Якушева Лариса Владимировна
Рекомендации для родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей будущих первоклассников.
Совсем недавно ваш ребенок первый раз пошел в детский сад, а сегодня уже выпускник детского сада. Пройдет лето, и дочка или сын станут первоклассниками!
Лето – важный период, когда стоит позаботиться о закрепление знаний и умений, и психологической подготовке ребенка к школе.
Что включает в себя качественная подготовка к школе?
Подготовка ребенка к школе – это комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен обладать дошкольник. Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемами при обучении в школе, усвоении новых знаний, общении со сверстниками и т. п.
Темочки:
Физиологическая готовность – означает, что ребенок должен физически быть готов к обучению в школе. То есть, состояние его здоровья не должно препятствовать проходить образовательную программу. К физиологической готовности относится развитие меткой моторики и координация движения. Ребенок должен уметь уверенно и правильно держать ручку/карандаш в руке. Понимать важность соблюдения гигиенических норм, а также правильно сидеть за столом и следить за осанкой.
Психологическая готовность к школе включает в себя: интеллектуальную, личностную и социальную, эмоционально-волевую готовности.
Интеллектуальная готовность: к первому классу ребенок должен обладать определенным запасом знаний, умений и навыков; развитие памяти, мышления, речи должны соответствовать возрастной норме; у ребенка должен присутствовать интерес к учебной деятельности, т. е. ребенок должен стремиться получать новые знания.
Личностная и социальная готовность: коммуникативная сфера ребенка должна быть хорошо развита; ребенок должен быть знаком с такими понятиями, как толерантность и нравственное развитие.
Эмоционально – волевая сфера: ребенок должен уметь понимать и экологично выражать свои эмоции, а также распознавать эмоции других людей; познавательная интерес у ребенка должен преобладать над игрой; ребенку должно быть комфортно усидеть около 30-40 минут.
Рекомендации по подготовке ребенка к школьному обучению.
1. Ребенок обязательно должен знать свои анкетные данные : собственные фамилию, имя, отчество и дату рождения; Ф. И. О. мамы и папы, братьев и сестер, где и кем работают родители; домашний адрес, телефон хотя одного из родителей.
2. Развитие восприятия окружающего мира: наблюдательности; целостного восприятия: учите собирать картинки из геометрических фигур; разрезные картинки (10-12 частей, мозаику и конструктор по схеме, по образцу. Летом – рассматривайте с детьми всё, что будет в поле зрения: деревья, кусты, цветы, птицы, насекомые; легковые и грузовые машины, автобусы, камни, ветки и т. д. Обращайте внимание на природные явления: дождь, град, радугу, штормовой ветер, и анализируйте, сравнивайте, находите сходство и отличие и т. д.
3. Развивайте наглядно-действенное и логическое мышление: учите анализировать картинку, ситуацию; учите рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи: что было сначала, что потом, а что будет, если, а как бы ты поступил? (ситуации из жизни, из книг). Будьте образцом для своего ребенка – давайте полные ответы на его вопросы. Учите составлять рассказ (по одной картинке, по серии картинок). Ребенок должен уметь дать название рассказу и достаточно полно отразить сюжет картинки, пользуясь при этом распространенными предложениями. Рассказ должен состоять как минимум из 7 предложений.
4. Развивайте восприятия пространства: влево-вправо, вверх-вниз, вперед-назад, и т. д. ; счет на сложение и вычитание в пределах 10. Учите решать задачки, например: в магазине купили яблоки: 3 красных и 2 зеленых. Одно красное яблоко съели. Сколько яблок осталось?
5. Развивайте фонематический слух: для этого просите ребенка называть первую букву слов, а так же можно поиграть в игру «Слова».
6. Играйте в дидактические игры (специальные упражнения) направленные на устойчивость и концентрацию внимания: Игра «Да и Нет не говорите и Цвета не называйте!». Развивайте и тренируйте слуховую память через ежедневное чтение книг, заучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок и чистоговорок. Весело проходит игра-упражнение «Сходила мама на базар и купила: морковь, капусту….; (7-9 овощей, 7-9 фруктов и ягод, 7-9 предметов одежды и обуви и т. д.). Детям очень нравится эта игра, особенно, когда взрослый вдруг «забывает» какое-то слово. Пробуйте играть в более сложные игры, например игры с цифрами. Эти игры сложны тем, что в голове у ребенка «не рисуется» образ знакомого предмета, поэтому и запоминать сложнее. Вы называете ряд цифр (3-8-1; 2-4-6-8 и т. д., а ребенок их повторяет.
7. Занимайтесь продуктивной деятельностью: лепка, рисование, аппликация, мозаика, конструирование – по образцу, схеме, по показу. Раз мы говорим о подготовке к школе, необходимо помочь ребенку понять принцип «подражания образцу». Школьнику нужно переписать текст задачи, перерисовать геометрические фигуры, вырезать точно так, так показано в книге.
8. Развитвайте кругозор ребенка и словарный запас: важно уделять внимание и время чтению книг. Так же можно составлять рассказ по картинкам. Поиграть в игры-выдумки «Что найду в саду?», «Что лежит в сумке после похода на рынок» и т. п.
9. Особое внимание уделяйте формированию школьной мотивации. Чтобы у ребенка не сложилось слишком радужное представление о школе, рассказывайте то, что будет там происходить. Настраивайте ребенка на кропотливый, трудоемкий, но такой захватывающий труд – познание нового и интересного. Поделитесь своими личными положительными историями из школьной жизни.
10. Формируйте у ребенка адекватную самооценку - поддерживайте его инициативы, хвалите его за правильно выполненное задание, благодарите за оказанную вам помощь, никогда не делайте за него то, что он уже может сделать сам.
Честно и искренне общайтесь с ребенком. Никогда не сравнивайте его лично (его работы) с другими детьми. Поддерживайте интерес к различным сферам деятельности (как известно, один успех непременно ведет к следующему успеху).
И самое главное - просто будьте рядом и радуйтесь каждой возможности совместного времяпрепровождения, идите к большому успеху маленькими шажками – это поможет вам лучше понять вашего ребенка, подружиться с ним, осознать его истинные возможности и способности. А главное – радуйтесь успехам своего ребенка, даже самым маленьким.