Надежда Иоселева
Рекомендации учителя-дефектолога педагогам, работающим с ребенком, имеющим патологию зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации учителя-дефектолога педагогам, работающим с ребенком, имеющим патологию зрения
Успешная коррекция детей с нарушениями зрения требует комплексного подхода, сочетающего в себе совместные усилия педагога-психолога, воспитателей, тифлопедагога, медицинских работников, учителя-логопеда, родителей (законных представителей).
Чтобы сохранить хорошее зрение ребенку, необходима профилактика его нарушений. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша. Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца. Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения. Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.
Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение). Особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.
Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо.
Снижение остроты зрения, кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание. Снижение остроты зрения, кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти.
Коррекционная дошкольная группа для детей с нарушениями зрения реализует комплексный и в то же время дифференцированный индивидуальный подход к развитию личности ребенка с патологией зрения, учитывающий все его особенности и потенциальные возможности.
Продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих.
К дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально, неуклонно следуя рекомендациям офтальмолога.
Положительное влияние на поддержание работоспособности обучающихся и предупреждение зрительного переутомления оказывает проведение физкультурных пауз. Во время паузы выполняют дыхательные упражнения, хватательные, сгибательные и разгибательные упражнения для кистей рук. Слабовидящие не должны выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резким движением тела, т. к. эти упражнения им противопоказаны.
Слабовидящие дети должны размещаться ближе к естественному источнику света.
Специфические требования заключаются:
• в соответствующей освещенности;
• в ограничении непрерывной зрительной нагрузки (5–10 мин в младшем и среднем дошкольном возрасте и 15–20 мин в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте);
• в смене вида деятельности на деятельность, не связанную с напряженным зрительным наблюдением;
• в особых требованиях к наглядности.
Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.
Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность. При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение. Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.
Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации врача-окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.
Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.
В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально видящими детьми.
Только совместными усилиями всех участников образовательных отношений может быть оказана действенная помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья.