Елена Гаврилова
Полезные советы и рекомендации для родителей «Музыка дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Окружайте ребенка прекрасной музыкой
Для успешного развития музыкальных способностей вам, родителям, необходимо сделать музыку составной частью окружающей среды вашего ребенка с момента его рождения. Окружив малыша прекрасной музыкой, вы заложите первый камешек в его музыкальное образование. А лучше всего «окружать музыкой», согласно дородовым методикам воспитания ребенка, с момента зачатия. Когда окружающая среда малыша будет состоять из хорошей музыки и звуков родного языка, ребенок будет развивать в себе способности говорить на родном языке и играть на музыкальном инструменте. Ведь дети учатся говорить, внимательно слушая вашу речь. Это срабатывает и при получении музыкального образования. Чем чаще ваш ребенок будет слушать музыку, чем качественнее будет музыкальный фон вокруг вашего ребенка, тем проще ему будет научиться играть на музыкальном инструменте. Как это происходит? Интуитивно! Как ребенок подражает звукам и словам, которые он слышит от вас, так же он будет подражать в воспроизведении музыки. И еще одно, на что вам необходимо обратить внимание: когда ребенок слушает записи, он не только легче и быстрее научится играть на музыкальном инструменте — у него активизируется мозговая деятельность, он учится слушать самого себя, развивать чувство прекрасного, выносливость и усидчивость, а также свое сердце.
Публикация «Полезные советы и рекомендации для родителей „Музыка дома“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Слушание музыки с вашей помощью должно стать каждодневной привычкой ребенка. Однако заставлять его слушать музыку насильно не следует, малыш должен это делать, будучи занятым чем-то другим: играми, конструированием, рисованием, лепкой. Интересно, что дети не устают от слушания музыки, как взрослые. Маленький ребенок любит слушать знакомые звуки. Вспомните, сколько раз ваш малыш просил вас дать ему послушать его любимую детскую песенку. Но если малыш услышит ваше ворчание по поводу надоевшей музыки, его энтузиазму может прийти конец.
И еще один совет : если у вас нет слуха, лучше не пойте ребенку. Развитию его музыкальных талантов это не поможет.
Начните обучение музыке с рождения малыша
Первые четыре года — идеальное время, чтобы развивать музыкальность своего чада. Вы можете с удивлением задать вопрос: «Почему так рано?» Во-первых, раннее начало занятий очень важно, ведь первые годы жизни малыша — это критическое время для развития умственных процессов и координации мышц. Во-вторых, именно в первые годы идет освоение родной речи. В этом возрасте слух у малыша особенно обострен, находится на пике активности, он настроен на то, чтобы впитывать, усваивать. Поэтому и учиться музыке лучше сейчас, пока ваш кроха ходит пешком под стол.
Постарайтесь вызвать интерес у ребенка к инструменту
Главный принцип метода доктора Сузуки — вызвать интерес, а это лучшее побуждение. Ведь худший способ обучения — это принуждение. Если у малыша возникнет интерес к скрипке, фортепиано, баяну, он сделает большие успехи и за короткое время даже может превзойти все ваши ожидания. Как вызвать интерес? Если у вас есть музыкальный инструмент, играйте на нем при ребенке, уже этим вы вызовете у него интерес к данному музыкальному инструменту. Если нет, можно с ребенком пойти в магазин музыкальных инструментов, в ближайшую музыкальную школу. Пусть малыш посмотрит, послушает, потрогает. Пригласите в гости друзей, которые играют на скрипке, гитаре, и потом попробуйте оторвать вашего ребенка от них. Вариантов масса, фантазируйте!
Обучение детей музыке. Полезные советы и рекомендации для родителей.
Как научить малыша подпевать?
Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня.
Разучивайте песни "с голоса". Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.
Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
Старайтесь не искажать мелодию.
Пойте негромко.
Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться.
Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни - оживленно.
Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова.
Например, песня «Птички».
«Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.
Зернышек я птичкам дам, дам, дам.
Клювиками птички - клю, клю, клю.
Я смотрю на птичек и пою:
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля;
Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.»
Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание "Да", - то, что, собственно, ему по силам.
Например, «Ладушки».
Мама играет с ребё нком и поет:
Звонкие хлопошки,
Хлопали в ладошки,
После каждого куплета вы протяжно поете "Да" и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением.
Хлопали немножко. Да!
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.
Да!
Кулачками били:
Тук-тук, тук-тук,
Тук - тук - тук.
Да!
Деток забавляли,
Ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля.
Да!
Ладушки поспали.
Баю-баю, баюшки,
Соединив ладоши прикладывают их к щёчке.
Баю-баю, ладушки.
Да!
Как в первом куплете.
Это "Да" малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в "пении".
"Да!" - один из первых шажков.
Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.
Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т. д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т. д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении.
Вы поете песенку "Птичка" :
«Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко.
Подожди, не улетай!
Улетела. Ай!»
Ребенок не только слушает песенку, но его "Ай!" - посильное участие в пении - уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама.
Ещё шажок вперед.
Далее вы включаете в репертуар песенки с простыми повторяющимися словами. Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни - целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.
Музыкальное воспитание в семье
Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
• Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
• Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
• Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
• Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.
Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка.
Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.