Алина Клочко
Рекомендации для воспитателей по оформлению ППРС в младшей возрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для воспитателей по оформлению предметно-пространственной развивающей среды в младшей возрастной группе.
Клочко А. В. воспитатель МАДОУ № 48
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Публикация «Рекомендации для воспитателей по оформлению ППРС в младшей возрастной группе» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Темочки
Предметно-пространственная среда, это организованное жизненное пространство, которое обеспечивает социально – культурное становление дошкольника и удовлетворяет потребностям активного и творческого развития ребенка. Ребенок становится способнее, если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социопредметной среде. Обогащенная среда предлагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
В свете ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
В моей группе выдержаны психологические требования к построению предметно – развивающей среды, а именно:
- среда должна быть современной и удобной для детской деятельности;
- среда должна обеспечивать достижения нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;
- среда должна удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, развития творческих способностей на основе амплификации предметной основы конкретных видов деятельности;
- среда должна учитывать возрастные особенности детей детского сада.
Также я учитываю педагогические требования к развивающей предметно- пространственной среде в свете ФГОС должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
Для детей раннего возраста главное это достаток пространства в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная мной развивающая предметно-пространственная среда группы позволяет каждому малышу найти занятие, поверить в свои силы и способности, научиться выполнять первые мыслительные операции с предметами и игрушками, получая сенсорный опыт взаимодействия. При создании развивающего пространства в групповом помещении я отдала ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
При построении развивающей предметно - пространственная среды мной пространство группового помещения, было, условно раздело на три зоны:
- Спокойная зона: «Центр познавательного развития», «Центр речевого развития», «Уголок уединения», «Центр природы»;
- Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Центр экспериментирования», «Центр социально – коммуникативного развития», «Центр изодеятельности»;
- Зона насыщенного движения: «Центр физического развития», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».
Это условное разделение группы позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
«Центр познавательного развития» развивает познавательный интерес и познавательную активность дошкольника средствами экспериментальной деятельности, он способствует развитию сенсорных впечатлений, предусматривает развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. В этом центре, я подобрала и разместила, разнообразные дидактические игрушки, различные настольно-печатные игры, мозаики, кубики, пирамидки, втулки – всё для знакомством с формой, величиной, цветом. Для развития мелкой моторики я изготовила тренажеры: шнуровками, пуговицами. Разнообразие цветовой гаммы и предложенных им материалы, побуждают детей к действиям: застегивать пуговицы, завязывать ленточки и заплетать косички и многое другое. У ребенка во время игры развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения, выполняемые при действиях с дидактической игрушкой или специальным пособием. Вот почему и на третьем году детям необходимы дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику рук.
«Центр речевого развития». Здесь я представила разнообразные книги, иллюстрации к сказкам, к стихам, к произведениям детских авторов. Книги, иллюстрации обогащают развивающееся воображение детей образами, расцвечивают и расширяют представления об окружающем мире. Уголок книги — любимое место для ребят.
«Уголок уединения». Ребенок 2-3 лет иногда нуждается в некотором уединении. Малышу необходимы "домики", позволяющие отдохнуть от взрослого окружения и от детского общества. В группе я оборудовала место, где ребенок может уединиться – «уголок уединения». Уголком уеденения в моей группе является -домик.
«Центр природы». В соответствии с возрастом детей имеются крупные комнатные растения, за которыми малыши ухаживают, происходит применение простейшего детского труда (мытье листьев, полив). Так же здесь я подобрала материал для естественно - научных представлений, различный природный материал для изготовления поделок, библиотека познавательной природоведческой литературы, игротека экологических развивающих игр, наборы игрушек животных, набор муляжей овощи – фрукты, картины – пейзажи по временам года. Центр природы позволяет нам расширить представления детей о многообразии природного мира, воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Расположен он вблизи окна.
«Центр конструирования». Малыши 3-го года жизни начинают заниматься конструированием, поэтому им необходимы конструкторы. В центре у нас имеются настольные (мелкий строительный материал) и напольные (крупный строительный материал) строительные наборы. Здесь малыши учатся проводить элементарные действия со строительным материалом и развивают желание общаться.
«Центр изодеятельности» содержит в себе листы бумаги разной, формы и цвета, цветные карандаши, мелки для рисования, раскраски. Этот центр я дополнила нетрадиционными предметами для рисования: пробками, ватными палочками, тычками, с помощью которых развивается у детей фантазия, воображение, способности к художественному творчеству.
«Центр физического развития» развивает интерес ребенка к физическим упражнениям. Я подобрала здесь спортивное оборудование: большие мячи, скакалки, обручи, кегли, погремушки, кольцеброс, ленты, шуршики. Предметное наполнение центра используется в подвижных играх, в свободной и индивидуальной двигательной деятельности детей, что способствует развитию двигательных навыков.
«Центр музыки» содержит самодельные шумовые музыкальные инструменты, подобраны дидактические игры, наглядные картинки о музыкальных инструментах, есть игрушки – забавы. Его содержание направлено на развитие музыкальных и творческих способностей детей.
«Центр театра» располагает различными видами театра: пальчиковый, настольный, магнитный, фланелеграфный, имеются маски. Все виды театра используются для показа любимых сказок, потешек, для театрализованных игр. Этот центр располагает детей к творческим замыслам, проявлению своего индивидуального, творческого потенциала, развивает коммуникативные навыки и театральные задатки. Многие игрушки – самоделки сделаны руками воспитателя, детей и их родителей.
Рядом находится «Центр ряженья», в который я подобрала различные наряды для разных игровых ситуаций: шляпки, косынки, юбки, украшения. Одеваясь в эти наряды, дети могут самовыражаться, учатся быть раскованными, следовать моде, проявлять желание выступить в определенных ролях.
«Центр игры» содержит подобранные мной разные атрибуты игр, профессиональной принадлежности: продавца, врача, повара, парикмахера, строителя. Центр способствует развитию коммуникативных навыков, решению проблемных моментов, позволяет учиться ориентироваться в социуме, развивает моторику, навыки конструирования. Здесь имеются игры, в которые играют девочки: куклы, посуда, и мальчики: строительные кубики, машины.
В заключении хотелось бы отметить, что каждый ребенок имеет возможность выбрать занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразным предметным содержанием, доступностью размещения материала. Дети меньше конфликтуют между собой: редко сорятся из – за игр, игрового пространства или материалов, т. к. увлечены интересной деятельностью.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в моей группе служит интересам и потребностям каждого ребенка, обеспечивает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает «зону ближайшего развития», побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Работая над созданием развивающей предметно-пространственной среды, я помнила о важном утверждении: «Что не всякую насыщенную предметами среду – можно назвать развивающей», она должна соответствовать «Программным требованиям» и возрастным возможностям.