Родионова Екатерина Викторовна
Рекомендации родителям «Медлительные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям. Медлительные дети.
Тенденция современного мира и современного детства – быстрота, скорость. Психологи констатируют увеличение процента гиперактивных деток. На их фоне даже обычного ребенка посчитают медлительным. Что уж говорить, о тек, кто действительно «не торопится».
Как правило, малыши уже с рождения демонстрируют свою медлительность. Уже в полтора года можно заметить, как на любое занятие у него уходит значительно больше времени, чем у других деток. В последствии медлительный ребенок тяжело просыпается по утрам, медленно жует за столом, долго одевается. Эта черта характера проявляется с каждым годом все четче. При этом логопеды и неврологи не видят отклонений в развитии.
Темочки:
Особенности медлительных детей.
Медлительные дети «тянут» слова, делают паузы между ними, речь может быть невнятная, тихая, неэмоциональная, речевую активность проявляют редко, вопросы взрослого, заданные в быстром темпе, вызывают затруднение, ситуацию отказа от общения, непонимания речевой инструкции, сложности в выражении словами желаний, эмоций.
Низкая моторная активность: движения и действия замедленны, не скоординированы, мимика лица невыразительная, в ситуациях ранее незнакомых испытывает эмоциональное напряжение, отказ от телесного контакта со взрослым и сверстниками в незнакомой ситуации (игры, занятия).
Избирательность в контактах со взрослыми и сверстниками, сложности с адаптацией в группе сверстников, отказ от совместных игр, требующих активного участия и взаимодействия со сверстниками, боязнь публичных выступлений (на праздниках, занятиях, предпочтение второстепенных ролей в сюжетно-ролевой игре.
Таким детям тяжелее в современном мире, где скорость – важная составляющая успеха. Но родителям не стоит волноваться. У неспешного поведения наряду с отрицательными, обнаруживаются и положительные стороны. Усидчивость, основательность, длительное запоминание информации (их память позволяет хорошо сохранить знания и умения, полученные извне). Они не понимают многозадачности, но могут одно занятие выполняют скрупулезно и качественно. Как правило, это интроверты, с удовольствием играют в одиночестве, обладают богатой фантазией. Нужно лишь приложить усилия и дать правильное направление развитию, учитывая особенности малыша. К сожалению, взрослые не учитывают этот факт и стараются постоянно «ускорить» ребенка, а суета старших, происходящая из-за спешки, вводит малыша в недоумение. Родители часто бывают обеспокоены тем, что не знают, как помочь медлительному ребенку.
Ребенка нужно учить выражать свои чувства. Пусть ребенок скажет: «Я не успеваю», и это может защитить от негативной реакции взрослых. Говорите малышу, что медлительность – это не плохая черта характера, просто он такой, и вы его, конечно же, любите. Подчеркивайте все позитивные моменты: «Как аккуратно ты нарисовала!», «Какой чудесный дом ты собрал из конструктора». Да, ребенок потратил на это много времени, но результат превзошел все ожидания.
Иногда у ребенка бывают сложности с переключением на другую деятельность. Давайте им немного времени на подготовку: «Поиграй еще пять минут, а потом мы поужинаем и почистим зубы». Предупреждение подготовит их к следующему заданию. Большинство ребятишек чувствует себя спокойнее, если у них есть четкий распорядок дня. Планирование – один из лучших методов борьбы с нерасторопностью крохи и своим раздражением. Установите четкие временные ограничения для вашего ребенка на определенный вид деятельности. Например: «У тебя есть 20 минуток на то, чтобы поиграть во что-то». Через 10 минут обязательно напомните, что игра скоро закончится. Не забывайте развивать подвижность нервной системы через ежедневную работу. Это может быть бег, пальчиковая гимнастика, катание на велосипеде, плаванье, подвижные игры. Для лучшего эффекта переходите от медленного ритма занятий к быстрому. Уделяйте особое внимание адаптационным этапам в образовательных учреждениях, потому что таким детям присущ страх всего неизвестного.
Разговаривать, общаться с медлительным ребенком необходимо спокойно, без упреков, понуканий; тон общения должен быть ровный, неторопливый.
Не награждайте оскорбительными прозвищами. Фразы «копуша», «за смертью посылать» больно ранят вашего ребенка. Обращайтесь к нему так, словно он уже почти все делает в положенный срок (или, по крайне мере, старается). При выполнении любых заданий не торопите с выполнением, продумайте задание так, чтобы у медлительного ребенка было больше времени на выполнение, чем у других детей. При этом не следует фиксировать внимание ребенка на том, что он делает медленнее других, никогда не сравнивайте медлительных малышей с их более активными сверстниками. Проводите аналогию с их прошлыми результатами: «Теперь ты одеваешься гораздо быстрее!» Воздерживайтесь от участия в соревновательных играх. Поверьте, это не принесет ему удачи, ведь он болезненно переживает любую неудачу. Важно помнить, что прямые указания медлительному ребенку на скорость выполнения, неумение что-то делать быстро имеют прямо противоположный эффект: ребенок будет выполнять задание еще медленнее, теряя веру в свои силы. Твердо усвойте, что неторопливость – не вина или недостаток. Это особенность характера. Цените уникальность вашего ребенка!
Игры для детей.
"Бегу, иду, гуляю" В этой игре ребенок идет по кругу. Скорость, с которой он это делает, зависит от того, какой сигнал подаст взрослый. Если взрослый поднимает руку вверх, ребенок бежит как можно быстрее, если складывает руки на груди — малыш идет по кругу достаточно ритмично, а если водящий опускает руки вниз, то играющий идет очень медленно, как бы не спеша прогуливаясь.
"Кошачьи коготки" Все наверняка видели, как кошки, потягиваясь, выставляют свои коготки. Обычно они делают это медленно, получая удовольствие от собственной лени. Однако, если вдруг неподалеку показалась добыча, движения их лапок становятся стремительными. В этой игре ребенок должен сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Сигналом к смене скорости служат слова взрослого. Если взрослый произносит слово "солнышко", то ребенок старается представить себя котом (или кошкой, нежащимся на солнце, и медленно сгибать и разгибать пальцы. Если взрослый вдруг произносит слово "мышь", то ребенок делает те же движения очень быстро, как бы пытаясь не упустить кошачью добычу.
"Зеркало" В этой игре один игрок (ребенок) будет зеркалом, то есть будет повторять все движения стоящего напротив взрослого. Водящий делает самые разнообразные движения, то ускоряя, то замедляя темп. Ребенок повторяет их в точности, с такой же скоростью.
"Запрещенное движение" Эта игра похожа на предыдущую, но в ней есть принципиально новое правило. Сначала взрослый и ребенок договариваются о том, какое движение будет запрещенным. Затем начинается игра, и ребенок повторяет вслед за взрослым все движения, кроме одного. Как только он видит, что взрослый сделал запрещенное движение, то ни в коем случае не повторяет его, а хлопает один раз в ладоши. Если игрок "попадется" (то есть сделает запретное движение) три раза, то он считается проигравшим, и игру можно начинать заново.