Виктория Тимина
Рекомендации по формированию здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ:
Здоровье - это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, а вернуть очень трудно.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует множество определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Публикация «Рекомендации по формированию здорового образа жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Учёные утверждают, что здоровье современного человека лишь частично зависит от таких факторов, как унаследованная от родителей склонность к определённым заболеваниям, экология и медицина. Преимущественно же оно определяется образом жизни человека, то есть его повседневным поведением. А это значит, что основную ответственность за здоровых детей несут не только медицинские работники, но и воспитатели. Здоровье детей в руках каждого педагога-воспитателя, и каждый педагог обеспечивает тот микроклимат на уроках, который ведёт к сохранению здоровья детей.
Жил-был мудрец. К нему все шли за советами, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уж умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму её в руках и спрошу - что у меня в руках: живое или неживое. Если он скажет: «Неживое», я выпущу её. Если он скажет: «Живое», я её задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошё л к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или неживое?» «Всё в твоих руках!» - ответил мудрец. В этой сказке воспитатель - мудрец. Здоровье детей в его руках.
Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли. Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование представлений об основах здорового образа жизни. Вопрос о содержании указанного взаимодействия взрослого и ребенка в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разных групп в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.
Задача ДОУ и воспитателя сохранить и, по возможности, укрепить здоровье детей. В первую очередь эта задача реализуется через осуществление контроля над дозировкой различных заданий, над посадкой детей, их осанкой. Только здоровый ребёнок может успешно заниматься, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Занятия по формированию основ здорового образа жизни ежедневно начинаются с выполнения утренней гимнастики с музыкальным сопровождением при открытых форточках. Комплекс упражнений специально подбирается по музыку. Дети с удовольствием выполняют физические и танцевальные упражнения. Ребята перестали опаздывать на утреннюю зарядку.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души». Одним из эффективных элементов физкультминуток проводимых на каждом занятии являются дыхательные упражнения и точечный массаж - надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения определённых точек и разветвлений нервов. В основном это массаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на волосяной части головы, лице и ушах. На каждом занятии проводится физкультминутка, которая включает физические и дыхательные упражнения, упражнения для сохранения зрения.
В настоящее время процесс обучения и воспитания всё больше связывают с освоением детьми новых знаний, умений и навыков. Одним из видов такого подхода является упражнения «Целебная сила звука» (из китайской звукотерапии, которое даёт хороший эмоциональный настрой на целый день.
Целебная сила звука.
Звук «У» - способствует вентиляции лёгких.
Звук «Н» - активизирует процессы и творческие способности.
Звук «Ю» - благотворно действует на почки и мочевой пузырь, снижает
болевые спазмы.
Звук «А» и «О» - приводит к действию всю гамму организма, дают команду
всем клеткам настроиться на работу.
Звук «Е» - прекрасный чистильщик организма от различных негативов.
Звук «Э» - используют для снятия сглаза и порчи.
Звук «М-ПОМ» - благотворно действует на сердце, снижает давление,
оказывает положительный эффект при склерозе.
По сигналу воспитателя дети садятся за столики на стульчики свободно, спина ровная, руки на парте ладошками вверх, глаза закрыты. Звук поётся до тех пор, пока захочется вдохнуть. Упражнение выполняется 2-3 раза. Провожу его в начале каждого занятия. Целый день желательно работать с одним звуком, для достижения желаемого результата. Упражнение даёт положительный настрой на весь урок и день.
Здоровый образ жизни – это формы и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функций, способности к профилактике наиболее распространённых заболеваний.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм в общеобразовательном процессе, повышение качества преподавания физической культуры, проведение профилактических мероприятий по ведению здорового образа жизни – вот небольшой перечень основных направлений работы школы по этому вопросу.
Цель и задачи формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Общей целью при создании программ является следующее: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Для достижения такой цели необходимо решить такие задачи как:
- укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
- создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Содержание и формы организации ознакомления дошкольников
с основами ЗОЖ.
Для организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни в детском саду созданы следующие условия:
- музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;
- физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим. По все групповой комнате «расчерчены» следы, классы, линии.
- спортивная площадка,
- уголок релаксации в кабинете здоровья;
Физкультурно – оздоровительная деятельность :
Создание системы двигательной активности в течение дня:
- утренняя гимнастика (ежедневно)
- оздоровительная звуковая терапия (буква-звук)
- физкультурные занятия (3 раза в неделю);
- музыкально – ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
- прогулки с включением подвижных игр;
- оздоровительная звуковая терапия (буква-звук)
- пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);
- зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях);
- физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
- эмоциональные разрядки, релаксация; ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
- спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)
Летняя оздоровительная площадка.
Реализация программы осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.
Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.
Занятия по формированию ЗОЖ необходимо наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяют сохранить специфику младшего школьного возраста.
Особое место уделяют работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с воспитателями является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья.
Утренняя гимнастика
Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Дети охотно занимаются утренней гимнастикой вместе с родителями, главное контролировать интенсивность нагрузки с учетом возраста и физического развития малыша, а также постоянно проявлять выдумку и разнообразить используемы упражнения.
Утреннюю гимнастику с детьми желательно проводить на свежем воздухе, если это не возможно, то занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха 16-17 0 С. Для упражнений выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический коврик. Для начала занятий утренней гимнастикой не требуется никакой подготовки: поднимитесь сами, разбудите ребёнка, откройте форточку или окно, включите музыку и набирайтесь бодрости, сил и здоровья.
Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющей движения.
При выполнении ребенком упражнений, нужно научить его, а затем постоянно контролировать правильное дыхание - малыш должен дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох. В большинстве упражнений имеются указания, когда делать вдох, а когда выдох. Также необходимо следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например, сгибание колен, при выполнении движений для туловища.
Здоровье малышей
Организация закаливания детей в группе.
Воздушные ванны
• В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком;
• Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде (при температуре воздуха не ниже 18-20? С);
• Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда);
• В течение дня неоднократно предлагаем детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.
Водные процедуры
• Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается махровой салфеткой или полотенцем;
• Организуем полоскание рта и горла водой после каждого приёма пищи, постепенно снижая температуру воды на 1? С, доводя до 18? С.
Организация детей на прогулку
• Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя;
• Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды;
• Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 20? С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе;
• Во избежание переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также один раз в неделю проводим занятия по физической культуре на воздухе.
Ожидаемый конечный результат:
Эффективность решения оздоровительных задач можно определить по динамике физического состояния вашего ребёнка, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности.