Анжелика Юндина
Рекомендации музыкальным руководителям по обучению детей народным танцам в ДОО.
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации музыкальным руководителям по обучению детей народным танцам в ДОО
Обучение детей народным танцам в детском саду - одна из задач музыкального руководителя. Но в своей работе с детьми по ознакомлению и обучению русскому народному танцу я столкнулась с трудностями:
Публикация «Рекомендации музыкальным руководителям по обучению детей народным танцам в ДОО,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- по обучению детей хореографии (перестроения, согласование движений с музыкой, запоминания движений, передаче образа, идеи и характера танца);
- отсутствие в детском саду хореографа.
Я обратилась за помощью к современным образовательным технологиям и методикам, новым программам по музыкальному воспитанию и с их помощью обогатила свой репертуар народными танцами, доступными для исполнения детьми. Подобранный мною материал очень нравятся детям. Его богатое содержание, яркая гармония, задор вызывают эмоциональную отзывчивость, а самое главное желание танцевать вместе, в ансамбле, участвовать в инсценировках этих песен, ведь большинство народных танцев - это целый спектакль со своими героями и судьбами. Это раскрывает сценические способности, эмоциональность, и артистичность моих воспитанников.
Для реализации работы использовала методическое пособие «Музыкальное развитие дошкольников на основе примерной образовательной программы «Детство» под редакцией И. Е. Яцевич.
Одной из задач которой – способствовать освоение элементов танца для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
Педагогическое мастерство педагога, его умение пользоваться всем арсеналом приемов обучения танцу, чуткое отношение к детям помогут приобщить дошкольников к народной культуре. При обучении детей танцевальным движениям, я использую следующие этапы работы:
1. Слушание произведения;
2. Беседа о произведении;
3. Разбор танцевальных движений;
4. Заключительная часть (воспроизведение движений).
Танцевальные, а в ДОО используются и сюжетно - образные движения, вызывают живой интерес у детей. Они создают своеобразную игровую ситуацию и являются ценным моментом развития воображения дошкольников. Перед детьми ставятся творческие задания, которые позволяют им выполнять движения имитации разнообразных трудовых процессов, повадок животных и птиц. Своеобразная игровая ситуация, побуждает детей к творчеству и, следовательно, способствует его развитию. А разнохарактерность персонажей не даёт возможности детям подражать друг другу, (ведь тяжеловесный медведь не может двигаться также как грациозная лиса, это побуждает каждого ребёнка самостоятельно искать выразительные движения.
Достичь положительных результатов в работе помогла интеграция всех областей, совместная работа с педагогами детского сада и родителями. Я с удовольствием совмещаю разные виды деятельности, особенно изобразительную деятельность и музыку, при этом прививая любовь к народному творчеству.
При разборе танцевальных движений всегда использую связь с природой, быт человека, вспоминаем традиции и обычаи региона, в котором проживаем. Так, при знакомстве с танцем «Русские узоры» дети вспоминали и называли основные узоры или элементы.
Например, при изучении темы «Дом», дети знакомились с народной росписью «Золотая хохлома» (данная тема прорабатывается в ноябре, дети изучали и рисовали основные элементы. Я же предложила изобразить данные узоры не только на бумаге, но и в движении, через хоровод. Показывала узоры на слайдах, а дети под музыку с удовольствием изображали их в танце (травинки, смородинка, усик, завиток, клубничка, кустик, змейка, цветок).
Для упрощения работы перед детьми всегда находится подсказка: в цветке схематично я изобразила последовательность движений в танце. Детям достаточно увидеть рисунок, чтобы его воспроизвести.
Так знакомлю с хороводом и учимся его танцевать, при этом подпевая русскую народную песню «Травушка-муравушка».
Всегда интересно подводить детей к изучению или воспроизведению танца. Так, при изучении темы «Русская изба» (старшая группа, работа начинается с рассматривания посуды с гжелевой росписью.
Муз. руководитель : А роспись на посуде необыкновенная – незабудковая. Как вы думаете, почему гжель называют незабудковой?
Беседа:
Русский народ славился гостеприимством. Принимал гостей с радостью, угощал вкусно, блюда подавал в сине-белой посуде.
- Ребята, отгадайте загадку:
- Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми. Ещё в народе её называют незабудковая гжель. Почему, как вы думаете?
(Гжельская роспись)
- А почему вы так решили? (Потому что мы знаем, что синие и голубые узоры и цветы на белой посуде – это гжельские узоры)
- Кто расписывает такими узорами? (Гжельские мастера)
- А где живут и работают такие мастера, вы знаете? (В подмосковном местечке Гжель)
Рассказ ребенка:
В подмосковном местечке Раменского района есть деревенька Гжель. Издавна в 16 веке гжельские мастера изготавливали различные гончарные изделия (посуду и игрушки) из глины, приготовленной специальным способом. Обжигали ее при высокой температуре 1200 градусов. После мастера-художники расписывали ее по белому фону сине-голубыми узорами и цветами. Эти изделия были настолько нежными, красивыми, что слава о гжельских мастерах и об их изделиях пронеслась по всему свету. Посуда пользуется спросом практически во всех городах и радует глаз.
Даже песню про сказочную гжель придумали люди. Она такая же нежная и прекрасная, как и узоры. Выходите в хоровод, мы послушаем и потанцуем под эту нежную песню.
Дети повторяют движения за воспитателем под музыку «Сказочная гжель».
В мае не обходим стороной ВОВ. Ведь не обошла стороной ВОВ и Кубань. Пришлось нашим кубанским воинам участвовать в тяжелых оборонительных боях. При знакомстве с некоторыми историческими событиями знакомлю с песнями того времени («Синий платочек», «Смуглянка»). Музыка медленная и поэтому говорю и показываю, как колышется рожь на ветру, как волнуется море. Эти движения повторяем, затем танцуем.
Замечено: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально «выплескивают» свои эмоции. Ритм можно «переживать». И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания, но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.
При изучении лексической темы «Насекомые» (старшая логопедическая группа, дети знакомятся с поведением пчёл, комаров, жуков и другими насекомыми в природе, они изучают их среду обитания. Продолжая соблюдать интеграцию областей, при знакомстве со следующим народным танцем – кадрилью, в начале музыкальной деятельности мы совместно с детьми (после просмотра отрывка видеофрагмента «Перелёт пчелы с цветка на цветок») детально разбираем поведение пчел и их движений в полёте, при приземлении на цветок, её движения на цветке. Затем знакомлю детей с раскладками и разучиванием упражнений в медленном темпе. Объясняю прием его исполнения. За 1 НОД ввожу не более 2-3 движения. Например,
Перед детьми картинка пчел в движении.
пчелы чистят лапки
Отходят назад, чуть согнувшись
продвижение пчел, потряхивая крылышки
пчёлки идут друг на друга, за нектаром
На последующих НОД детям предполагается повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с музыкальным руководителем. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями.
А так как движения напоминают движения насекомых, птиц или животных, то танец ещё больше нравится детям, легче запоминается и воспроизводится. Именно этим он становится прост в запоминании и исполнении.
Детям на своих занятих я рассказываю, чем славится русский народ, какие черты русского характера отличают нас от других народов. Говорю о том, что танец приучает к нормам культурного общения. В детях мне удаётся воспитывать скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.
Немаловажную роль играют костюмы. Русский национальный костюм – своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Важно, что у моих воспитанников в костюмах прослеживаются черты принадлежности к нашему региону, а также к общерусским мотивам.
И, наконец, принципиально важно является то, что танцы порождают в ребенке уверенность в своей желанности и защищенности. А это в свою очередь формирует «базовое доверие к жизни» (желание жить, жизнерадостность, способность в последующем преодолеть трудности).