Наталья Сосегова
Рекомендации для педагогов по коррекции развития связной речи детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для педагогов по коррекции связной речи
детей 4-5 лет
Для совершенствования навыков рассказывания все исследователи советуют педагогам :
использовать заранее подготовленный план рассказа, предусматривающий руководство логикой описания, повествования или рассуждения; в подготовительной к школе группе – использовать совместно составленный план педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов, который может сопровождаться его коллективным обсуждением;
Публикация «Рекомендации для педагогов по коррекции развития связной речи детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
подбор игрушек, предлагаемых для описания, должен соответствовать их возрасту, так как ребенок должен чётко представлять себе объект рассказа;
в зависимости от уровня умений детей в рассказывании эффективно использовать образец – описания, который дает педагог, подсказ, дополнения детей.
В качестве мотивации для привлечения дошкольников к составлению описательных рассказов Т. А. Ткаченко предлагает использовать следующие игры:
Игра «Забывчивый покупатель».
Цель: развивать у детей способность отражать основные свойства предмета, не называя его.
Ход игры: из детей выбирается «продавец». Остальные дети «покупатели». У «продавца» лежат на столе игрушки. Чтобы купить игрушку «покупатель» описывает её, а «продавец» угадав, совершает продажу.
Игра «Кто главнее».
Цель: развивать у детей способность отражать основные свойства предмета.
Ход игры: перед педагогом находятся игрушки животных. Он объявляет детям об их споре, кто из них главнее. Ребёнок выбирает игрушку, описывает её, и свой рассказ завершает словами: «Я самый главный». После всех составленных рассказов делается вывод о том, что все участники спора нужные и полезные. Каждый из них приносит людям свою пользу.
О. С. Ушакова советует использовать такие виды игр как:
Игра «Загадка».
Цель: составление описательного рассказа о предмете.
Ход игры: один ребенок загадывает предмет и описывает его, а остальные дети отгадывают. Угадавший загадку, составляет следующий описательный рассказ.
Игра, инсценированная с игрушками.
«Теремок»
Цель: Обучать детей умению описывать игрушки.
Ход игры:
Воспитатель просит детей выбрать себе какую-либо игрушку, изображение животного из данной сказки. Все игрушки – звери по – очереди подходят к теремку.
Воспитатель, беря на себя роль какого-либо зверушки, поселившейся в теремке, просит каждого игрока описать свою игрушку.
Описание – основное условие для того, кто хочет попасть в теремок.
Ребенок: Терем – теремок! Кто в тереме живёт?
Воспитатель: Я, мышка – норушка, а ты кто?
Ребенок: А я лягушка – квакушка.
Воспитатель: А ты какая? Расскажи про себя!
Ребенок: Я зеленая, сама маленькая, а глаза большие. Хорошо прыгаю.
Примечание:
1. Перед началом игры воспитатель предлагает образец – описания внешнего вида своего героя («Я серенькая, маленькая, с длинным хвостом, люблю грызть корки. Кто я? Угадай-ка!»).
2. Воспитатель может предложить разыграть ситуации, не связанные с литературным произведением.
3. Обязательное условие игр – инсценировок: герои либо разговаривают, либо рассказывают о чём-либо.
А. М. Бородич советует использовать игры с раздаточным материалом.
Игра «Устроим магазин», где у всех детей – разнородные натуральные предметы, а воспитатель – «директор» принимает их товар в ещё не открытый магазин по отделам: посуда, головные уборы, белье. Дети – «товароведы» должны умело рассказать о своем товаре и объяснить, в какой отдел его поместить.
Игра «Почта».
Первый вариант – с демонстрационными игрушками или предметами. Традиционно игровое действие: взять «посылку» из окошечка «до востребования», назвав свою фамилию и полное имя, и, если правильно и полно описать посылку, получить её.
Второй вариант: «Соберем посылку» – с раздаточными натуральными предметами (подобраны парами, обладающими контрастными качествами, например, хрупкий и прочный, тяжёлый и лёгкий (пластмассовая и эмалированная кружки и тому подобное). Можно дать один комплект двум детям для составления коллективного сравнительного рассказа. Игровое действие: описать предметы в сравнении, доказать, какой предмет следует положить на низ посылки, какой – сверху.
Игры с раздаточным материалом очень полезны, так как в них каждый ребенок, зная, что его могут вызвать, старается составить рассказ «в уме», чтобы выиграть.
Эмоциональная форма проведения всех видов игр создает благоприятные условия для обучения связной речи.
На связность детской речи положительно влияет пересказ художественных произведений, так как они следуют образцу литературной речи, подражают ему. Для совершенствования навыков пересказа детей ученые рекомендуют :
чтоб произведения, подобранные для пересказа были доступны по содержанию и по размеру;
использовать произведения, в которых присутствуют знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц были понятными;
соблюдать структуру занятий по пересказу:
1. Подготовительная часть. Цель: создание интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста путем вступительной беседы и отгадыванием загадок, показа картинок.
2. Первичное чтение произведения. Цель: предложить прослушать произведение, сообщить его название и автора.
3. Обсуждение прочитанного произведения с помощью заранее подготовленных вопросов. Цель: уточнение первоначального восприятия текса, активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций).
4. Повторное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
6. Пересказы детей и оценочная работа после пересказа с привлечением самих детей (подробно только первый пересказ).
7. Заключительная часть. В конце занятия эффективно использовать пересказ по ролям, инсценировку.
Во время пересказа детей нужно следить за их высказываниями, так как они обучаются умению грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и слова, точно передающие смысл прочитанного.
Для формирования интереса ребенка к пересказу А. М. Бородич советует иногда проводить занятия по пересказу знакомых сказок по желанию детей, а также использовать игровые приемы ( например: пересказ, сидя у макета телевизора).
Л. П. Федоренко предлагает использовать игры – драматизации, которые повышают интерес к пересказу, содействуют совершенствованию эмоциональности речи, развивают интонациональную выразительность, обогащают словарь, активизируют речевую деятельность.
Примечание:
o в драматизации должны участвовать все дети;
o во время таких игр используются специальные упражнения по содержанию произведения ( например: «Закончи предложения», «Скажи ласково – грубо, быстро – медленно», «Скажи по – другому» и другие; игры на сравнение предметов, на описание).
Игра – драматизация по сказке «Заюшкина избушка»
Цель:
1. Обучение последовательному пересказу сказки, опираясь на предметные картинки.
2. Формировать навык словообразования различных частей речи.
3. Развивать выразительность речи, мимики, жестов.
Оборудование: предметные картинки, иллюстрации к сказке, маски.
Ход игры:
1. Чтение сказки «Заюшкина избушка».
2. Общение по содержанию:
Какая избушка была у лисы?
Почему она называется ледяная?
Какая избушка была у зайчика? (она из луба, поэтому лубяная).
Какое несчастье приключилось с зайчиком?
Какой поступок совершила лиса?
Кто пришёл на помощь зайчику?
Почему собака и медведь не смогли помочь ему?
Кто же зайчику помог выгнать лису?
А почему петуху это удалось?
Какую песенку спел петух лисе: ласковую или грозную?
Сколько раз он её спел?
Кто вам больше всего понравился из персонажей? Почему? Давайте назовём их ласково.
3. Игра «Назови ласково»
Заяц – зайка, зайчик, заинька, зайчишка.
Петух – петушок, Петенька.
4. Характеристика героев сказки по их поступкам.
Собака – трусливая.
Медведь – трусливый.
Петух – храбрый, смелый, бесстрашный.
Заяц – трудолюбивый, слабый.
Лиса – хитрая, наглая, коварная.
5. Разучивание песенки петуха.
6. Рассказывание сказки второй раз.
7. Пересказ сказки по цепочке опираясь на картинки героев.
8. Игра «Изобрази животное из сказки».
9. Игра на развитие тембровой окраски голоса «Скажи как…».
Важный вид работы над пересказом – ответы на вопросы к тексту. Ребенок вспоминает последовательность событий; учится анализировать поступки героев; вырабатывает собственное отношение. Это очень нужно для правильного, эмоционального пересказа.