Парфененкова Ирина
Релаксационный тренинг для детей дошкольного возраста. Часть 1
▼ Скачать
+ Заказать документы
Пояснительная записка.
Данный релаксационный тренинг предназначен для работы с детьми дошкольного возраста.
Цель тренинга :
- общее расслабление;
- развитие умения чувствовать и осознавать своё тело;
- восстановление и углубление контакта с собственным телом.
Публикация «Релаксационный тренинг для детей дошкольного возраста, Часть 1» размещена в разделах
Цель реализуется через решение следующих задач:
- создание положительного эмоционального фона;
- развитие навыков взаимодействия со сверстниками;
- развитие двигательного контроля;
- освоение и закрепление позы покоя;
- расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз, губ;
- расслабление мышц носа;
- расслабление мышц шеи;
- снятие мышечного зажима в области плечевого пояса;
- расслабление пальцев, мышц рук;
- расслабление мышц грудной клетки;
- расслабление мышц живота;
- расслабление мышц спины;
- расслабление мышц ног;
- расслабление ступни и пальцев ног;
- расслабление мышц корпуса;
- расслабление биологически активных зон;
- улучшение деятельности внутренних органов, улучшение эластичности лёгких, особенно нижних отделов, и кровообращения.
При составлении тренинга были учтены следующие принципы:
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Тренинг включает задачи трё х видов: профилактические, развивающие, коррекционные. Коррекционные задачи направлены на исправление отклонений в развитии; профилактические задачи направлены на предупреждение отклонений в развитии; развивающие на оптимизацию развития.
- принцип единства диагностики и коррекции. Осуществлению тренинга предшествовал этап диагностического обследования.
- принцип учёта возрастно - психологических и индивидуальных особенностей ребёнка. При реализации тренинга учитывались особенности психического и личностного развития ребёнка, уникальность и неповторимость пути развития личности;
- принцип учёта эмоциональных сложностей коррекционного материала. Каждое задание вызывает положительные эмоции, создаёт положительный эмоциональный фон.
Релаксационный тренинг состоит из 10 занятий, включающих по 6-8 заданий. Продолжительность занятия 25-30 минут. Форма работы – групповая.
Релаксационный тренинг имеет следующую структуру:
Занятие № 1.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
1.1. Игра «Дракон»
Цель: Создать положительный эмоциональный фон; развить двигательный контроль и навыки взаимодействия со сверстниками.
1.2. Упражнение «Винт».
Цель: Снять мышечный зажим в области плечевого пояса.
1.3. Массаж кистей рук «Мышка».
Цель: Расслабить мышцы рук.
1.4. Релаксационное растягивание.
Цель: Расслабить мышцы спины.
1.5. Массаж ступни и пальцев ног.
Цель: Расслабить ступни и пальцы ног.
1.6. Релаксация «Штанга».
Цель: Расслабить мышцы рук, ног, корпуса.
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Занятие № 2.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
2.1. Игра «Золотая рыбка».
Цель: Создать положительный эмоциональный фон; развить навыки взаимодействия и двигательного контроля.
2.2 Упражнение «Воздушный шарик».
Цель: Снять напряжение лицевых мышц, успокоить детей.
2.3. Массаж шеи «Петушок».
Цель: Расслабить мышцы шеи.
2.4. Массаж тела «Лиса»
Цель: Расслабить мышцы тела.
2.5. Релаксационное растягивание.
Цель: Расслабить мышцы ног.
2.6. Релаксация «Олени».
Цель: Освоить и закрепить позу покоя; расслабить мышцы рук.
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Занятие № 3.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
3.1. Игра «Пчёлка».
Цель: Создать положительный эмоциональный фон; развить двигательный контроль.
3.2. Массаж лица.
Цель: Расслабить мышцы лица.
3.3. Упражнение «Драка».
Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
3.4. Массаж спины «Дождь».
Цель: Расслабить мышцы спины.
3.5. Массаж биологически активных зон.
Цель: Расслабить биологически активные зоны.
3.6. Релаксация «Загораем».
Цель: Расслабить мышцы ног.
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Занятие № 4.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
4.1. Игра «Сиамские близнецы».
Цель: Создать положительный эмоциональный фон; развить двигательный контроль и навыки взаимодействия со сверстниками.
4.2. Упражнение «Подарок под ёлкой».
Цель: Расслабить мышцы лица, особенно вокруг глаз.
4.3. Массаж груди.
Цель: Расслабить мышцы грудной клетки.
4.4. Релаксация «Море».
Цель: Расслабить мышцы рук.
4.5. Массаж спины «Барабан».
Цель: Расслабить мышцы спины.
4.6. Релаксация «Кораблик».
Цель: Расслабить мышцы рук, ног, корпуса.
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Занятие № 5.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
5.1. Игра «Путаница».
Цель: Создать положительный эмоциональный фон.
5.2. Упражнение «Дудочка».
Цель: Расслабить мышцы лица, особенно вокруг губ.
5.3. Релаксация «Любопытная Варвара».
Цель: Расслабить мышцы шеи.
5.4. Упражнение «Сосулька».
Цель: Расслабить мышцы рук.
5.5. Массаж тела «Мочалочка».
Цель: Расслабить мышцы тела.
5.6. Релаксация «Пляж».
Цель: Освоить и закрепить позу покоя.
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Занятие № 6.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
6.1. Игра «Животные».
Цель: Создать положительный эмоциональный фон.
6.2. Упражнение «Театр масок».
Цель: Расслабить мышцы лица, снять напряжение.
6.3. Массаж пальцев «Дружба».
Цель: Расслабить мышцы рук, пальцев.
6.4. Упражнение «Насос и мяч».
Цель: Расслабить максимальное количество мышц тела.
6.5. Релаксация «Шарик».
Цель: Расслабить мышцы живота.
6.6. Релаксация «Раскачивающееся дерево».
Цель: Освоить и закрепить позы покоя; улучшить деятельность внутренних органов, улучшить эластичность лёгких, особенно нижних отделов, и кровообращение.
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Занятие № 7.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
7.1. Игра «Компас».
Цель: Создать положительный эмоциональный фон; развить навыки взаимодействия со сверстниками.
7.2. Массаж носа «Морковь».
Цель: Расслабить мышцы носа.
7.3. Массаж тела и лица.
Цель: Расслабить мышцы лица и тела.
7.4. Релаксация «Кулачки».
Цель: Освоить и закрепить позы покоя; расслабить мышцы рук.
7.5. Массаж биологически активных зон «Снегири».
Цель: Расслабить биологически активные зоны.
7.6. Релаксация «Парусник».
Цель: Освоить и закрепить позы покоя.
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Занятие № 8.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
8.1. Игра «Принц – на – цыпочках».
Цель: Создать положительный эмоциональный фон.
8.2. Массаж шеи «Цыплёнок».
Цель: Расслабить мышцы шеи.
8.3. Массаж рук «Строим дом».
Цель: Расслабить мышцы рук.
8.4. Релаксация «Огонь и лёд».
Цель: Расслабить мышцы рук, ног, корпуса.
8.5. Массаж ног «Курочки и петушок».
Цель: Расслабить мышцы ног.
8.6. Релаксация «Росток».
Цель: Освоить и закрепить позу покоя.
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Занятие № 9.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
9.1. Игра «Гусеница».
Цель: Создать положительный эмоциональный фон; развить умение координировать свои действия с действиями других.
9.2. Массаж пальцев «Матрёшки».
Цель: Расслабить мышцы пальцев.
9.3. Релаксационное растягивание «Снеговик».
Цель: Расслабить мышцы рук, ног, корпуса.
9.4. Массаж ног «Башмачки».
Цель: Расслабить мышцы ног.
9.5. Релаксация «Потянулись-сломались».
Цель: Освоить и закрепить позу покоя.
9.6. Релаксация «Водопад».
Цель: Расслабить мышцы тела.
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Занятие № 10.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
10.1. Игра «Корабль и ветер».
Цель: Создать положительный эмоциональный фон; настроить детей на рабочий лад.
10.2. Упражнение «Муха».
Цель: Расслабить мышцы лица.
10.3. Упражнение «Черепашка».
Цель: Расслабить мышцы плеч и шеи.
10.4. Упражнение «Лимон».
Цель: Расслабить мышцы рук.
10.5. Массаж тела «Лягушата».
Цель: Расслабить мышцы рук, ног, корпуса.
10.6. Упражнение «Заборчик».
Цель: Расслабить мышцы живота.
10.7. Упражнение «Илистая лужа».
Цель: Расслабить мышцы ног.
10.8. Игра «Шалтай-Болтай».
Цель: Расслабление мышц рук, спины и груди; освоение и закрепление позы покоя.
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Занятие № 1.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
Дети стоят в кругу и хором читают стихотворение:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты - мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Улыбаясь, берутся за руки, поднимают их вверх и произносят:
Один за всех, и все за одного!
1.1. Игра «Дракон»
Цель: Создать положительный эмоциональный фон; развить двигательный контроль и навыки взаимодействия со сверстниками.
Содержание: Участники стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребёнка. Первый ребёнок – это «голова дракона», последний – «кончик хвоста». Дракон будет ловить свой хвост. Остальные дети должны крепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост за определённое время, то на место головы дракона встаёт другой ребёнок.
1.2. Упражнение «Винт».
Цель: Снять мышечный зажим в области плечевого пояса.
Содержание: Психолог: «Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По команде «Начали!» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом том же направлении. Начали. Стоп!»
Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».
1.3. Массаж кистей рук «Мышка».
Цель: Расслабить мышцы рук.
Содержание: Психолог.
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
Поскрести ногтями по коленям.
«Хрум, хрум!» -
Что за шум?
Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.
Потереть ладони друг о друга.
1.4. Релаксационное растягивание.
Цель: Расслабить мышцы спины.
Содержание: Психолог предлагает детям сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своём теле; выполнить 3 - 4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем они должны напрячь спину, как можно сильнее, через несколько секунд напряженье сбросить, расслабиться; проделать это упражнение несколько раз.
1.5. Массаж ступни и пальцев ног.
Цель: Расслабить ступни и пальцы ног.
Содержание: Психолог.
Пальчики на ножках,
Дети (босиком) массируют, «вращают» руками пальчики на ногах.
Как на ладошках.
Я их смело покручу
И шагать научу.
Разведу вперёд-назад
Один палец тянуть рукой на себя, другой - от себя.
И сожму руками.
Здравствуйте, пальчики,
Сжимание ладонями пальцев ног.
Гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики,
Игрушки заводные!
1.6. Релаксация «Штанга».
Цель: Расслабить мышцы рук, ног, корпуса.
Содержание: Психолог: «Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжёлую штангу. Наклонитесь, возьмите её. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом
(наклониться вперёд).
Штангу с пола поднимаем
(выпрямиться, руки вверх).
Крепко держим…
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребёнка и проверить, как они напряглись.
Нам становиться понятно:
Расслабление приятно.
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Дети стоят вокруг свечи. Психолог зажигает свечу и говорит: «Посмотрите на огонь. Представьте, что это огонь наших сердец. Он никогда не погаснет, если мы возьмём его с собой. Потяните руки к огню и возьмите частичку его тепла.»
Дети выполняют движения, затем берутся за руки. Психолог читает стихотворение:
Хорошо, когда все вместе.
Вместе дышится легко.
Все заботы и печали
Улетают далеко.
Занятие № 2.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
Дети стоят в кругу и хором читают стихотворение:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты - мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Улыбаясь, берутся за руки, поднимают их вверх и произносят:
Один за всех, и все за одного!
2.1. Игра «Золотая рыбка».
Цель: Создать положительный эмоциональный фон; развить навыки взаимодействия и двигательного контроля.
Содержание: Дети встают в круг, взявшись за руки и прижимаясь друг к другу плечами, бёдрами, ногами. Это – сеть. Водящий «золотая рыбка»стоит в кругу. Его задача – выбраться из круга, а задача сети – не выпустить рыбку. Если водящему долго не удаётся выбраться из сети, то дети ему помогают.
2.2 Упражнение «Воздушный шарик».
Цель: Снять напряжение лицевых мышц, успокоить детей.
Содержание: Дети стоят в кругу. Психолог: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становиться все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение повторить 3 раза.
2.3. Массаж шеи «Петушок».
Цель: Расслабить мышцы шеи.
Содержание: Психолог.
Петя, Петя – петушок
Наклоны головы вправо-влево.
Целый день учил стишок.
А запомнил он строку
Наклоны головы вперёд-назад.
Лишь одну – «Ку-ка-ре-ку!»
2.4. Массаж тела «Лиса»
Цель: Расслабить мышцы тела.
Содержание: Психолог вместе с детьми.
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
Движения выполняются соответственно тексту.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т. д.
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Стала гладить ручки, ножки
И бока совсем немножко.
Ну, красавица – Лиса!
Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.
До чего же хороша!
2.5. Релаксационное растягивание.
Цель: Расслабить мышцы ног.
Содержание: Психолог предлагает детям поочерёдно напрягать левую и правую ногу.
2.6. Релаксация «Олени».
Цель: Освоить и закрепить позу покоя; расслабить мышцы рук.
Содержание: Психолог: «Представьте себе, что вы – олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Посмотрите: мы – олени,
Рвётся ветер нам на встречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
А расслаблены.
Знайте девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко.
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Дети стоят вокруг свечи. Психолог зажигает свечу и говорит: «Посмотрите на огонь. Представьте, что это огонь наших сердец. Он никогда не погаснет, если мы возьмём его с собой. Потяните руки к огню и возьмите частичку его тепла.»
Дети выполняют движения, затем берутся за руки. Психолог читает стихотворение:
Хорошо, когда все вместе.
Вместе дышится легко.
Все заботы и печали
Улетают далеко.
Занятие № 3.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
Дети стоят в кругу и хором читают стихотворение:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты - мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Улыбаясь, берутся за руки, поднимают их вверх и произносят:
Один за всех, и все за одного!
3.1. Игра «Пчёлка».
Цель: Создать положительный эмоциональный фон; развить двигательный контроль.
Содержание: Дети превращаются в пчёлок, которые «летают» и громко жужжат. По сигналу психолога: «Ночь» - «пчёлки» садятся и замирают. По сигналу психолога: «День» - «пчёлки» снова летают и громко «жужжат».
3.2. Массаж лица.
Цель: Расслабить мышцы лица.
Содержание: Психолог.
Носик, носик!
Провести кулачками по крыльям носа – 4 раза.
Где ты, носик?
Лобик, лобик!
Где ты, лобик?
Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам – 4 раза.
Щёчка, щёчка!
Пальцами погладить щёки сверху вниз – 4 раза.
Где ты, щёчка?
Будет чистенькая дочка,
Погладить ладонями шею.
Будут чистенький сынок
Растереть ладошками уши.
И котёнок – малышок.
Потереть ладони друг о друга.
3.3. Упражнение «Драка».
Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Содержание: Психолог: «Представьте, что вы поссорились с другом. Вот-вот начнётся драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
3.4. Массаж спины «Дождь».
Цель: Расслабить мышцы спины.
Содержание: Дети встают друг за другом паровозиком и выполняют следующие движения.
Психолог.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Хлопки ладонями по спине.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже
Поглаживание спины ладошками.
Ловит рыбу нам на ужин.
Дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж ещё раз.
3.5. Массаж биологически активных зон.
Цель: Расслабить биологически активные зоны.
Содержание: Психолог вместе с детьми.
Раз, два, три, четыре,
Провести руками по шее от затылка к груди – 4 раза.
Сосчитаем дыры в сыре.
Мягко поглаживать шею ладонями сверху вниз.
Если в сыре много дыр,
Указательными пальцами, мягко надавливая, провести по крыльям носа – 4 раза.
Значит, вкусным будет сыр.
Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам – 4 раза.
Если в нём одна дыра,
Раздвинув указательный и безымянный пальцы «вилочкой», растереть точки перед и за ушами.
Значит, вкусным был вчера.
Потереть ладони друг о друга.
3.6. Релаксация «Загораем».
Цель: Расслабить мышцы ног.
Содержание: Психолог: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперёд, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить детям самому потрогать, какими твёрдыми стали его мышцы). Напряжённые ног стали твёрдыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим…Держим…Напрягаем…
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, расслаблены».
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Дети стоят вокруг свечи. Психолог зажигает свечу и говорит: «Посмотрите на огонь. Представьте, что это огонь наших сердец. Он никогда не погаснет, если мы возьмём его с собой. Потяните руки к огню и возьмите частичку его тепла.»
Дети выполняют движения, затем берутся за руки. Психолог читает стихотворение:
Хорошо, когда все вместе.
Вместе дышится легко.
Все заботы и печали
Улетают далеко.
Занятие № 4.
Ритуал начала занятия «Круг друзей».
Дети стоят в кругу и хором читают стихотворение:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты - мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Улыбаясь, берутся за руки, поднимают их вверх и произносят:
Один за всех, и все за одного!
4.1. Игра «Сиамские близнецы».
Цель: Создать положительный эмоциональный фон; развить двигательный контроль и навыки взаимодействия со сверстниками.
Оборудование: Бинт.
Содержание: Дети разбиваются на пары и встают как можно ближе к своему партнёру. Психолог бинтом обматывает правую руку одного ребёнка с левой рукой другого. Аналогично соединяются и ноги. Затем детям даются различные задания: пройти по комнате, станцевать, нарисовать рисунок и т. д. Для оживления игры одному из детей можно завязать глаза.
4.2. Упражнение «Подарок под ёлкой».
Цель: Расслабить мышцы лица, особенно вокруг глаз.
Содержание: Психолог: «Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к ёлке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под ёлкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят, кто о чём мечтает.
4.3. Массаж груди.
Цель: Расслабить мышцы грудной клетки.
Содержание: Дети сжимают пальцы в кулачки и выполняют массаж, делая движения соответственно тексту.
Психолог.
Я мочалочку возьму
И ключицу разотру,
И кругами, и кругами
Грудь массирую руками.
А потом, а потом
Будет весело кругом.
4.4. Релаксация «Море».
Цель: Расслабить мышцы рук.
Содержание: Дети сидят на полу и вместе с психологом рассказывают историю, сопровождая её соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисуют маленькие волны; руки сцепляют в замок – рисуют в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершают синхронные волнообразные движения всей рукой вперёд). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду – один нырнул, другой нырнул (совершают поочерёдные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперёд). Они ныряют вместе и по очереди (выполняют одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочерёдно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).
4.5. Массаж спины «Барабан».
Цель: Расслабить мышцы спины.
Содержание: Дети встают друг за другом.
Психолог.
Бам-бам-барабан,
Похлопывание ладонями.
Что за шум и тарарам?
Дядя Барабан, мы так стучали,
Постукивание пальчиками.
Что перебудили целый свет.
- Пять копеек где-то потеряли,
Поколачивание кулачками.
Не купить теперь конфет.
- Бам-бам-барабан,
Поглаживание ладошками.
Я конфет куплю вам сам.
4.6. Релаксация «Кораблик».
Цель: Расслабить мышцы рук, ног, корпуса.
Содержание: Психолог: «Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.»
Упражнение выполняется поочерёдно для каждой ноги. Обращается внимание детей на напряжённые и расслабленные мышцы ног.
После обучения расслаблению ног рекомендуется ещё раз повторить позу покоя.
Снова руки на колени,
А теперь немного лени…
Напряженье улетело,
И расслаблено всё тело…
Наши мышцы не устали
И ещё послушней стали.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Ритуал окончания занятия «Костёр».
Дети стоят вокруг свечи. Психолог зажигает свечу и говорит: «Посмотрите на огонь. Представьте, что это огонь наших сердец. Он никогда не погаснет, если мы возьмём его с собой. Потяните руки к огню и возьмите частичку его тепла.»
Дети выполняют движения, затем берутся за руки. Психолог читает стихотворение:
Хорошо, когда все вместе.
Вместе дышится легко.
Все заботы и печали
Улетают далеко.