Ольга Пашковская
Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений для учителей –логопедов, педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс основных артикуляционных упражнения
Рекомендации
По выполнению артикуляционных упражнений для учителей – логопедов, педагогов и родителей
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
Публикация «Рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений для учителей –логопедов, педагогов и родителей» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики : выработка полноценных движений и опреде-ленных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять про-стые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Органы артикуляции
Артикуляция – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением зву-ков речи и различных их компонентов составляющих слоги, слова.
Органы речевой артикуляции – органы, которые обеспечивают движение ротовой полости.
Уклад (артикуляционный) – положение, которое органы занимают (принимают) при движении.
Виды артикуляционных упражнений
Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабаты-вают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
Артикуляционную гимнастику можно разделить на:
Упражнения для нижней челюсти
Упражнения для щёк
Упражнения для губ
Упражнения для языка
Упражнения для мягкого нёба.
Организация работы
Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном со-стоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо пе-дагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движе-ний, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игро-вые приемы.
Показывает выполнение упражнения.
Дает инструкцию по выполнению упражнения : инструкции надо давать по-этапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик язы-ка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ре-бёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Напри-мер: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите затем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе заня-тия не имеют смысла.
Занимаясь с детьми (3-4 лет) следите, чтобы они усвоили основные движения.
К детям (4-5 лет) требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
В (6-7 лет) дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Создать благоприятный эмоциональный фон для артикуляционной гимнасти-ки, можно сочинить с ребёнком сказку о Весёлом язычке и выполнять под эту сказ-ку необходимые упражнения.
Детям нравится, когда выполнение каждого артикуляционного упражнения сопро-вождается показом соответствующей картинки. Набор наглядности для артикуля-ционной гимнастики можно приобрести в книжном магазине или изготовить само-стоятельно.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки
1. Позевывание.
2. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и ка-пать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
3. Полоскание горла.
4. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
5. Покашливание.
6. В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, дере-вянные палочки.
Упражнения для нижней челюсти
1. Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
2. Жевательные движения.
3. Движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для щек
1. Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
2. Перегонка воды из одной щеки в другую.
3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для губ
1. Улыбнуться, не обнажая зубы.
2. «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
3. «Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстоя-ние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
4. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
5. «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
6. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.
7. Вибрация губ (фырканье лошади).
8. «Трубач». Из положения «трубочка» - движения губ влево-вправо.
9. Чмоканье.
10. Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.
11. Выплевывание губами семечек, риса, гороха.
Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, рас-тягивания подъязычной складки («уздечки»)
1. «Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
2. «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
3. Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
4. «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
5. Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
6. Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
7. Слизывайте капельки сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек.
8. «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.
9. Присчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
10. Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.
11. «Вкусное варенье». Слизывай варенье с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
12. Вылизывай тарелочку «Кошка вылизывает сметану» всей поверхностью языка.
13. «Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.
14. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
15. «Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
16. «Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
17. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка во-дить вперед-назад по небу.
18. «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с си-лой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».
Упражнения для активизации мышц шеи, гортани
(Выполняются с закрытым ртом).
1. Опускание головы вниз.
2. Запрокидывание головы назад.
3. Поворот головы вправо-влево.
4. Наклоны головы вправо-влево.
5. Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
6. Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопро-тивлением рук.