Александр Владимирович Гришин
Регулятивные процессы психики: эмоции, их значение в жизни человека
▼ Скачать + Заказать документы
Практически непременным компонентом всех видов психических процессов и состояний, всех видов человеческой активности являются эмоции. Из своего опыта мы знаем, насколько богат репертуар человеческих эмоций. Он включает целую палитру различных эмоциональных явлений. Можно сказать, что человек – наиболее эмоциональное из живых существ, он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего выражения эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний.
Публикация «Регулятивные процессы психики: эмоции, их значение в жизни человека» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что значит «возбуждать, волновать, потрясать». Под эмоциональными явлениями понимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям или другим людям, сопровождаемые приятными или неприятными ощущениями, в зависимости от степени удовлетворения его актуальных потребностей. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные. Эмоции сопровождаются ощущениями, которые позволяют человеку отразить и понять окружающую действительность.
Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям. Они характеризуются следующими свойствами:
- отражают субъективное отношение человека к данному предмету или явлению, его собственные физические или психологические состояния;
- динамичны, могут возникать и исчезать периодически, изменяться во времени, переходить от одной к другой, в зависимости от того, что происходит в самом человеке, от состояния его организма в данный момент;
- определяется актуальными потребностями и интересами человека;
- характеризуют индивидуальные, личностные особенности.
Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, по переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции.
Виды эмоций. К. Изард, один из наиболее авторитетных исследователей данной тематики, предложил перечень из десяти фундаментальных эмоций :
1) интерес – возбуждение,
2) удовольствие – радость,
3) удивление,
4) горе – страдание,
5) гнев – ярость,
6) отвращение – омерзение,
7) презрение – пренебрежение,
8) страх – ужас,
9) стыд – застенчивость,
10) вина – раскаяние.
Использование двух слов для обозначения большинства фундаментальных эмоций объясняется стремлением показать полюса интенсивности той или иной эмоции (например, страх – средняя интенсивность, ужас – высокая интенсивность).
В реальности, по мнению К. Изарда, существует огромное количество смешанных эмоций, которые он назвал диадами (например, страх – стыд или интерес – удовольствие) и триадами (например, горе – гнев – отвращение или интерес – удовольствие – удивление). Из десяти фундаментальных эмоций можно составить (и пережить) 45 диад и 120 триад. Несмотря на такой удивительно многообразный репертуар эмоциональных состояний, которые потенциально доступны человеку, К. Изард считает, что в каждый момент времени возможно испытывать только одну преобладающую эмоцию.
На сегодняшний день общепринято, что в структуру эмоций входит не только субъективный компонент, т. е. отражение состояния человека, но и познавательный компонент – отражение объектов и явлений, имеющие определенное значение для потребностей, целей и мотивов человека, переживающего эмоции. Отсюда следует двойная обусловленность эмоций с одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.
При всем многообразии проявлений эмоций в них можно выделить три основных компонента –
двигательные проявления,
субъективные переживания
и изменения в деятельности внутренних органов.
Двигательный компонент проявляется в весьма специфических по форме мимике, жестах, плаче, смехе, других элементах двигательного поведения. Эти проявления в наибольшей степени подвержены произвольному контролю. Для большинства людей не представляет больших трудностей подавить (или наоборот, имитировать) те или иные двигательные проявления эмоций. С большим трудом поддается контролю и коррекции речевой компонент (тембр, громкость, скорость и тем более смысловая составляющая).
Субъективные переживания представляют собой высший уровень комплексной реакции человека, связанной с личностными, характерологическими особенностями человека, который плохо поддается внутреннему контролю и управлению, однако при специальном обучении это становится возможным.
Изменения в деятельности внутренних органов характеризуются чрезвычайным разнообразием с маловыразительной спецификой и очень низкой управляемостью. Это связано с тем, что развитие эмоций влияет на вегетативную нервную систему, происходят выраженные изменения в деятельности эндокринной системы и других систем и органов, которые вторично влияют на состояние психики.
Каждый человек по опыту знает, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений. Изменения происходят:
- в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов – при сильном испуге человек бледнеет, при смущении часто краснеет, от стыда «вспыхивает»;
- в дыхательной системе – дыхание ускоряется или замедляется, при испуге прерывается;
- в системе пищеварения – при неприятных тревожных эмоциях у человека нередко появляется тяжесть в желудке (наверняка многие из вас хоть раз испытали такое ощущение перед сдачей сложного экзамена);
- в железах внешней секреции – усиление потоотделения при некоторых состояниях эмоционального возбуждения (например, холодный пот от страха, усиление деятельности слезных желез (плач при горе, а иногда и при сильной радости).
В жизни людей эмоции выполняют следующие основные функции:
коммуникативную,
мотивационно-регулирующую,
сигнальную
и предохранительную.
Коммуникативная функция – заключается в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом, передавая важную для них информацию. Правильнее было бы, однако, говорить, что не сами эмоции как внутренние переживания человека реализуют данную функцию, а сопровождающие их телодвижения, телесные изменения. В число таких телодвижений и телесных изменений входят жесты, мимика, пантомимика, модуляции голоса, покраснение или бледность кожи, высыхание или увлажнение кожи. Эти и другие телодвижения и телесные состояния обычно соответствуют внутренним, психологическим состояниям, а также мыслям человека, выражают его отношение к тому, что происходит с ним и вокруг него. Используя телодвижения и телесные выражения эмоции, люди могут обмениваться разнообразной информацией, причем данный способ коммуникации в какой-то мере заменяет и дополняет им общение с помощью слов.
Мотивационно-регулирующая функция – проявляется в том, что эмоции могут выступать в качестве самостоятельных источников активности человека, мотивов его поведения. Данная функция эмоций, в свою очередь, имеет две стороны: эмоции могут быть отдельными, вполне самостоятельными мотивами (эту роль в жизни людей играют, например, чувства и страсти); эмоции также могут направлять и поддерживать активность человека на определенном уровне (в этой роли, кроме чувств и страстей, выступают также настроения, биологические эмоции, аффекты). Регулирующее влияние эмоций на активность человека выражается в том, что они могут устанавливать общий уровень его активности либо повышая (сценические эмоции – приятные, положительные эмоциональные переживания, либо понижая (астенические эмоции – неприятные, отрицательные). Например, хорошее настроение человека, как правило, стимулирует его активность, а плохое настроение – тормозит.
Сигнальная функция эмоций состоит в том, что они в сознании человека могут служить сигналами того, что происходит в его организме. Эта функция эмоций имеет прямое отношение к потребностям человека, к процессу их удовлетворения. Можно считать доказанным, что положительные, приятные эмоциональные переживания возникают у человека, когда процесс удовлетворения его потребностей идет нормально. Отрицательные эмоции появляются в случае, если с удовлетворением потребностей человека не все обстоит благополучно.
Защитная функция эмоций проявляется в том, что в некоторых жизненных ситуациях они способны предохранять организм от различного рода угроз для его благополучия. Эмоции мобилизуют организм на преодоление препятствий, представляющих для него угрозу, предохраняют организм от перегрузок. Аффекты, например, способствуют мобилизации энергии организма или ее разрядке, если она является излишней.
Таким образом, эмоции обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересными для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведение искусства, переживания других людей или события, происходящие в мире.