Светлана Белоусова
Рекомендации родителям, дети которых испытывают страх
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям, дети которых испытывают страх
Страх- это естественная эмоция, свойственная всем людям, такая же как радость, изумление, восторг. Детские страхи обусловлены возрастными особенностями детской психики и по мере взросления ребенка проходят без следа, но иногда приводят к тому, что у ребенка меняется поведение. Причин этому несколько: излишняя тревожность родителей, гиперопека, запугивание детей родителями, обстановка в семье, травмирующие ситуации, богатая фантазия детей.
Публикация «Рекомендации родителям, дети которых испытывают страх» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Как надо и не надо вести себя родителям, если их дети испытывают страх
Ежедневно находить время для общения с ребенком тет-а-тет, тем самым давая возможность ребенку поделиться с Вами своими секретами, тревогами, попросить помощи, совета.
Слушайте ребенка внимательно. Не пытается ли он рассказать Вам о том, что кто-то запугал его, или Вы своим поведением внушили ему страх? Воспринимайте рассказы серьезно.
Учитывайте, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер.
Помните, что ребенок не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны.
Ни в коем случае не наказывать ребенка. Если бы каждая мать, ругая его, могла представить, что ночью она превратится в «Бабу Ягу», а каждый жесткий отец – в «Бармалея», они бы гораздо лояльнее выбрали бы методы воспитания.
Ни в коем случае не запугивать ребенка и даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность.
Не манипулируйте детскими страхами. Успокаивайте, но не создавайте для детей особых условий.
Воспитание страхом – жестокое воспитание. Последствия его – тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
Страх перед засыпанием свидетельствует о том, что сфера подсознательного у ребенка нуждается в более тесном контакте с мамой. Поэтому не стоит стараться во, чтобы то ни стало приучать ребенка засыпать в одиночестве. Если ребенок стремится почувствовать рядом с собой близкого взрослого человека, его желание необходимо удовлетворить.
Если малыш боится темноты, купите ему веселый ночничок в виде, например, волшебного гномика, который не допустит и близко всяких монстров (постепенно увеличивая время отключения светильника).
Красочное постельное белье с различными сказочными персонажами, обнимающими со всех сторон малыша, никогда не дадут его в обиду.
Когда малыш боится замкнутого пространства, оставьте открытой дверь в его комнату, побудьте рядом с ним.
Чтобы ребенку не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке.
Если малыш боится оставаться в комнате один, возьмите его за руку, поцелуйте ладошку, сожмите кулачок. Скажите, что это его защита, которая останется с ним на все ночь.
Если ребенок боится, что в туалете или под кроватью притаились чудовища, проверяйте вместе с ним перед сном эти места и положите рядом с малышом фонарик.
Когда ребенок боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, когда боится врача – в больницу. Главное – игра должна быть интересной, и конечным результатом ее должно быть убеждение ребенка в том, что страх его напрасный.
Дайте ребенку карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободится от них.
Положительным примером борьбы с детскими страхами может стать рассказ родителей о своих детских страхах. Расскажите малышу, как Вы с ними боролись и победили.
Никогда не стыдите своего ребенка за испытываемый страх. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. Стремясь, избавится от него, ребенок прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т. д.
Реакцию страха можно предвидеть и предупредить ее. Так, например, перед посещением зоопарка рекомендуется рассказать ребенку, что не все звери хорошие и добрые, есть дикие и страшные.
При обучении ребенка письму, лучше использовать простой карандаш с резинкой, чтобы малыш в любой момент мог вытереть то, что плохо получилось (профилактика страх неуспешности).
Спрашивайте, не хотят ли они попробовать два-три раза испытать то, чего они боятся, прежде чем отказаться от этого навсегда.
Не заставляйте детей силой преодолевать страх. Некоторые дети могут сразу прыгнуть в бассейн и поплыть, а другие все лето будут наблюдать со стороны, прежде чем осмелятся войти в воду. Уважайте своего ребенка и имейте терпение и веру.
От страхов ограждают мудростью и предусмотрительностью. Склонность к страху преодолевают добротой.
Нельзя использовать методы запугивания и наказания в целях воспитания.
Не перегружайте фантазию и воображение малыша пугающими его сказками и историями.
Не подшучивайте над детскими страхами, не углубляйте их, загоняя в глубину детской души.
Никогда не стыдите своего ребенка за испытываемый страх. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. Стремясь, избавится от него, ребенок прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т. д.
Никогда не оставляйте ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом с взрослым.
Есть много детских книжек, где герои побеждают страх. Читайте их вместе с детьми, чтобы они знали, что они не одиноки и страх присущ многим, но можно его победить.
Рассказывание историй — древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.
Известный психолог и психотерапевт Д. Бретт, пишет: «Нам, взрослым, следует помнить, что, если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, — на языке детской фантазии и воображения.
В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. В сказке «Мальчик-с-пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир, — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что, если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, он, обязательно победит.
Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.
И на самом деле, рассказывание историй — для родителей вещь уникальная.
Вы сами знаете, что вечернее чтение ребенку — одно из лучших методов. Попробуйте.
Страхи – это определенный этап в жизни вашего ребенка, если они не носят затяжной патологический характер и не мешают ребенку взрослеть, то в большинстве случаев консультация детского психолога не требуется, а все что необходимо вашему ребенку, чтобы страхи остались позади – это ваше внимание и ваша любовь.