности, организация работы родительского комитета, традиционный день рождения ДОУ, общение в группах «В контакте» интернета).

Для этого проводим с родителями консультации, родительские собрания, на которых предоставляем возможность окунуться им самим в мир искусства. В каждой группе имеются книжки раскладушки, посвященные культуре поведения, культуре речи, изобразительному творчеству, музыке, игре. Работа с родителями захватывает каждую образовательную область:

«Безопасность» - информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформление стендов ит. д. ;

«Физическая культура» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнований и т. д. ;

«Здоровье» - знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» и т. д. ;

«Социализация» - знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, оформление портфолио, организацию выставок и т. д. ;

«Труд» - совместная деятельность взрослого и ребенка,

«Познание» - интеллектуальное развитие ребенка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные занятия в семье и в детском саду;

«Коммуникация» - индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах и т. д.

«Чтение художественной литературы» - совместное чтение детей и родителей художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, произведений, оформление родителями выставок;

«Музыка» - совместная музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах, занятиях.

Таким образом, качество понимается нами, как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования, являющимся основным показателем его развития личности, в интеллектуальном и физическом планах, и способствующему самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.

Ежегодно мы проводим диагностику усвоения требований программы по данному разделу. На основании итогов можно сделать вывод, в ДОУ создана предметная среда соответствующая художественно – эстетическому принципу, после окончания пяти лет образования в ДОУ дети могут выделять некоторые виды мирового художественного наследия, у них сформирована эмоциональная отзывчивость на произведения искусства. Они различают человеческие эмоции и могут определять, контролировать свои. Дети активно используют полученные изобразительные навыки в самостоятельной деятельности, легко ориентируются в изобразительных средствах, основных жанрах музыки, театра, различают некоторые особенности архитектурных строений, совместные достижения детей и родителей выражаются в многочисленных проектах, реализуемых в ДОУ и в показателях педагогической диагностики.

Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к

творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве, таким образом, полностью решая задачи художественно – эстетического развития воспитанников дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток»Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток» Играть можно со среднего возраста. Цель: закреплять и различать разные цвета и оттенки, развивать эстетические чувства, определять к.

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет»Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет» Цель: Закрепить название цвета, различать цвет и его оттенки, различать теплые и холодные цвета, закреплять в активном словаре их названия,.

Дидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими рукамиДидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими руками Данное дидактическое пособие «Разноцветные улитки» направлено на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Изобразительная.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей.План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт»Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт» Каждый раз пополняя уголки в группе, стараешься добавить, что то новое и интересное. В наше время трудно чем либо удивить детей. Но все.

Уголок художественно-эстетического развития в старшей группеУголок художественно-эстетического развития в старшей группе Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Решение задачи художественно-эстетического развития воспитанников в дошкольном учреждении
Опубликовано: 17 февраля 2022 в 08:11
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Решение задачи художественно-эстетического развития воспитанников в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Пачкова Татьяна Яковлевна (УИ 2913426) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД