Дернова Ксения
Рекомендации для родителей по развитию темперамента у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей по развитию темперамента у детей дошкольного возраста
Темперамент человека – это индивидуальные проявления впечатлительности, возбудимости нервных процессов, уравновешенности и скорости протекания психических процессов.
Публикация «Рекомендации для родителей по развитию темперамента у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Различия детей дошкольного возраста особенно заметны в играх, бытовых делах, общении со взрослыми и сверстниками. К примеру, одни, медлительно едят за столом, тогда как другие уже все съели и готовы к играм, одни на неуспех реагируют слезами, тогда как другие «переносят все стойко, в молчании». И это различие заметно во многих сферах жизни ребенка. А в детском саду, где большое количество детей, эта разница заметна особенно.
Ребенок-сангвиник - веселый, подвижный, легко сближающийся с людьми. Очень любит общаться, радоваться жизни. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. В коллективе такие дети легко находят общий язык со сверстниками, и так же легко приспосабливаются к любой новой обстановке. Как правило, такой ребенок в группе дружит со всеми. Отрицательные стороны данного типа темперамента в том, что ребенок при всей своей любознательности, может не доводить дело до конца, быть поверхностным, небрежным. А в будущем это может сказаться на успехах ребенка в учебе. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность.
Рекомендации по воспитанию :
• необходимо проявлять требовательность и строгость к сангвинику;
• важно не оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на необходимость уборки за собой игрушек;
• следить за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с хорошим качество выполнения;
• небрежную работу следует предложить сделать заново, затем показав конечный итог добросовестной работы;
• воспитывать внимательное отношение к товарищам для прочных устойчивых отношений.
Ребенок - холерик - это огромная «буря» эмоций. Такие дети чаще всего неспокойны, вспыльчивы. Не признают правил и требований. В коллективе такие дети пытаются быть лидерами. Больше предпочитают подвижные игры. Холерик не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок-холерик -это ужасный непоседа и спорщик. Импульсивен. Задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок. Холерик очень общителен, но легко может поссориться со всеми. Холерикам рекомендуется заниматься подвижными видами спорта, которые дадут возможность ребенку стремиться к лидерству. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. И главное, следите, что бы ребенок обязательно доводил начатое дело до конца. Хвалить ребенка, если он проявляет старательность и усидчивость. И ни в коем случае не ругайте его при всех, ставя кого-то в пример.
Рекомендации по воспитанию :
разговаривать с холериком следует тихо, спокойно, но без уговоров;к активности нужно относиться с пониманием, но за два часа до сна следует ограничить все, что действует возбуждающе на его нервную систему. Только спокойные занятия и игры;
• нужно развивать внимание и усидчивость: настольные игры, лепка, рисование и конструирование;
• при командных играх нужно воспитывать умение управлять своим поведением и соблюдать правила игры;
• приучайте холерика к основным правилам общения: просить, а не требовать, говорить спокойно, а не кричать, слушать внимательно, а не перебивать;
• очень важно соблюдать строгий распорядок дня.
Ребенок-флегматик отличается терпеливостью и медлительностью. Он мужественно переносит физическую боль. Предпочитает более спокойные игры, не любит беготню и шум. Для дружбы ребенок-флегматик выбирает узкий круг друзей. Речь у него немного замедленна, лишена эмоций, мимики, жестов, рассудительна. Флегматик усидчив и внешне спокойный ребенок. Долго запоминает правила игры, но зато потом редко ошибается. Он не отличается большой фантазией и выдумкой, но зато, что касается порядка, то уже с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком. Флегматик может продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях. Неудачи не выводят его из себя. Флегматики, при выборе долго колеблются и раздумывают. Развивайте творческое мышление маленького флегматика рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.
Рекомендации по воспитанию :
• следует чаще побуждать ребенка к активным действиям: подвижные игры, бег, игры-соревнования;
• нужно привлекать ребенка к совместной коллективной работе;
• чаще хвалите детей за быстро и качественно выполненную работу;
• не следует применять угрозы и окрики, излишне торопить ребенка. Все это не приведет к ускорению, а, наоборот, затормозит нервную систему малыша;
• нужно заранее предупреждать ребенка о смене деятельности.
Ребенок-меланхолик – очень боится новой обстановки, шумных компаний, новых людей. Эти дети нерешительны, скованы, застенчивы, стеснительны. Но дома, с родителями, близкими людьми они открыты и общительны. Меланхолики не стремятся к лидерству. Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор. Неудачи могут вывести меланхолика из равновесия. Речь меланхолика негромкая, неуверенная. Они редко спорят. Дети- меланхолики быстро устают, опускают руки, если возникают какие-то препятствия. Ведет себя, как "маленький взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет. Часто производит впечатление замкнутого ребенка. Легко переносят одиночество. Меланхолики с трудом включаются в коллективные игры, но включившись в игру, играет с удовольствием. Взрослым необходимо дать понять ребенку-меланхолику, что люди могут ошибаться, и что неудача не делает его плохим. Хвалите меланхолика по чаще, что бы добавить в нем чуточку уверенности.
Рекомендации по воспитанию :
• необходимо ограничивать число игрушек, новые знакомства, и в то же время следует приучать малыша спокойно относиться к новым людям и не бояться шумных игр;
• категорически нельзя наказывать ребенка, повышать на него голос, подчеркивать перед другими его недостатки;
• следует чаще хвалить малыша;
• нужно развивать общительность, расширять круг друзей и приятелей;
• следует привлекать меланхолика с совместному со взрослым труду.
Педагогу и родителю важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.