Лучший педагог года

Речевые нарушения и причины их возникновения

Татьяна Кривчикова
Речевые нарушения и причины их возникновения

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что

объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ,

нижней челюсти и мягкого неба, а также незрелостью речевых зон коры головного

мозга. К 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Все дети

индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно

произносить звуки, и это становится привычкой. Наиболее часто речевые дефекты

наблюдаются в произношении, которые довольно сложно правильно формировать,

Публикация «Речевые нарушения и причины их возникновения» размещена в разделах

поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, а затем

научиться контролировать свою речь и речь окружающих.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие

дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в

речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может

привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.

Другим важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является

недоразвитие фонематического слуха у ребенка. При этом ребенку трудно различать

звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например,

звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, свистящие и шипящие. Например,

вместо слова гусь, ребенок говорит кусь, вместо слова шапка – сапка ит. д. Развитие

правильного звукопроизношение идет очень медленно и иногда может привести к

затрудненному формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает

затруднения при письме и чтении.

Как уже было выше сказано, к 4 годам дети свободно говорят фразами, их предложения

достаточно сложны, а к 5 годам окончательно формируется правильное

звукопроизношение. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых

детей возможна задержка развития речи. Для этих детей характерны нарушение

звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный

запас и неправильный грамматический строй.

Причины и виды речевых нарушений

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения

речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть :

внутриутробная патология;

наследственная предрасположенность, генетические аномалии;

неблагоприятные роды и их последствия;

заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;

ребенок общается с людьми с нарушениями речи;

малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;

ребенок перенес стресс или испуг.

На логопедический пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями :

фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией

или стертой формой дизартрии) – ФФНР;

нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией

или стертой формой дизартрии) – ФНР.

НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого

уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР)нарушение процессов

формирования произносительной системы родного языка у детей с различными

речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у

детей с нормальным слухом и интеллектом

У детей, имеющих ФФНР:

один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;

сложные звуки заменяются простыми;

наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных

словах.

При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

Формирование произносительных навыков;

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и

сочетаний их в предложении;

Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные

предложения;

Развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;

Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено

формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и

смысловой стороны (лексики, грамматики).

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность

накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается

неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и

продуктивности запоминания, отста т в развитии словесно-логическое мышление. Без

специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и

обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка:

Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда,

педагога-психолога;

Выполнять назначения невролога;

Способствовать развитию двигательной сферы ребенка;

Способствовать развитию мелкой моторики рук;

Способствовать всех основных психических процессов посредством детских

настольных игр, лото.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие

органического поражения центральной нервной системы.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения

является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся

произносительная сторона речи.

У детей - дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической

мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным

звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм

дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или

замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими

степенями дизартрии ( другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей,

мелкой, артикуляционной, исправление звукопроизношения, формирование ритмикомелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка

выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное

время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего

достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом,

необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной

физкультуре.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников

необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад.

Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.

Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

выполнять все рекомендации логопеда;

обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;

выполнять с ребенком домашние задания;

осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы :

ошибки на письме и при чтении;

снижение самооценки;

конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

Причины возникновения речевых недостатков у детей.

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают

неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы, а также

внешние условия окружающей среды.

Внутренние (биологические и органические, внешние (социально-психологические).

При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционнодинамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения

дефекта, уч те общих закономерностей аномального развития и закономерностей

речевого развития на каждой возрастной стадии.

Необходимо также специально изучать условия, окружающие реб нка.

Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи.

Это действие вредных факторов в пренатальный, натальный и постнатальный периоды

развития плода.

Перинатальная или внутриутробная патология во время беременности возникает в

результате воздействия вредных факторов в период внутриутробного развития плода.

Натальная патология – повреждения и осложнения при родах.

Постнатальная патология – воздействие различных вредных факторов после рождения.

Перинатальная патология.

Патология беременности. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении

развития плода в период от 4 недель до 4 мес.

Возникновению речевой патологии способствуют:

токсикоз беременных, вирусные инфекции (ОРВИ, ГРИПП, эндокринные заболевания

матери, травмы и психотравмы (нервные стрессы, несовместимость крови по резусфактору, неблагоприятный гинекологический анамнез (выкидыши, аборты).

Анамнез – совокупность сведений, получаемых в ходе обследования от самого

обследуемого или знающих его лиц. Анамнез используется для установления диагноза,

прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.

Нарушения внутриутробного развития плода могут возникать в связи с при мом

лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и

курением во время беременности.

Патология и осложнения родов.

Акушерская патология: узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное

отхождение вод, неправильное предлежание плода, обвитие пуповиной.

Ведущее место в перинатальной патологии нервной системы занимают внутричерепная

родовая травма и асфиксия.

Асфиксия – недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения

дыхания.

Гипоксия – кислородное голодание.

Асфиксия и внутричерепная родовая травма приводят к внутричерепным кровоизлияниям

и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать речевые

зоны коры головного мозга, что влеч т поражение речевых центров головного мозга.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают

речевые дефекты различного типа. Например, если произошло центральное органическое

поражение речедвигательного анализатора, то возникает дизартрия, т. е. нарушается

иннервация мускулатуры речевого аппарата (поражаются нервы, идущие к мышцам губ,

языка, глотки и т. д.) В результате – параличи, парезы.

Постнатальная патология.

Различные заболевания в первые годы жизни реб нка: частые инфекционно-вирусные

заболевания, менинго-энцефалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства. Травмы

черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

Неблагоприятная наследственная предрасположенность, когда наследуется качественная

незрелость отдельных зон коры головного мозга. В этих случаях нарушения речи могут

составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с

интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

При алкоголизме родителей отмечается более высокая частота смерти плода во

внутриутробном периоде, недоношенность, асфиксия, а также более высокая

заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни. У детей наблюдается общая

физическая ослабленность, отставание психического развития с проявлением ОНР,

двигательная расторможенность, нарушение функции внимания, памяти, зрительного и

слухового восприятия.

Повышенная отвлекаемость, но при этом малая познавательная активность, личностная

незрелость – вс это приводит к трудностям в обучении.

Воздействие вредных факторов в период развития плода вызывают нерезко выраженные

минимальные органические повреждения мозга. Это дети с ММД – минимальной

мозговой дисфункцией. Для них характерны недостаточность внимания, памяти,

моторные нарушения, расторможенность, различные речевые расстройства.

Социально – психологические причины.

неправильное речевое окружение;

дефицит (недостаток) речевого общения с окружающими;

невнимание к речи реб нка;

педагогическая запущенность;

двуязычие в семье;

неправильные методы воспитания, неправильные взаимоотношения в семье, которые

приводят к нарушениям эмоционально-волевой сферы, к различным аффективным

расстройствам – неврозам и как следствие к речевому негативизму.

Социально-психологические причины – это вторичные причины.

Основные причины лежат в пренатальном, натальном и постнатальном периодах развития

реб нка. А последующие факторы только усугубляют эти причины.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения

различных сторон речи.

Важное значение имеет ранняя диагностика нарушений развития речи.

Если речевые дефекты выявляются только при поступлении детей в школу или в младших

классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на

успеваемости.

Если же отклонения обнаруживают у реб нка в ясельном или дошкольном возрасте,

ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность

полноценного обучения в школе.

Необходимо применять комплексный метод, в котором сочетаются разные виды

терапевтического воздействия.

Самые важные из них:

Лекарственные средства, влияющие на деятельность головного мозга и направленные на

уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения ЦНС.

Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса

мышц.

Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма в целом.

Лечение сопутствующих заболеваний.

Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в

постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть

закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка,

помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том,

какие задания он будет выполнять завтра.

Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды

занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также

отсутствия отвлекающих факторов.

Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не

следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок

огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный

характер.

Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с

ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые

требования, которые будут предъявляться к ребенку.

При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием,

убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений

проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для

занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с

ребенком.

Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы

должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.

Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить

преодолевать трудности.

Как работать со звуком

Проговорите звук совместно с ребенком.

Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного

звука.

Используете ли вы голос при произнесении этого звука.

Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем

придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в

конце.

Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из

пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.

Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.

В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.

Придумайте игры со звуком, над которым работали.

Проговорите речевой материал на этот звук.

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные

органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц,

то, следовательно, они поддаются тренировке.

Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и

развивать их подвижность.

Дыхательная гимнастика

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно

дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";

– выдох происходит плавно, а не толчками;

– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать

щеки;

– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через

нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил,

как должен выходить воздух);

– выдыхать следует, пока не закончится воздух;

– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких

вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания : «Снежинка», «Свистульки»

«Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они

вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный

путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого

материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и

воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно

слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи

ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи

изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые

последовательности, образуют непрерывные компоненты.

Игры, которые развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!», «Поймай

звук», «Поймай слово», «Исправь меня».

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и

сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических

формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными

грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем

речи сложный и длительный.

Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи:

«Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало?», «Измени

предложение», «Назови ласково».

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Дидактическая игра «Речевые дорожки»Дидактическая игра «Речевые дорожки» Для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии в своей работе я использую игры для формирования слоговой структуры слов, навыка выделения.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ветер, причины его возникновения» Программное содержание: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей наблюдать,.

Консультация для родителей «Причины детско-родительских конфликтов» .

Консультация «История возникновения фейерверка» Фейерверк Возникший с пустой суеты, Из темных проталинок ночи, Достиг фейерверк красоты, Такой, что любуются «очи». Вонзается сердца восторг.

Методическое пособие «Речевые кубики»Методическое пособие «Речевые кубики» Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры». Для детей с ОВЗ игровая деятельность.

Причины неуспеваемости школьников Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Речевые нарушения и причины их возникновения
Опубликовано: 29 октября 2023 в 19:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД