Елена Васюта
Рекомендации для педагогов «Обогащение словарного запаса дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мало кто задумывается над тем, какую огромную роль играет до-статочно большой и правильно систематизированный словарный запас в усвоении учащимися грамматических правил, включая и возможность свободного применения их на практике. Именно недопонимание и недооценка этого обстоятельства не позволяют более чем половине учащихся наших современных массовых школ овладеть достаточно грамотным письмом.
Публикация «Рекомендации для педагогов „Обогащение словарного запаса дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Во все годы школьного обучения изучению грамматических правил уделяется очень большое внимание. Однако при этом практически не обсуждается вопрос о том, готов ли, в состоянии ли ученик реально усвоить эти правила, то есть овладеть умением не только четко их формулировать, но и применять на практике при выполнении различных письменных работ.
Прежде эта проблема так остро не стояла, поскольку подавляющее большинство детей уже в дошкольном возрасте овладевало достаточно правильной устной речью. В последние же несколько десятилетий си-туация резко изменилась к худшему. На основании специально про-веденных исследований мы можем с полной ответственностью утверждать, что более половины детей (55,5%) приходят теперь в первые классы наших массовых школ в состоянии явной неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи. И одной из главных составляющих этой несформированности является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) их словарного запаса.
Чтобы сразу снять вопрос о том, какое же это может иметь отношение к изучению грамматических правил, считаем необходимым уже в самом начале здесь четко определиться. Бедность словарного запаса никак не мешает запоминанию, заучиванию любых правил, поэтому даже «безграмотные» ученики знают их обычно хорошо. Но ведь простое знание правил еще далеко не обеспечивает грамотного письма, поскольку это знание является только первым и даже не самым главным этапом их усвоения. Об усвоенности правила можно говорить только тогда, когда ученик способен свободно применить его на практике и благодаря этому уверенно избежать ошибок на письме. Вот этот второй важнейший этап усвоения правила, овладения им оказывается полностью недоступным учащимся с бедным и несистематизированным словарным запасом, что объясняется следующим.
Для практического применения грамматических правил необходимо умение быстро (почти мгновенно) и к тому же безошибочно подбирать проверочные слова, чего не может сделать ученик с отставанием в развитии словарного запаса. Эти ученики (даже старшеклассники) практически не ориентируются в имеющемся у них небогатом словарном запасе, то есть не знают точного смыслового значения многих слов и тем более не чувствуют их смыслового «родства». Это приводит к тому, что даже в условиях спокойной и небыстрой диктовки в ситуации «один на один» они подбирают проверочные слова очень дол-го, методом проб и ошибок, причем часто неправильно (в качестве проверочного к слову «громыхает» вместо «гром» подбирается «грамота», к слову «весенний» — «весело», к слову «листва» — «лестница», к слову «начальный» — «ночь» и т. п.).
Вполне понятно, что в условиях классной диктовки такой ученик оказывается совершенно беспомощным и вынужденным писать наугад, хотя устно он четко отвечает, что «надо поставить сомнительную гласную под ударение». Но как ее поставить, какое проверочное слово здесь можно подобрать — именно это и есть для него самый настоящий «темный лес»! Здесь-то и проявляется в полной мере его явная неготовность к началу школьного обучения, о которой говорилось выше и которую недооценивают родители. Именно поэтому многие из них искренне недоумевают, почему их ребенок «хорошо знает все правила, но только почему-то не умеет их применять».
Полностью наверстать все эти упущения дошкольного возраста в процессе уже начавшегося обучения практически невозможно, поскольку программа массовой школы рассчитана на учащихся с достаточно сформировавшейся для ее усвоения устной речью. И овладеть этой программой ученики с отставанием в речевом развитии не смогут до тех пор, пока не будут ликвидированы хотя бы самые основные имеющиеся у них в этом плане пробелы.
Это и заставляет нас обратиться в своей логопедической работе к родителям и работникам дошкольных учреждений, дав им в руки тот вполне доступный для неспециалистов методический материал, с помощью которого они смогут своевременно предупредить появление у детей непростых школьных проблем или ликвидировать их уже в начальном периоде обучения.