Любовь Сивак
Рекомендации для родителей по подготовке к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей по подготовке к обучению грамоте
Пояснительная записка
Я, работаю на логопункте. На логопункт зачисляются дети из старшей и подготовительной группы с заключением: ОНР 1-3ур, ЗРР, ЗПР, ФФНР, ФНР, моторная алалия, и т. д.
Данные рекомендации адаптированы для воспитанников старшей и подготовительной группы.
Публикация «Рекомендации для родителей по подготовке к обучению грамоте» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от родителей, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.
Дидактический материал содержит систему упражнений, направленных на:
• формирование фонематического восприятия, навык звукового анализа и синтеза;
• совершенствование слоговой структурой речи;
• формирование графо-моторных навыков, зрительно- пространственного восприятия ;
• предупреждение дисграфии и дислексии.
ЗАПОМНИ:
1. Мы звук произносим и слышим,
а букву мы видим и пишем.
2. Сколько в слове гласных, столько и слогов
3. Звуки бывают гласные – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки обозначаются красным цветом.
4. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых встречают преграду: губы, зубы или язык (произносим звук «Б»- мешают губы).
5. Твердые согласные обозначаются синим цветом, мягкие согласные - зеленым цветом.
6. Всегда глухими (К, П, С, Т, Ф, Х, Ш, Ч, Щ) почему они глухие как вы думаете? (голос молчит)
7. Всегда звонкими (Б, В,Г,Д, Ж, З, М, Н, Р) почему они звонкие как вы думаете? (голос звенит)
8. Ь и Ъ знаками. Мягкий и твёрдый знаки не имеют звука. Мы не обозначаем их цветом. Они просто являются нашими помощниками и помогают правильно читать.
Мягкий знак и твёрдый знак Не раскрасим мы никак
Для правильного выполнения заданий следует обратить внимание на:
- Составление слоговой схемы слова. Ребенок произносит слово (название картинки, хлопками делит его на слоги, а затем чертит схему. Например:
дом; мука; молоко, где длинная полоска обозначает слово, а короткие – количество слогов.
- Определение места звука в слове. Ребенок произносит слово
(название картинки, определяет, на каком месте находится звук: в начале, в середине или в конце слова, и соединяет картинку с соответствующей схемой. Например:
звук М в начале слова звук М в середине слова звук М в конце слова
- Составление звуко-слоговой схемы (звуко-слоговой анализ).
Ребенок произносит слово, хлопками делит его на слоги, а затем анализирует каждый слог, и обозначает гласные звуки красным цветом, согласные – синим.
Например: - мука
- Характеристика звука.
Гласные звуки - те, которые можно спеть во рту нет преграды для произнесения этих звуков (при звуковом анализе обозначаем красным кружочком)
Согласные звуки – те, при произнесении которых воздух встречает преграду (губы, зубы) Согласные звуки спеть нельзя!
Согласные бывают твердые и мягкие (Б, Бь)
Твердые когда после согласного звука произносим А, О,У, Ы, Э;
(при звуковом анализе обозначаем синим кружочком)
Мягкие когда после согласного звука произносим Я, Ё, Ю, И, Е, Ь; (при звуковом анализе обозначаем зеленым кружочком)
Чтобы определить глухой звук или звонкий необходимо приложить руку к горлу (если горлышко дрожит –звонкий, если нет -глухой)
Например: Звук «Ж»-согласный, твердый, звонкий,
Звук «Зь»-согласный, мягкий, глухой,
Звук «И»-гласный.
[Игры со звуками
«Поймай звук». Взрослый произносит слоги, а реб нок хлопает в ладоши, когда услышит слог с заданным звуком.
«Хлопни, если услышишь в слове звук [О]». Выделяем звук голосом, на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.
«Путешествие по дому»
Игра - Побеждает тот, кто найд т больше предметов, обозначаемых словами с определенным звуком.
«Узнай звук». Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.
Щеткой чищу я щенка щекочу ему бока
«Определи позицию звука в слове». Взрослый называет слова, ребенок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).
«Найди место картинке». Различаем твердый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребенок определяет «твердость» или «мягкость» звука.
После того, как ребенок научился слышать, определять место звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов. Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идет за ним и т. д.
Материал собран из методичек и альбомов известных авторов, занимающихся звуковой культурой речи и обучением грамоте.