Наталья Александровна Яхнович
Рекомендации педагогам по патриотическому воспитанию дошкольников
"Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине". (В. А. Сухомлинский)
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы G подрастающим по-колением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям на» шего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Рекомендации педагогам по патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с ок-ружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.
"М О Й ДОМ, МОЙ ДЕТСКИЙ САД, МОЙ ГОРОД"
Формировать представление о Родине на основе ознакомления с. ближайшим окружением /дом, двор, улица города, по маршруту от дома до детского сада; детски! сад и его территория/.
Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок; под-черкивать значение окружающих предметов быта /одежда, игрушки и т. д. /; обращать внимание на природное окружение <,
Знакомить с фольклором России, народными сказками и иллюстрациями к ним. Рассматривать русские народные костюмы, старинные игрушки, атрибуты народного театра. Привлекать детей к драматизации, режиссерским играм.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
"МОЙ ГОРОД"
Расширять представления детей о Родине на основе знакомства с городом, где они живут.
Знакомить с географическим расположением города, его экономическим значением, социальной сферой, архитектурными особенностями.
Знакомить с историческим прошлым города - на материале легенд, преданий, экспонатов музея, рассказов старожилов.
Воспитывать желание сохранить чистоту, порядок в своем городе.
СТАРШАЯ ГРУППА
I. " М0Й КРАЙ".
В доступной форме знакомить детей с историческим прошлым и настоящим Оренбургского края.
Дать представление о его географическом расположении, природных ресурсах.
Рассказать о климатических условиях как факторе, определяющем экономическое развитие Оренбурга. Знакомить с достопримечательностями.
Рассказать об истории развития Оренбурга, традициях его жителей, о казачестве.
Знакомить с культурным наследием Оренбурга /с произведениями поэтов, художников, музыкантов, архитекторов, фольклором, обрядами, ремеслами/.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
II. " МОЯ СТРАНА - РОССИЯ ".
Формировать понятие родины как места, где человек родился /город, село/, и страны, где он живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
Расширять кругозор’ детей на основе материала, доступного их пониманию: былин, сказок, рассказов об исторических событиях нашей страны.
Знакомить с географическим расположением России, ее климатическими поясами, природными ресурсам.
Дать представление о старинных русских городах /города - музеи, города - крепости/, их достопримечательностях.
Воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции русского народа.
Знакомить с подвигами русских солдат и военачальников.
III. СТАРШИМ ДОШКОЛЬНИКАМ ОБ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА.
Основные темы:
1. Земля русская в старину далекую.
Просторы и богатства земли русской. Городища, города и крепости. Понятие "столица". Столицы Руси.
2. Князья-государи, купцы да бояре да русский мужик-лапотник.
Князья и богатыри - защитники русской земли. Геральдика /создание детьми макетов/. Уклад жизни, сословная принадлежность жителей Руси.
/Использование для объяснения произведений А. С. Пушкина: "Сказка о попе и работнике его Балде", "Сказка о рыбаке и рыбке"./
3. Одежда древних русичей.
История русского костюма. Техника изготовления его деталей и атрибутов. Русские народные промыслы. /Создание элементов одежды и моделирование одежды детьми. /
4. Дома-терема тесовые, ставенки узорчатые.
.Деревянное зодчество на Руси, мастерство плотников, столяров, резчиков по дереву. Знаковость древнего зодчества. /Рисование, аппликация и конструирование, из бумаги. /
5. Русская изба углами красна.
Убранство жилища россиян, утварь. Эстетика быта и ее истоки. Народные промыслы. /Создание детьми макета горницы. /
6. Изба красна не только углами, но и пирогами.
Отношение россиян к хлебу. Профессии людей "создающих" хлеб. Традиции хлебопечения.
7. Книгопечатание на Руси.
История книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. Способы хранения книг. Культура чтения. /Игра "Библиотека"./
•8. Древние церковные храмы и ансамбли.
Церковные храмы, ансамбли, их. Архитектура, убранство. Величие церковных обрядов. История иконописи. Колокольный звон - музыка радости и беды.
9. Наши столицы красотой и историей славны.
Достопримечательности и архитектурные памятники Санкт-Петербурга. История Москвы, запечатленная в архитектурных памятниках, /Выставка-экспозиция «Моя Москва»./
10. История транспорта /"Сказки стали былью"/.
Транспорт в старину. 0 каком транспорте мечтали люди много лет назад? Как эти мечты отображены в сказках? Виды современного транспорта. Будущее нашего транспорта. /Творческое моделирование экологически чистого транспорта. /
11. Русский человек здоровьем славился.
Понятие "здоровый человек". Факторы здоровья. Ценность здоровья. Физкультура и спорт. Народные виды спорта. Культура питания. Особенности и достоинства русской кухни.
12. Русский солдат славу Отечества достойно защищал.
История великих сражений. Знаменитые полководцы. Русские солдаты -славные защитники родной земли. Одежда и оружие русских воинов. Армия в наши дни.
13. Русские мореплаватели.
Роль Петра 1 в создании флота. Подвиг русских моряков. Отношение моряков к своим традициям.
IV. СТАРШИМ ДОШКОЛЬНИКАМ О РОДНОМ ГОРОДЕ^
Цель: Показать детям город, в котором они живут, вызвать чувство гордости
за свою "малую родину". Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения родного города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны.
2. Рассмотреть разные по значению здания. Рассказать об исторических памятниках.
3. Подготовить вместе с детьми выставку фотографий людей, прославивших город.
4. Познакомить с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие края. Подчеркнуть: история города неотделима от истории страны.
5. Рассказать о местах отдыха, об экологии города.
1. Мой родной город
Местоположение города, его экономическое и социальное значение. История возникновения. Национальности людей, населяющих город.
2. Улицы моего города
"Малая родина" - мой дом, двор, улицы города по маршруту от дома до детского сада. История возникновения первых улиц, главных магистралей.
3. Транспорт города
«Виды транспорта» История создания городского транспорта.
4. Природа родного города
Флора и фауна. Беседа о сохранении природы.
5. Наше наследие
Культурное наследие жителей города (произведения местных поэтов, худо-жников, музыкантов; фольклор, ремесла, обряды, традиции, праздники.)
6. Защитники родной земли»
Славные подвиги защитников родной земли. Особенности костюма воина -казака.
7. Исторические памятники Краеведческий музей. История его создания.
8. История костюма
Своеобразие русского костюма, его детали, украшения. Творчество народных мастериц.
V."С Е М Е Й Н И Й АЛЬБОМ"
Цель: Социальное развитие детей. Задачи:
1. Вызвать интерес к своим близким, друзьям, к самому себе.
2. Обратить внимание на внешние признаки сходства ж различия детей.
3. Содействовать половой идентификации, пониманию поло-ролевых реакций.
4. Поощрять к рассказам о семейных событиях, традициях, праздниках, обращать внимание на необходимость участия в них самих детей.
5. Привлечь к созданию семейных альбомов. Выделять в режиме дня время для рассматривания и обсуждения фотографий.
1. Какие мы. Выставка фотографий своей группы
Рассматривание фотографий с каждым ребенком в отдельности и с подгруппой детей. Узнавание себя и других на фотографиях. Рассказ воспитателя о каждом из детей ласковым благожелательным тоном.
2. Мы - разные
Описание внешнего вида детей: рост, цвет волос, глаз и т. д. Рассматривание фотографий людей. Определение настроения по выражению лица. Что означают наши имена?
3. Мой младший /старший/ брат,/сестра/
Рассматривание фотографий. Внешнее сходство и различия изображенных на фотографиях детей, их братьев и сестер. Рассказы детей о своем отношении к младшим, изготовление для них подарков. Беседы о новорожденных.
4. Моя семья
Рассматривание с детьми фотографий их близких. Составление генеалогического дерева. Беседа о взаимоотношениях в семье.
5. Мои друзья
Составление детьми рассказов о своих друзьях. Пословицы о дружбе, их разъяснение.
6. Наш детский сад
Встречи с работниками детского сада. Рассматривание их фотографий, рассказ об их увлечениях. История детского сада в фотографиях.
7. Каким я был, каким я стану
Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседа по его созданию. Беседа о школе и качествах, необходимых ученику. Моделирование учебных ситуаций.
VI." X Л Е Б "
Цель: Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к труду хлебороба
и пекаря. Задачи:
1. Расширять кругозор детей на основе исторического материала, доступного их пониманию.
2. Знакомить с народными обрядовыми праздниками.
3. Дать элементарные сведения об истории и эволюции хлебных продуктов. 4. Воспитывать- уважение к труду как основе жизни человека. Темы:
1. Что за зернышко такое? Непростое - золотое
Знакомство с пшеничными колосками /зерно твердое, золотистое и т. д. / Разучивание пословиц и поговорок о хлебе.
2. Проращивание пшеницы
Проращивание пшеничных зерен в прозрачной емкости /наблюдение/,
3. Посев пшеницы
История хлебопашества. Подготовка почвы, посев пшеницы на грядке в детском саду. Посевная страда в наши дни. Разучивание пословиц о труде и трудолюбии.
4. Жатва поспела и серп изострен.
Жатва. Знакомство с орудиями труда крестьянина. Пословицы й труде о хлебе.
5. Жнут в поле в пору.
Демонстрация процесса уборки пшеницы серпом, обмолота и переработки зерен в муку. Воспитание уважения к труду хлебороба.
6. Хлебушко - калачу дедушка
Рассказ воспитателя об истории возникновения хлеба и о процессе выпечки. Продукты, необходимые для выпечки. хлеба. Виды хлебобулочных изделий в других странах. Беседа о бережном отношении к хлебу. Воспитание уважения к труду пекаря.
7. Испекли мы каравай
Знакомство со свойствами сдобного теста, с последовательностью приготовлен ния сдобных изделий. Украшение детьми пирогов. Воспитание стремления порадовать товарищей своими кулинарными изделиями.
8. Соломенная кукла.
Рассматривание поделок из соломы, воспитание аккуратности во время работы. Знакомство с обрядами Масленицы.
9. Ой, блины, блины, блины. Ой, блиночки мои!
Закрепление знаний детей об обрядовом народном празднике - Масленице. Знакомство с рецептами блинов. Замешивание теста. Сервировка стола. Культура поведения за столом.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ К ТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ:
1. Колоски и зерна пшеницы.
2. Зерна пшеницы, прозрачная емкость с землей, лейка с водой.
3. Иллюстрации по теме. Лопатки, грабли лейка, зерна пшеницы.
4. Иллюстрации по теме.
5. Игрушечные серпы, розетки для зерна, два небольших плоских камня /жернова/, ступа с пестиком.
6. Иллюстрации по теме.
7. Готовое сдобное тесто, изюм, сахар, мед, нож, скалки, передники, головные уборы.
8. Готовая к работе солома, веревочки, лоскуты ткани /для косынки и фартука куклы/; ножницы, различные поделки из соломы и иллюстрации с изображением поделок.
9. Все компоненты для блинного теста, венчик, половник, электрическая плита, сковорода, прихватки, посуда для сервировки стола, скатерть, салфетки.