светлана тубасова
Рекомендации для работы с отстающими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для работы с отстающими детьми
В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно дошкольное учреждение по болезни или другим причинам, дети ослабленные, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные.
Пробелы в знаниях становятся очевидными чаще всего в старшем дошкольном возрасте. Они накапливаются на протяжении всего периода дошкольного обучения; недостаток элементарных представлений, которое сопровождается отставанием в умственном развитии. Всё это не позволяет ребёнку продвигаться вперёд в одном темпе со сверстниками. Это не означает, что положение безнадёжно и такие дети будут долгое время хуже своих сверстников, в дальнейшем успевать в школе. Этим детям возможно и необходимо помочь преодолеть отставание.
Публикация «Рекомендации для работы с отстающими детьми» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
С ними чаще всего надо начинать с азов, с самого элементарного материала, который начинают изучать ещё во второй младшей группе, где закладываются основы дальнейшего математического развития ребёнка. Поскольку у детей в старшем возрасте может сложиться негативное отношение к обучению, необходимо подобрать такую форму занятий, которая была бы для них привлекательна, например дидактические игры, игровые упражнения, практические задания.
Каждое общение ребёнка с педагогом должно не только давать ему знания, упражнять в умениях, но и вселять уверенность в собственные силы, показать, что он может достигнуть положительных результатов при обучении математике, испытывать удовольствие от процесса интеллектуальной деятельности.
Педагог вместе с психологом детского сада определяет необходимость и продолжительность индивидуальной работы с каждым ребёнком. В соответствии со степенью и темпом усвоения программного материала можно варьировать содержание занятий. На усвоение одних тем потребуется больше времени, другие же темы хорошо усвоенные детьми и могут быть опущены.
Продолжительность занятий с детьми колеблется от 5 до 15 – 18 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей детей и уровня их интеллектуального развития. Занятия проводятся в утренние и вечерние часы. Целесообразно убедить родителей воспитанников в необходимости занятий с такими детьми дома и показать, как это надо делать, рассказать о содержании занятий.
Индивидуальные занятия с детьми, имеющие пробелы в знаниях, рекомендуется организовывать в форме игры. Партнёром по игре может быть взрослый или другой ребёнок. В дидактической игре происходит закрепление, углубление знаний, умений. Ребёнку подробно объясняют правила игры, проводится пробная игра, с тем, чтобы определить, понятны ли ему её условия и правила. Если одна и та же игра используется на нескольких занятиях, то необходимо менять наглядный материал.
Программа занятии строится циклически. Познавательный материал располагается по принципу - от просто к сложному. Таким образом, индивидуальная работа с детьми разбивается на несколько этапов. Каждый этап обеспечивает повторение и усложнение математических представлений. Временные и пространственные представления рекомендуется закреплять в повседневной жизни.
Дополнительные игровые задания для работы с детьми.
Игра «Сбор грибов»
Цель: находить, каких предметов в комнате много, какой один.
Педагог расставляет в разных местах комнаты игрушечные грибы. У ребёнка в руках – корзинка. Перед тем как пойти за грибами, ребёнка спрашивают, сколько грибов в корзинке (ни одного). Собирая вместе с ним грибы, необходимо называть: «Вот один грибок. Ещё один грибок, ещё один грибок». Собрав все грибы, вместе с ребё нком посмотреть: «Сколько грибов в корзинке (много, а на полянке сколько осталось грибов? (ни одного).
Игровое упражнение можно повторять, используя следующую ситуацию: принесли грибы домой и стали из корзины выкладывать их на стол по одному (рассматривая каждый). В результате на столе – много грибов, а в корзине – ни одного.
Игра «Уложим кукол спать»
Цель: сравнивать одну группу предметов с другой.
Каждой кукле нужны кровать, подушка, одеяло, простынка, коврик к кровати. Сравнивая различные группы предметов, ребёнок видит, что кроваток столько же, сколько кукол, одной кукле не хватает подушки, подушек меньше, кроваток больше, надо ещё одну подушку и т. д. Все действия ребёнка сопровождаются объяснением.
Игра «Мы строители»
Цель: сравнивать предметы по величине.
Ребё нку предлагают построить два дома: один выше, другой ниже. Около высокого дома надо поставить высокий забор. Около низкого – пониже. Затем можно предложить построить два одинаковых по высоте дома, около домов посадить два дерева (одно повыше, другое пониже). К домам надо провести дорожки: для машин широкую дорожку, для людей – дорожку поуже.
Игра «Найди предмет такой же формы»
Цель: различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
На столе – игрушки и предметы различной формы: барабан, мячик, коробка, кубик, косынки, блюдце и т. д.
Педагог показывает поочерёдно круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и предлагает найти предмет такой же формы. Выбрав тот или иной предмет, ребёнок, называет, какой формы этот предмет.
В данной игре игрушки можно заменить картинками с изображением различных предметов.