Тамара Левочкина
Рекомендации по развитию взаимоотношений родителей и дошкольников в семье
Семья – сложная многофункциональная система. Функции семьи – это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, репродуктивную, воспитательную. Социолог А. Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической фабрики». Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физической, психическое, интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости.
Публикация «Рекомендации по развитию взаимоотношений родителей и дошкольников в семье» размещена в разделах
Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие его от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности в доверительной беседе, сочувствие, сопереживание – все это позволяет человеку быть более стойким к современной неспокойной жизни.
Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Под досугом понимается внерабочее время, которым человек распоряжается по своему выбору. Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы.
В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют множество вариаций. Для одних семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот; для других – своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы.
При этом нельзя забывать о воспитании способностей и развитии навыков дошкольника. В это время развития ребенка родителям необходимо быть особенно внимательными к нему и друг к другу, забыть на время о каких – нибудь возбуждающих, стрессовых баталиях и резких изменениях в течение жизни. Ребенок хранит в памяти чувства о своих родителях, и любые изменения у родителей отражаются на его самочувствии и здоровье. Лучше с детства развивать понимание того, что не все, что делают другие – правильно, постараться поговорить на эту тему в непринужденной форме, закладывая в памяти понимание важности вежливости и аккуратности.
Воспитание в семье и в общественных учреждениях представляют собой неоднозначные явления. Известные различия наблюдаются в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить детей. В общественных воспитательных учреждениях цель носит объективный характер, поскольку подчинена «заказу» общества на воспитание необходимых ему членов. Таким образом, цели семейного и общественного воспитания могут не совпадать, а иногда и противоречить друг другу. Задачи, содержание воспитания в семье носят имплицитный характер, варьируются в зависимости от целого ряда причин (ценностных ориентаций, уровня образования, общей педагогической культуры родителей, степени ответственности за будущее детей, сплоченности семейного коллектива). Общественное воспитание отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка.
Эта проблема имеет и другую, не менее важную, сторону: если родительское участие в воспитании не сводится к назидательным монологам, если взрослый старается не только научить чему-то ребенка, но в понять его, воспитательный эффект, как правило, бывает обоюдным. Заметим в этой связи, что ребенок воспитывает родителей уже самим появлением на свет, образуя целый комплекс новых взаимосвязей между ними и обществом, пробуждая новые эмоции и переживания. Непосредственность, незаданность видения растущим ребенком многих явлений действительности, культуры как бы освежает восприятие взрослых, заставляет их другими глазами взглянуть на сложившиеся оценки и мнения.
Важной проблемой, на наш взгляд, также является уровень педагогической культуры родителей. Владение педагогическими знаниями позволяет избежать многих ошибок. Они коренятся в недостаточном понимании родителями самого ребенка, особенностей и тенденций его развития, а отсюда – неумение педагогически грамотно организовать процесс домашнего воспитания. Учитывая особую роль семьи в воспитании ребенка, ее непреходящую ценность, еще в конце ХIХ века прогрессивные педагоги (Макаренко А. С., Ушинский К. Д., Сухомлинский В. А.) говорили о необходимости помощи родителям в воспитании детей. В одном из пособий того времени освещаются проблемы, которые в современной литературе обозначены понятием «педагогическая рефлексия». А. Н. Филиппов, обращаясь к матерям, говорил о том, что можно избежать ошибок, только осознав их. «Педагогическая рефлексия» – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его характеру и конкретной ситуации.
Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий.
Авторитет и личный пример родителей.
Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста : подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.
Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.
Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.
Педагогический такт родителей.
Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.
Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям.