Гордеева Лариса
Региональный компонент «Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями и первоцветами Южного Урала». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Региональный компонент «Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями и первоцветами Южного Урала».
Более 20 лет в детских садах Челябинской области реализуется региональная образовательная программа «Наш дом – Южный Урал». Положительный опыт использования этой программы в дошкольных образовательных организациях показал педагогическую эффективность в сохранении и развитии у детей знаний и интереса к истории, жизни и быту народов Южного Урала, специфике игрового и речевого фольклора, своеобразия изобразительного искусства, и конечно - к нашей уникальной, неповторимой природе!
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Опыт работы, практика
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Природа Урала: животные и растения
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Урал - наш край родной
- Темочки
Хочу поделиться опытом своей работы и свою публикацию мне хотелось бы начать со слов великого педагога-новатора, детского писателя-Василия Александровича Сухомлинского- «Добрые чувства уходят своим корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность, рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира»
Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать её красоту – это начало патриотического чувства, чувства любви к Родине. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества личности маленького гражданина: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Каждый человек должен помнить свою малую Родину, она дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать, а впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
Анализируя свою работу по региональному компоненту, в части ознакомления дошкольников с природой Южного Урала, я выявила проблему! Она состоит в том, что живя в таком удивительном месте, наши дети, к сожалению, мало знают о природе Южного Урала. Они гораздо лучше знают представителей животного и растительного мира тропиков, саванны и других природных зон, нежели представителей природы своего родного края!
Результаты мониторингов, наблюдений и беседпоказали, что дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах и лекарственных растениях ЮжногоУрала, а именно: почему их так называют, где и как они растут, чем уникальны и чем полезны.
Ознакомление детей младшего и старшего дошкольного возраста с природой Южного Урала является одной из важных задач в работе с детьми. При этом важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно. Дети должны всегда видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду. Воспитываясь в городских условиях, дети в недостаточной мере имеют возможность знакомиться с «зеленым» ареалом нашей местности и не только. В результате чего у дошкольников формируется большой пробел в знаниях по окружающему миру. Поэтому педагоги дошкольного образования и родители должны прививать любовь к природе своим воспитанникам и детям, используя каждую возможность, учить их наблюдать, осознавать важность растений для нашей планеты. Особое внимание надо уделять и цветам, которые не только привносят красоту и яркие краски в нашу обыденную жизнь, но и обладают целебными свойствами.
Так определилась цель моей работы - при ознакомлении воспитанников с природой родного края уделить больше внимания знакомству дошкольников с первоцветами и лекарственными растениями Южного Урала.
Хочется отметить, чтоначиная работу по данному направлению, прежде всегопедагог сам должен знать природные особенности своегорегиона! Поэтому я сталасама знакомиться с растениями нашего края – искать информацию в интернет-источниках изучала литературу систематизировала найденные материалы.
Представляю вашему вниманию свою методическую разработку на тему «Лекарственные растения Южного Урала» и «Первоцветы Южного Урала».Разработка направлена на ознакомление дошкольников младшего и старшего возраста с лекарственными растениями и первоцветами Южного Урала.
Состоит она из альбомов, в которых в доступной форме детям дается представление о рано цветущих растениях нашего региона, местах произрастания лечебных и полезных свойствах о правилах сбора этих растений, интересные факты.
Так же в разработке представлены легенды, сказки, загадки, пословицы и поговорки, картотеки дидактических игр, презентации,проекты, конспекты, викторины. интерактивные игры, а так же альбом «Уральские лечебные травы и цветы», и альбом «Блюда из лекарственных трав»
Уже сегодня нас волнуют и тревожат сведения о том, что безвозвратно исчезают редкие виды растений. Нам нужно научиться бережно относиться к тому, что у нас осталось. Стать людьми, которым небезразличен мир, в котором мы живем. И это нужно начинать с раннего детства – дошкольного возраста.
Данная разработка поможет нацелить ребят на бережное отношению и охрану лекарственных растений и первоцветов, помочь проявить свою творческую активность, построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации
Считаю, что одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания. Авторские игры, разработанные самим воспитателем, доставляют детям много радости, расширяют кругозор и содействуют их всестороннему развитию.
Экологическое воспитание –одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять
Надеюсь, что та информация, которую я публикую, пригодится для вашей дальнейшей работы с детьми.