Анна Гуполова
Рекомендации для воспитателей «Применение игровых технологий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время все чаще констатируют интеллектуальную пассивность детей. Одна из причин — чрезмерная увлеченность в использовании всевозможных гаджетов и, как следствие, ограниченность интеллектуальных и эмоциональных впечатлений условия поиска. Однако эта ограниченность быстро преодолевается, когда деятельность ребенка переводится в плоскость игры.
Игра ставит ребенка у условия поиска, пробуждает интерес к победе. Таким образом, игра может стать для педагога одним из эффективных инструментов активизации познавательных способностей.
Публикация «Рекомендации для воспитателей „Применение игровых технологий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Игровые технологии — являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр, вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование к учебной деятельности.
Применение игровых педагогических технологий во всех сферах жизни дошкольника позволит существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и будет способствовать последующему формированию учебной деятельности.
При ознакомлении ребенка с окружающим миром широко используют следующие виды игр:
- дидактические игры (настольно-печатные, словесные и др.);
- сюжетно-ролевые игры;
- театрализованные игры;
- подвижные;
- народные игры.
Рассмотрим подробнее дидактические игры.
Дидактическая игра имеет четкую структуру и состоит из следующих компонентов:
- дидактическая цель;
- игровое правило;
- игровое действие.
Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер.
Дидактическая игра может включать в себя подбор картинок, складываение, передвигание. Все игровые действия должны сопровождаться речью.
Одной из интересных форм дидактических игр для ознакомления с окружающим миром являются настольно-печатные игры, такие, как лото, домино, парные картинки. Они способствуют развитию речи, логики, внимания.
Активному речевому развитию способствуют различные словесные игры, которые широко применяются в педагогической практике.
Рассмотрим несколько примеров таких игр.
Игра «Кто знает, пусть продолжит».
Цель: закреплять употребление в речи обобщающих слов.
Ход игры: Воспитатель называет обобщающие слова, а дети — видовое понятие, например : «Насекомое — это.
Дети: «Муха, комар и т. д.
Игра «О чем еще так говорят?»
Цель: закреплять и уточнять значение многозначных слов.
Ход игры. «Скажите, пожалуйста, о чем еще можно так сказать: Идет дождь (снег, снег, зима, дым, человек).
Играет… (музыка, девочка)
Горький (перец, лекарство).
Игра «Дополни предложение»
Цель: Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила… «Книги, тетради, — продолжают дети.
Игровые технологии, направленные на развитие внимания, осуществляют у дошкольников постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно. В своей рекомендую использовать игровые упражнения «Исправь ошибки», «Найди ошибку», «Найди отличия», «Сложи картинку» и др.
Развитию мышления ребенка также способствуют игровые технологии. Я рекомендую использовать дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения: «Разложи предметы», «Будь внимательным», «Скажи наоборот», «Подбери пару к слову», «Что это? Кто это?».
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Использование специально разработанных игр, такие как «Магазин», «Запомни узор», «Нарисуй, как было» и др помогают в этом.
Главным направлением в современных игровых технологиях являются информационные компьютерные технологии. Они расширяют возможности родителей, педагогов и специалисты в сфере раннего обучения ИКТ. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Практика показала, что значительно возрастает интерес к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование воспитателем ИКТ повышает креативность ребенка.
Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности :
Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведённое для игры детей, другими видами деятельности.
Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно – ролевой игры располагаем в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, детям предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно.
Эффективным приемом руководства играми детей дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребёнком, а в конце четвёртого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребёнку, играть самостоятельно, т. к. только самостоятельная сюжетно ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдений за самостоятельной сюжетно – ролевой игрой детей.
К сожалению, мы привыкли к тому, что игра в нашем сознании ассоциируется с чем-то несерьезным, развлекательным. Однако для своевременного и полноценного развития дошкольника игра — один из главных и эффективных методов. Игра раскрывает огромные возможности для изучения окружающего мира, которые никакая другая деятельность дать не может.