Светлана Глущенко
Рекомендации воспитателям по лексической теме: Посуда
▼ Скачать + Заказать документы
Предметный словарь: Год, украшения, праздник, гирлянда, мишура, вьюга, конфетти, серпантин, Дед Мороз, Снегурочка, метель, пурга, елка, хоровод, карнавал, маска, подарок, утренник, представление, спектакль, танец, пляска, песня, сценка, сюрприз, Лапландия, упряжка, шутки, костюм, игрушка, стих, хлопушка.
Глагольный словарь: Морозит, водить, украшать, дарить, получать, вынимать, вешать, готовить, отмечать, поздравлять, исполнять, петь, танцевать, веселиться, желать, наряжаться, встречать, рассказывать, разбивать, играть, провожать, удивлять, морозить.
Публикация «Рекомендации воспитателям по лексической теме: Посуда» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Темочки
Словарь признаков: Новый, стеклянные, морозно, радостно, веселый, праздничный, новогодний, добрый, стройная, зеленая, пушистая, пахучая, душистая, колючие, разноцветные, серебристый, блестящие, семейный, долгожданный, театральные, старый, нарядная, елочное, седой, украшенная.
Беседа с детьми о посуде, о ее назначении; из чего она сделана; где ее хранят.
Лексико-грамматические игры и упражнения
Предметный словарь:
сервиз, тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, половник, кастрюля, сково-рода, дуршлаг, скалка, кофейник, миска.
Глагольный словарь:
накрывать, готовить, мыть, разбить, жарить, варить, тушить, кипятить, печь.
Словарь признаков:
кухонный, столовый, кофейный, чайный, фарфоровый, стеклянный, металлический, пластмассовый, железный, глиняный, хрустальный, алюминиевый, мелкая, глубокая, чистая, грязная, хрупкая, прочная.
Пальчиковая гимнастика
"ПОСУДА"
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли : (Одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга)
Посуда.
(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
Девочка Иринка порядок наводила.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!
Координация речи с движением
Мыла посуду Танюша —
и вдруг Вырвалось блюдце
случайно из рук.
Блюдце красивым,
фарфоровым было.
Жалко Танюше,
что блюдце разбила. Смотрит на пальчики:
«Как вы неловки!»
Мама погладит её по головке: «Не огорчайся,
что блюдце разбилось. Важно — посуду ты
мыть научилась!»
В. Мирясова (Потирают круговыми движениями ладони друг о друга.) (Резко опускают руки вниз.)
(Делают плавное движение в сторону ладонью сначала правой, а затем левой руки.) (Обхватив голову ладонями, покачивают ею.) (Поворачивают ладони сначала тыльной, а затем внутренней стороной вверх, смотрят на них.)
(Гладят себя по голове сна-чала правой, а затем левой рукой.)
(Потирают круговыми движениями ладони друг о друга.)
Диалог
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.
— Остатки еды стёр?
— Стёр!
— Крошки со скатерти смёл?
— Смёл!
— Скатерть со столика снял?
— Снял!
— Салфетки грязные смял?
— Смял!
— Кастрюлю на кухню отнёс?
— Отнёс!
— Солонку и миску унёс?
— Унёс?
— Самовар соседке занёс?
— Занёс!
— А где же стаканы, принёс?
— Поставил я их на поднос.
Из пособия Г. Быстровой, Э. Сизовой,
Т. Шуйской
Игра «Какие предметы спрятались на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание.
Игра «Четвёртый лишний?»
Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление. Ход игры. Воспитатель предлагает детям определить лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее.
Чайник, стул, тарелка, кастрюля. Кастрюля, чайник, сковорода, макароны. Чай, чашка, блюдце, чайная ложка. Тарелка, стол, вилка, ложка.
1
Игра «Найди ошибку»
Цели: развивать зрительное внимание, формировать грамматический строй речи (употребление родительного падежа существительных в единственном числе).
Ход игры. На столе стоят предметы посуды (4-6). Воспитатель перечисляет их и называет еще один лишний предмет. Дети находят ошибку.
Например:
На столе находятся блюдце, чашка, чайник, сковорода.
Воспитатель : Блюдце, кастрюля, чайник, чашка, сковорода.
Ребенок: Нет кастрюли.
«Магазин». Дети «приходят в магазин и покупают» посуду, объясняя ее назна-чение. Я куплю кастрюлю и буду готовить в ней суп. И т. д.
• «Чего не хватает?» Усвоение категории родительного падежа.
Логопед показывает картинку с изображением посуды или предмет посуды, за-крывая какую-либо часть, и спрашивает: «Чего не хватает у чайника?» (У чайника не хватает носика.) И т. д.
• «Составь предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Дети должны составить предложения, например: «Кастрюля сделана из железа, а стакан — из стекла. Ложка сделана из дерева, а чашка — из фарфора» и т. д.
• «Посуда». Дети должны повторить стихотворение и выучить его. Чтение сопровождается показом картинок.
Жила-была посуда : чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой,
И с человеком дружила, его она вкусно кормила.
«Где живут продукты?» воспитатель объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.
Сахар живет в. (сахарнице). Соль живет в. (солонке). Сухари живут в. (сухарнице). Масло живет в. (масленке). Перец живет в. (перечнице). Чай живет в. (чайнике). Кофе живет в. (кофейнике). Селедка живет в. (селедочнице). Конфеты живут в. (конфетнице). Салат живет в. (салатнице).
• «Чашка и блюдце». Дети выполняют инструкции и комментируют свои действия.
— Поставь чашку на блюдце. — Я поставил чашку на блюдце.
— Возьми чашку с блюдца. — Я взял чашку с блюдца.
— Поставь чашку возле блюдца. — Я поставил чашку возле блюдца.
— Поставь чашку справа от блюдца. — Я поставил чашку справа от блюдца.
— Держи чашку над блюдцем. — Я держу чашку над блюдцем.
— Поставь чашку перед блюдцем. — Я поставил чашку перед блюдцем.
— Поставь чашку под блюдце. — Я поставил чашку под блюдце.
— Возьми чашку из-под блюдца. — Я взял чашку из-под блюдца.
— Отдай Тане чашку, а у нее возьми блюдце. — Я отдал Тане чашку, а у нее взял блюдце. И т. д.
• «Объясни слово». Уточнить значение слов: мясорубка, самовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжималка, сладкоежка; завтрак, обед, полдник, ужин (обратить внимание детей на время суток приема пищи).
• «Чего не бывает?» педагог показывает какую-либо часть предмета посуды, а дети комментируют. Не бывает чайника без. (носика). Не бывает терки без. (дырочек). Не бывает кастрюли без. (крышки). Не бывает сковородки без. (дна). Не бывает кофейника без. (ручки). Не бывает сита без. (дырочек). Не бывает ножа без. (лезвия) и т. д.
Игра «Сосчитай-ка»
Цели: развивать грамматический строй речи (согласована числительных с прилагательными и существительными). Например.
Одна фарфоровая тарелка, две., пять. Одна чайная ложка,. Один хрустальный бокал,. Одно фаянсовое блюдце,. Один стеклянный чайник,. Одна глиняная чашка,.
Игра «Посуда»
Цели: формировать грамматический строй речи (согласование числительных «два», «пять» с существительными).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям изменить слова пс образцу. Игра проводится с мячом.
Например:
Одна чашка — две чашки, одна ложка — две ложки.
Слова: вилка, стакан, нож, бокал, миска, ковшик, блюдце, блюдо, ведро.
Аналогично с числительным «пять».
Игра «Из чего — какой?»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных). Обогащать словарный запас (слова — названия материалов, из которых изготавливают посуду).
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям, из каких материалов изготавливают по-суду. Объясняет значение слова «хрупкая». Затем просит детей закончить предложения по образцу.
Например.
Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.
Если вилка из алюминия, она.
Если горшочек из глины, он.
Если стакан из стекла, он.
Если нож из стали, он.
Если фужер из хрусталя.
Если тарелка из бумаги, она.
ложка из металла, она.
Если чайник из фарфора, он.
Игра «Скажи наоборот» Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы. Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, сказав наоборот.
Эта ложка чистая, а эта —. (грязная). Вот тарелка глубокая, а вот—. (мелкая). Эта чашка большая, а эта —. (маленькая). Вот стакан широкий, а вот —. (узкий). Этот нож старый, а этот —. (новый). Эта кружка белая, а эта —. (чёрная). Вот сковорода тяжёлая, а вот —. (лёгкая). Бокал хрупкий, а сковорода —. (прочная).
Игра «Назови первый звук»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый звук в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах — названиях посуды.
Слова: кастрюля, чайник, блюдце, кофейник, тарелка, сковорода, нож, ложка, дуршлаг, половник.
Игра «Вставь нужные гласные»
Цель: развивать фонематические процессы. Ход игры. Воспитатель говорит детям, что мышка «съела» в словах некоторые буквы и предлагает детям посмотреть на слова и догадаться, каких букв не хватает. Слова: чайнк, л_жка, чашк, н ж.
Игра «Будь внимательным»
Цель: развивать зрительное внимание, совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям зачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся — составить слово. Затем дети выполняют звуковой анализ этого слова.
ИРОЛВОДКРАД — вилка
Ребус «Поднос»
Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии.
Загадки
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
Смастерили из досок и надели поясок. И хранит посуда эта с грядки со-бранное лето.
(Бочка)
Он округлый, но не шар, Медный — не монета, В нём пылает алый жар, Им вода согрета. Чай готовить он мастак, Чайник вспомнил даром! Ведь зовут его в веках Люди. (самоваром!
Т. Маршалова
Среди ложек я полковник.
И зовут меня. (половник)
Т. Маршалова
По моей тарелке лодочка плывёт. Лодочку с едою отправляю в рот.
(Ложка) Т. Маршалова
Текст для пересказа
ПЕЧЕНЬЕ
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на
две кучки.
— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки:
— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено, Вова вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку чёрного хлеба.
В. Осеева
Придумывание продолжения к данному началу рассказа
Однажды папа с Алёшей решили подарить маме на Восьмое марта красивую тарелку. Они пошли в магазин и выбрали самую лучшую из всех тарелок. Алёша спрятал её в шкаф на самую верхнюю полку и с нетерпением ждал, когда же наступит праздник. Вот и настал долгожданный день. Все поздравляли маму. И Алёша тоже побежал за своим подарком, он подставил стул к шкафу и достал тарелку. Но так торопился, что она выпала из рук и.
Развитие связной речи
• «Сказка о чайнике» :
«Жил-был чайник. У него была семья — посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чай-ник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили».
Вопросы к сказке: «С кем жил чайник? Какой он был по размеру? Какие части есть у чайника? Из чего сделан чайник? Почему его любили люди?»
Логопед предлагает детям выучить сказку, а потом придумать аналогичную о каком-либо предмете посуды.