МААМ-картинки

Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Людмила Власенко
Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современных родителей обычно волнует развитие ребёнка физическое, интеллектуальное, эмоциональное. Беспокоит, как относятся к нему педагоги, взрослые? Хорошо ли ему среди сверстников? Мы думаем: чего не хватает нашим детям, каких качеств. И сравниваем с другими детьми. Но редко кто из родителей задаё т себе вопрос: «А что ребёнок думает о самом себе. Между тем именно от ответа на этот очень важный вопрос зависит, какой образ самого себя, собственного «Я» сложится у ребёнка. Образ, сотканный из едва уловимых штрихов, которые рисует невидимой кистью жизнь. Именно это представление ребёнка о себе во многом определит не только характер растущего человека, но и такие поистине судьбоносные отношения, как «Я — и Мир вокруг», «Я — и Другие».

Публикация «Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение.

Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходят в течение всей жизни человека. Очень важно в дошкольном возрасте заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Самооценка ребенка дошкольного возраста выполняет сразу несколько функций. Она помогает ему адекватно воспринимать сверстников, своих родителей, понимать, правильный ли он совершил поступок. Самооценка дошкольника формируется под влиянием оценок значимых взрослых.

Вначале дети учатся оценивать поступки других детей, чуть позднее — свои собственные.

Ребенок сравнивает себя с другими, проверяет границы своих

возможностей и способностей. Постепенно у него складывается

представление о себе, чертах своего характера, на основе чего он строит

свою деятельность и отношения с окружающими.

Самооценка является одним из множества факторов, которые оказывают влияние на поведение человека. Самооценка – это оценка личностью самого себя, собственных качеств, возможностей, достоинств и недостатков, а также своего места среди других людей. Самооценка - это степень восприятия себя хорошим, достойным уважения. У ребенка самооценка начинает складываться в семье с самого раннего детства, в дальнейшем отражается на установке, с которой ребенок приходит в детский сад, а потом - в школу.

Для полноценного развития личности ребенка необходимо, чтобы у него

сформировались моральные представления о своих и чужих поступках, о

взаимоотношениях между людьми, проявлении личных качеств по отношению к другим.

Важным фактором становления личности ребенка являются знания о самом себе. Именно поэтому так важно с раннего детства формировать положительное отношение к самому себе. В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают : детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны.

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, не уверенны в себе, трудно включаются в деятельность, они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников.

Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия — основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. В развитии самосознания ребёнка очень важна роль взрослого, который, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ему овладеть средствами осознавания себя и самооценивания.

В связи с этим, можно выделить общие рекомендации по формированию и развитию адекватной самооценки у детей дошкольного возраста.

1. Анализировать личность ребенка и учить этому его. То есть, нужно ребенка оценивать положительно, даже его не значительные помехи, кроме этого, учить его оценивать себя, сравнивать с образцом, выявлять причины неудач и искать пути их преодоления. И, естественно, при этом прививать ему уверенность, что у него получится.

2. Необходимо создавать условия для всестороннего общения ребенка с другими детьми, взрослыми. Помогать решать трудности в общении.

3. Больше разнообразной деятельности, чтобы ребенок был включен в самостоятельную деятельность и получал определенный опыт. Тем самым у него будет возможность проверить свои возможности и способности, расширятся представления о себе.

4. Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере бережного отношения к его способностям. Чтобы родитель был заинтересован в их формировании и развитии.

Как помочь ребенку сформировать адекватную самооценку? Чтобы самооценка ребенка была адекватной, а уровень его жизни достойным, достаточно придерживаться нескольких правил воспитания ребенка:

1. Реально оценивайте детские достижения, не преувеличивая или приуменьшая достоинств ребенка.

2. Хвалите ребенка за хорошие поступки и ругайте за плохие.

3. Отделяйте оценки поступков ребенка от оценок его личности в целом. Нельзя говорить ребенку, разбившему вазу, что он плохой, и Вы его больше не любите. Оцените поступок ребенка («ты сделал плохо», но не допускайте общих оценок («ты плохой»).

4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Для формирования адекватной самооценки ребенка лучше сравнивать более ранние достижения малыша с более поздними и отслеживать положительную динамику.

5. Давайте ребенку только те задания, которые ему по силам. В противном случае самооценка ребенка резко упадет, несмотря на то, что он не смог выполнить задание (даже если оно реально не соответствует его возрасту). Также учитывайте индивидуальные особенности ребенка, предлагая ему то или иное задание. Пусть это задание будет ориентировано на его склонности, умения, способности, интересы. В этом случае малыш с большим

удовольствием выполнит предложенное Вами задание, потому что будет чувствовать, что это ему по силам!

6. Прислушивайтесь к мнению своего ребенка и уважайте в нем Личность. В этом случае малыш будет понимать, что он значим и важен, а самооценка ребенка будет адекватной.

7. Даже когда Вы ругаете ребенка, не говорите: «Ты никогда.», «Ты постоянно.». Так Вы лишаете его всех положительных стремлений к самосовершенствованию. Смысл стараться, если ты все равно всегда был и останешься таким же плохим…

8. Следите за своим тоном при общении с ребенком. Если Вы его хвалите – будьте доброжелательны. Если ругаете – говорите строгим тоном. Только следите за тем, чтобы переходы от одного тона к другому не были резкими. Нельзя ругать ребенка, а через 5 минут хвалить. Это очень важно для формирования самооценки ребенка.

9. Подавайте ребенку пример - пусть он видит, что ошибаться могут даже родители. Например: «Видишь, сегодня мама пересолила суп. Ну, ничего страшного, в следующий раз она сделает самый вкусный суп в мире!».

10. Поощряйте в ребенке инициативу и не бойтесь показывать ему свою любовь. Помните, что самооценка ребенка зависит от Вас. И только Вам под силу сделать так, чтобы Ваш ребенок был уверен в себе, весел, открыт миру и эмоционально устойчив. Люди с адекватной самооценкой стремятся к успеху и могут признать свои ошибки, не умаляя своих достоинств.

Адекватная самооценка – путь к достойному уровню жизни!

Литература.

1. Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребёнок. //Дошкольное воспитание. - 1988. - №11 - с. 60-64.

2. Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М. : «Просвещение», 1988.

3. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1971.

4. Маркова Т. А. Воспитание дошкольника в семье. - М., 1999.

5. Микляева Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности. // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1 – с. 17-23.

6. Молчанова О. Н. Самооценка : теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие/ Молчанова О. Н. - М. : Флинта, 2010.-С. 45

7. Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей / Психология дошкольника : Хрестоматия. Сост. Г. А. Урунтаева. М. :»Академия», 2000.-207 с.

8. Белобрыкина О. А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации // Психолог в детском саду. – 2008, № 2. – С. 5 – 12.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста «Заниматика»Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста «Заниматика» Дидактическая игра по формированию навыков счёта у детей старшего дошкольного возраста "Заниматика" Направленность : для детей 5-6 лет;.

Конспект ОД по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба» Цель: Формирование личностного типа отношения к сверстнику, преодоление внутренней изоляции. Задачи: • Формировать чувство общности и продуктивные.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2024 в 10:27
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Власенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД