Маркорова Ольга
Рекомендации к организации театрализованных игр
▼ Скачать
Театрально – игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.
Время для этой деятельности отводиться вне занятий: во второй половине дня в группе или на прогулке в теплое время года /с апреля по октябрь/.
Театрализованные игры включают :
Публикация «Рекомендации к организации театрализованных игр» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
• действия с кукольными персонажами /сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурками/;
• непосредственные действия детей по ролям;
• литературную деятельность /проявляется в виде диалогов или монологов от лица персонажей литературных произведений/;
• изобразительную деятельность - /дети создают рисованные или аппликационные декорации, костюмы персонажей/;
• музыкальную – /исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т. д. /.
Руководство театрально – игровой деятельностью требует от воспитателя умение строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, цель которых – формирование творческих способностей детей.
Воспитатель помогает детям организовать деятельность – объединиться в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и проиграть от начала до конца литературные произведения.
Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Однако, для того чтобы дети средней группы могли играть сами, ещё в младшей группе нужно уделять внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Все это поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и явится хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участия в общих занятиях.
Игра «Блины пекут».
Двое детей стоят друг против друга и хлопают ладонями:
• одновременно двумя сразу;
• правая с правой;
• левая с левой;
При этом они приговаривают:
Пеки блины румяные,
Румяные, горячие,
Пеки блины румяные,
Румяные, горячие.
Кроме песенок и потешек, рекомендуется использовать скороговорки. Цель – учить детей сочетать слова и движения. Выполнять заданный ритмический рисунок.
«От топота копыт пыль по полю летит».
«Дали Клаше каши с простоквашей,
Ела Клаша кашу с простоквашей».
Игры с пальцами можно оживить, сделав головки мальчиков и девочек. Их рисуют или вырезают из вышедших из употребления старых книг и журналов, наклеивают на картон или марлю, а сзади пришивают резинку по размеру пальца. С помощью таких игрушек воспитатель может обыграть ряд стихотворений и потешек. Например:
• Этот пальчик - дедушка,
• Этот пальчик - бабушка,
• Этот пальчик – папочка,
• Этот пальчик – мамочка,
• Этот пальчик – я,
• Это вся моя семья.
В подведении детей к театрализованным играм большое значение имеет обыгрывание малых литературных форм: потешек, авторских стихов /А. Барто, С. Маршака и др. /. В этом случае педагог сам читает литературное произведение, а дети подражают действиям его героев. Подобные игры, доступны даже воспитанникам первой младшей группы.
Можно обыграть потешку «Привяжу я козлика».
Привяжу я козлика
К белой березе.
Привяжу я серого
К белой березе.
Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся,
Белая береза, стой не качайся.
При обыгрывание потешки участвуют трое детей – один изображает козлика, другой – девочку, третий – березку. Они также производят несложные действия в соответствии с текстом. Роль девочки можно усложнить: уговаривая козлика, погладить его.
Уже в младшей группе при обыгрывании этой потешки целесообразно предложить детям игрушки: козлика, куклу – девочку, дерево из плоскостного театра. Такое обыгрывание очень близко к театральным играм. Зрителями могут быть сверстники или куклы.
В средней группе, когда дети приобретают некоторый опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившиеся литературные произведения с помощью слов, мимики, жестов, передавать различные образы. Все это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу. Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен четко предвидеть весь ход деятельности. Главное и необходимое условие – использовать хорошо знакомые детям произведения.
Подготовка к театрализованным играм требует правильного руководства. Воспитатель ненавязчиво предлагает поиграть в «сказку», причем дети должны сами выбрать одно из двух – трех названых произведений. Для обыгрывания более сложных произведений целесообразно подобрать иллюстрации, слайды, музыкальное оформление. Это поможет детям составить более четкое представление о героях произведений. Организация театрализованных игр непременно связано с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, четкой дикции. После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями: учит их посредством движения передавать характер литературного героя / лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться /; предлагает всем детям попробовать себя в определенной роли, затем выбрать лучших исполнителей. К театрализованным играм предусматриваются несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации. Они должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровья детей.
В средней группе все атрибуты подготавливает сам воспитатель в присутствии детей, привлекая их к несложной, посильной работе – поддержать, принести нужный материал, подклеить, раскрасить.
В старшей и подготовительной группах возможности дошкольников возрастают: они приобретают опыт в конструировании, рисовании. Поэтому их можно привлекать к обсуждению и изготовлению несложных костюмов и декораций.