Ольга Подгорных
Рекомендации для воспитателей «Математика — это интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для воспитателей
Тема: Математика – это интересно.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и логически мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях, может стать привычной для детей.
Публикация «Рекомендации для воспитателей „Математика — это интересно“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как при организации непосредственной деятельности, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале, часть его доступна дошкольникам.
Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Они могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, мышление, воображение, вырабатывается усидчивость, развиваются конструкторские способности.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, думать в поисках результата, проявляя при этом творческое воображение.
Из всего многообразия задач на смекалку, наиболее приемлемы головоломки с палочками. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы необходимо иметь наборы обычных счетных палочек. Кроме этого потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преображению. На обратной стороне можно указать что надо сделать и какая фигура должна получиться в результате. В ходе решения каждой новой задачи на смекалки ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры.
Начинать необходимо с самого простого, постепенно усложняя условия задач.
Составь фигуру
Задачи: упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости, развивать умение анализировать, обследовать зрительно-осязательным способом.
Материал: счетные палочки, 2 толстые нитки длиной 25-30 см.
Ход:
Воспитатель предлагает назвать геометрические фигуры, после ответов детей, сообщает: «Сегодня мы будем составлять эти фигуры на столе и рассказывать о них». Дает задание:
1. составить квадрат и треугольник маленького размера. Вопросы: сколько палочек потребовалось для составления квадрата, треугольника? Почему? покажи стороны, углы, вершину.
2. Составить маленький и большой квадраты. Вопросы: из скольких палочек составлена маленькая/большая сторона квадрата? Почему верхняя и нижняя стороны квадрата составлены из одного и того же количества палочек? Можно дать задание на составление большого и меленого треугольника или прямоугольника.
3. Составить из ниток последовательно круг и овал. Вопросы: почему мы строили из ниток? Можно построить из палочек?
Далее задание усложняются.
1. Составь из 5 палочек два равных треугольника
2. Составь из 7 палочек два равных квадрата.
3. Составь из 7 палочек три равных треугольника.
4. Составь из 9 палочек четыре равных треугольника.
5. Составь из 5 палочек квадрат и два равных треуголька.
6.. из 10 палочек три равных квадрата.
7. …из 10 палочек два квадрата: большой и маленький (маленький внутри большого)
Для того, чтобы решить эти задачи, нужно владеть способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой. Впервые получив такое задание, дети пытаются составлять две отдельные фигуры. После ряда безуспешных попыток догадываются о необходимости пристроения одной фигуры к другой. В процессе поиска решения надо обращать внимание на то, что прежде чем начать составлять фигуру, необходимо подумать, как это можно сделать.
Постепенно детей надо знакомить с более сложными головоломками, такими, например как Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Пифагор, Монгольская игра, игры Воскобовича.