Дания Рудакова
Рекомендации по использованию игры «Геоконт»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по использованию игры "Геоконт"
Развивающая игра Воскобовича для детей от 3 до 9 лет «Геоконт» появилась в 1991 году. «Геоконт» вместе с методической сказкой «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава», дает возможность в занимательной игровой форме решать многие образовательные задачи:
1. Геометрия для дошкольников:
Публикация «Рекомендации по использованию игры „Геоконт“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математический планшет. Геометрик, геоконт, геоборд
- Темочки
«Геоконт» открывает путь в мир Геометрии. Используя эту игру, дети получают геометрические представления (точка, прямая, луч, отрезок, треугольник, многоугольник и т. д.). Затем самостоятельно с помощью разноцветных резинок моделируют полученные представления, что способствует живому, яркому восприятию их, убеждаясь, что на «Геоконте» можно рисовать, растягивая резинку фигурки, буквы, цифры.
2. Сенсорное развитие:
С помощью игры, дети осваивают сенсорные эталоны света, формы, величины; тренируют тактильно-осязательные анализаторы. Это имеет огромное значение для их дальнейшего умственного развития.
3. Развитие мелкой моторики рук:
Конструирование фигур на «Геоконте» способствует развитию мелкой моторики, что очень важно для развития речи и интеллекта.
4. Развитие психических процессов:
«Геоконт» является прекрасным средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умений анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В игре развиваются творческое воображение и пространственное мышление.
«Геоконт» - резиновый конструктор – представляет собой игровое поле (20*20) со штырьками.
К игре даны схемы натяжения резинок «Паутинки» - они представляют собой 12 двухсторонних цветных карточек (20*14) с геометрическими и образными фигурами. При вкладывании рисунков можно использовать 1, 2 или 3 резинки.
Для ознакомления с окружностью используется новый «Геоконт», с количеством штырьков 225 штук.
Знакомить детей с игрой «Геоконт», лучше через необычную сказку, которая помогает ребенку стать героем сказки, оказаться в центре событий, приобрести знания, которые откроют ему путь в мир геометрии. Эта методическая сказка называется: «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава».
Идея создания этой сказки принадлежит В. Воскобовичу.
«Сказка об удивительном геоконте» состоит из 17 глав, которые по-шагово знакомят ребенка с геоконтом, объясняют принципом расположения осей и гвоздиков (Глава, в которой Гео снится необыкновенный сон; Глава, в которой Гео находит Чудесную поляну; Глава, в которой Гео находит и теряет Луч-Владыку, Глава, в которой Гео узнает про цифры и буквы). В сказке игровое поле геоконта- это Чудесная поляна, «гвоздики» - это золотые плоды, которые должен посадить Гео по приказу Короля. Но прежде чем сделать это, нужно раскрыть тайну поляны и подружиться с Лучем-Владыкой. Луч-Владыка – это самый главный луч в мире, на нашей планете – луч света, который попадая в центр поляны, расходится (распадается) на семь цветных лучей – цвета радуги. То есть, в первых главах в сказочной форме ребенку объясняется о луче как физическом явлении, знакомит с солнечными и несолнечными лучами света, с источниками лучей света. Тут же ребенок знакомится с лучом и точкой как базовыми геометрическими фигурами, упражняется в поиске нужного гвоздика по координатам. Не беда, если ребенок маленький и еще не знает букв и цифр, можно называть цвет луча и отсчитывать по порядку гвоздик на луче.
Далее, (Глава, в которой Гео сражается с непонятной веревкой; Глава, в которой Гео получает первую награду от Луча-Владыки) малыш Гео, а вместе с ним и ваш ребенок, знакомится с еще одной геометрической фигурой – «отрезком», узнает про паука Юка и его паутинке – цветные резинки, а также получает геоконт в подарок – уменьшенная копия Чудесной поляны.
В последующих главах ребенок вместе с Гео и остальными героями знакомится такими геометрическими фигурами как «линия» (кривая, ломанная, замкнутая, разомкнутая, «прямая», «угол» (прямой, тупой, острый и другие виды углов, разные виды треугольников, многоугольников и так далее. С каждой последующей главой задания усложняются. Есть задания на симметрию, деление квадрата на две равные и неравные части, трансформация одной фигуры в другую, не снимая «паутинки» с геоконта, а просто перемещая резинку с одной точки на другую. Имеются задания на продолжение логического ряда, да и просто «рисование» на геоконте цветными резинками.
Игры и упражнения можно предлагать детям на занятиях и в свободные часы.
Игры с «Геоконтом», рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.
Игра может быть использована для выполнения диагностических заданий.
Средняя группа – знакомим с таким понятием, как точка, прямая, отрезок,
луч, спектральный анализ света.
Старшая группа – с линиями разного типа (прямые, кривые, ломаные, углами.
Подготовительная группа – с фигурами и окружностями.
Занятие №1
Тема: «Цвета радуги. Их очередность».
Занятие №2
Тема: «Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света».
Познакомить с «Геоконтом» - временно дать
имя - «Волшебная поляна», дать понятие «луч», уточнить разницу между солнечными и несолнечными лучами.
Занятие № 3
Тема: «Прямая линия».
Используем развивающую игру «Мы – точки», предварительно уточняем, что окружающие нас предметы состоят из точек, близко или далеко расположенных друг от друга. Чем ближе стоят «человечки» друг к другу, тем тверже и прочнее предмет, состоящий из них: воздух – «человечки» не касаются друг друга, вода – «человечки» вытянули руки и касаются друг друга пальчиками, твердые предметы – «человечки» стоят вплотную друг к другу, т. е. плечо к плечу.
Объяснив это, необходимо играть в твердые предметы, в которых есть прямые линии. Все дети точки, ставим их рядом, начиная с одной, подставляя к ней по первой точке с двух сторон, а дети стоящие с краю, вытягивают свободную руку, приглашая присоединиться всех желающих.
Это и есть объяснение бесконечности прямой.
Чтобы объяснить на этой линии понятие «луч», достаточно разомкнуть две точки в любом месте: в разомкнутом месте. дети кладут руку на пояс – это начало лучей, их два.
Занятие № 4
Тема: «Волшебные гвоздики на «Геоконте» (штырьки)».
Знакомим с именами гвоздиков-штырьков (или точек) на каждом луче.
Занятие №5
Тема: «Пересекающиеся линии».
Появление паку Юк – вводим в игру волшебные паутинки – резинки.
Занятие №6.
Тема: «Вертикальные и горизонтальные прямые линии».
Используем отвес – веревочка с гайкой, с его помощью проверим, какие гвоздики лежат на одной прямой вертикальной линии, ориентируясь на верхний гвоздь.
Провести белую линию вертикальной – это капли дождя.
Провести голубой резинкой (ручейки) горизонтальную линию.
Найти гвоздики, в которых они пересекаются, и назвать их.
Белые резинки – Ф4-Г4, Б4-З4, К4-Ж4 (вертикально).
Голубые резинки – Ф3-К3, С4-О4, Г3-Ж3 (горизонтально).
Занятие №7
Тема: «Отрезок. Имя отрезка».
Используем палочки Кюизенера (10).
Занятие №8
Тема: «Ломаная линия».
Используем ломаную ветку.
В качестве закрепления и повторения пройденного этапа можно провести дополнительное занятие, викторину или игру: «Почемучка», «Назови правильно», «Что это такое?», «Быстро ответь» с использованием стихов, загадок, ребусов и кроссвордов.
Использование игры «Геоконт» в коррекции речевых нарушений.
Помимо того, что при работе с пособием в результате создания игровой ситуации у ребёнка с ОВЗ формируется словарь признаков и предметный словарь, ребёнок с ОВЗ начинает более детально понимать обращённую речь, так как инструкции алгоритма повторяются от занятия к занятию, практически не изменяя структуру.
Также данное пособие можно использовать при постановке и автоматизации звуков у детей с моторной алалией и дизартрией. Для этого логопеду необходимо подготовить круглые жетончики размером как красные круги у каждой оси координат, крепить жетончики можно с помощью липкого пластилина. На жетончиках обозначить необходимые в автоматизации звук. Например Буква Л и гласные первого ряда: А, О, У, Ы Э. Буква Л крепится в центр пособия на букву Ц, остальные по краям осей. Ребёнку даётся резинка (маленького диаметра) и предлагается соединить Букву Л, с гласным, проговаривая слог, который получится.
Автоматизацию в словах также можно на «Геоконте». В этом случае жетоны с буквами крепятся хаотично по гвоздикам, и, ребёнок соединяет незамкнутой резинкой буквы, получая слово с заданным звуком.
Используя это пособие В. В. Воскобовича, можно проговаривать звук длительно или отрывисто. Ребенку предлагается найти штыречки определенного цвета, дотронуться до них, назвав звук. Затем ребенок натягивает резинку, чтобы получилась заданная фигура и проговаривает протяжно звук, проводя пальчиком по резиночкам (сторонам фигуры).
Также “Геоконт” можно использовать для дифференциации звуков. Поочередно нажимая на штырьки разного цвета, ребенок произносит оппозиционные звуки (слоги). С этим пособим особенно любят заниматься мальчики. Придумывая новые задания, с “Геоконтом” можно заниматься несколько занятий подряд.
Игры и упражнения
«Угадай фигуру»
Угадай, какую фигурку сплел из Паутинки Ромбик. Ее «шифр» — КЗ-О4- Ж2-33-Г2-С4-ФЗ-Ф2-К2. Соедини линиями на своей схеме эти точки, и получится. Паучку Плюсику нравятся геометрические фигуры. Он построил из Паутинки в центре Поляны сначала маленький квадрат, потом несколько квадратов побольше. Сколько всего квадратов можно построить в центре Поляны? Нарисуй и сосчитай их 3. Паучок Вопросик любит загадывать загадки. Он построил три фигуры. Первая — Ф4-К4-Ж4-Г4, вторая — Ф4-СЗ-Г4-Ж4-ОЗ-К4-Ф4, третья -Ф4-С2-Г4-Ж4-О2-К4-Ф4. Обведи три фигуры разноцветными резинками и найди закономерность. Какая фигура будет следующей? 4. Вопросик сделал из Паутинки вазочку Ф4-К4-К2-Ж4-Г4-Ф2-Ф4. Одно движение умелых лапок, и вазочка превратилась… в табуретку. Как это получилось?
«Делаем фигуры»
Возьми паутинки в руки и попробуй с их помощью сделать разнообразные фигуры. Сначала простой формы: квадрат, треугольник, прямоугольник и другие. Потом - более сложной: флажок, колокол, кораблик и другие (схемы фигур в альбоме).
«Трансформируем геометрические фигуры»
Сделай на Чудесной Поляне Золотых Плодов прямоугольник и преврати его в трапецию, трапецию- в пятиугольник, пятиугольник- в ромб и т. д.
Теперь сделай восьмиугольник и преврати его в семиугольник, семиугольник- в шестиугольник, шестиугольник- в пятиугольник и т. д.
«Делаем табуретку»
На Чудесной Поляне Золотых Плодов появилась фигура Ф3-К3-Ж4-Г4-Ф3. На что она похожа? (Юбка, салфетка) Преврати ее в табуретку. Что для этого надо сделать? (Закрепить резинку Г4-Ж4 за центральный гвоздик).
«Шифруем фигуры»
На игровом поле «Геоконта» нарисована координатная сетка, Она состоит из лучей, обозначенных буквами Б, К, О, Ж, З, Г, С, Ф, и пересекающихся геометрических фигур. Точки координатной сетки – это пересечения лучей и геометрических фигур. В этих точках установлены гвоздики с номерами. Например, на фиолетовом луче – гвоздики 1, 2, 3, 4. Таким образом, у каждого гвоздика есть свое «имя» - Ф1, Ф2, Ф3, Ф4.
Сделай фигуры по точкам координатной сетки. Ф4-К4-Ж4-Г4-Ф4. Что получилось? (Обыкновенный квадрат). Теперь более сложной фигуры – Б4-К2-Ж3-Ж4-Г4-Г-Г3-Ф2-Б4. (Крокодил).
Придумай фигуру, сделай ее с помощью паутинок и, не показывая друзьям, скажи шифр придуманной фигуры. Пусть друзья сделают по нему фигуру – проверь- она получилась точно такая же как у тебя?
Выбери любую картинку в альбоме и попробуй сделать изображенный предмет на «Геоконте» с помощью паутинок. Передай шифр фигуры друзьям.
«Находим отражение в зеркале»
На Чудесной Поляне Золотых Плодов появилось зеркало (отрезок Б4 З4). Слева появилось изображение фигуры Ц-Ф4-Г4-Ц. Сделай справа ее отражение в зеркале с помощью паутинки. Какая получилась фигура? На что она похожа? (Бантик, бабочка).
На Чудесной Поляне Золотых Плодов появилось еще одно зеркало (отрезок С4-О4). Сверху появилось изображение фигуры Ц-Ф-К4-Ц. Сделай снизу ее отражение в зеркале. Что получилось? На что она похожа? (Песочные часы)
«Поворачиваем «Геоконт»
Сделай чайник по шифру С4-С3-Ф2-Б3-К2-О3-К4-Ж3-Г3-С4. Теперь поверни «Геоконт» по часовой стрелке. Что получилось? (Бабушка в косынке). Поверни «Геоконт» еще раз по часовой стрелке. Что получилось теперь? (Грустная птица). Снова поверни «Геоконт» по часовой стрелке. Снова на «Геоконте» чайник.
Конспект развивающей игры В. В. Воскобовича «Геоконт»
Цель: совершенствовать умение конструировать контур фигур по образцу, по шифру; понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «вниз», «вверх»; умение ориентироваться на координатной плоскости.
Оборудование: Геоконты, макет «мальчик Гео», паучок Юк.
Ход игры:
1)Однажды мальчик Гео проснулся и вспомнил, что ему приснился необычной красоты цветок, который распускается только ночью…Гео подумал, а вдруг и на самом деле он существует и отправился на поиски. Солнце было уже высоко….
- Попробуем выложить солнце? Справитесь? (выкладываем по показу из квадрата, большой замкнутой паутинкой, начинаем с луча Владыки- белого - гвоздик Б4)
2) - По дороге Гео встретил своего друга, паучка Юка, который обещал ему помочь и повел на золотую поляну, где порхали красивые разноцветные бабочки. (Сделайте бабочек самостоятельно, помните, что крылья должны быть симметричны, украсьте их.)
- Очень красиво у вас получилось.
3)Гео и Юк так долго искали цветок, что наступила ночь, и на небе показался месяц. Предлагаю месяц сделать по шифру. Справитесь?
Перед вами шифр, прочитайте - Б4К3О4Ж3З4Ж2О3К2, работать будем красной замкнутой паутинкой (у доски 1 ребенок, воспитатель на его месте).
- Поверните Геоконт по часовой стрелке один раз. На что похоже? (Улыбку)
- Это Гео улыбается, радуется, он что то увидел… Догадались что?.
- (Цветок выполняем по очереди с паутинками, возьмите зеленую замкнутую паутинку, сложите вдвое и зацепите за гвоздик З4, затем правой рукой накиньте на гвоздик О4, левой на С4 и т. д.)
- Полюбуйтесь, какой красивый получился цветок!