Татьяна Кривчикова
Речевые нарушения и причины их возникновения
▼ Скачать + Заказать документы
Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что
объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ,
нижней челюсти и мягкого неба, а также незрелостью речевых зон коры головного
мозга. К 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Все дети
индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно
произносить звуки, и это становится привычкой. Наиболее часто речевые дефекты
наблюдаются в произношении, которые довольно сложно правильно формировать,
Публикация «Речевые нарушения и причины их возникновения» размещена в разделах
поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, а затем
научиться контролировать свою речь и речь окружающих.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие
дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в
речевом потоке. Несформированность двигательных дифференцировок может
привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.
Другим важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является
недоразвитие фонематического слуха у ребенка. При этом ребенку трудно различать
звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например,
звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, свистящие и шипящие. Например,
вместо слова гусь, ребенок говорит кусь, вместо слова шапка – сапка ит. д. Развитие
правильного звукопроизношение идет очень медленно и иногда может привести к
затрудненному формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает
затруднения при письме и чтении.
Как уже было выше сказано, к 4 годам дети свободно говорят фразами, их предложения
достаточно сложны, а к 5 годам окончательно формируется правильное
звукопроизношение. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых
детей возможна задержка развития речи. Для этих детей характерны нарушение
звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный
запас и неправильный грамматический строй.
Причины и виды речевых нарушений
Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения
речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть :
внутриутробная патология;
наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
неблагоприятные роды и их последствия;
заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
ребенок перенес стресс или испуг.
На логопедический пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями :
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией
или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией
или стертой формой дизартрии) – ФНР.
НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого
уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у
детей с нормальным слухом и интеллектом
У детей, имеющих ФФНР:
один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
сложные звуки заменяются простыми;
наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных
словах.
При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:
Формирование произносительных навыков;
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и
сочетаний их в предложении;
Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные
предложения;
Развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;
Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и
смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность
накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается
неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и
продуктивности запоминания, отста т в развитии словесно-логическое мышление. Без
специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и
обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.
Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка:
Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда,
педагога-психолога;
Выполнять назначения невролога;
Способствовать развитию двигательной сферы ребенка;
Способствовать развитию мелкой моторики рук;
Способствовать всех основных психических процессов посредством детских
настольных игр, лото.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие
органического поражения центральной нервной системы.
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения
является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся
произносительная сторона речи.
У детей - дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической
мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным
звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм
дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или
замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими
степенями дизартрии ( другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).
Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей,
мелкой, артикуляционной, исправление звукопроизношения, формирование ритмикомелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка
выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное
время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего
достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом,
необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной
физкультуре.
Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников
необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад.
Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:
выполнять все рекомендации логопеда;
обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
выполнять с ребенком домашние задания;
осуществлять контроль за речью ребенка.
А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы :
ошибки на письме и при чтении;
снижение самооценки;
конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.
Причины возникновения речевых недостатков у детей.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают
неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы, а также
внешние условия окружающей среды.
Внутренние (биологические и органические, внешние (социально-психологические).
При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционнодинамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения
дефекта, уч те общих закономерностей аномального развития и закономерностей
речевого развития на каждой возрастной стадии.
Необходимо также специально изучать условия, окружающие реб нка.
Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи.
Это действие вредных факторов в пренатальный, натальный и постнатальный периоды
развития плода.
Перинатальная или внутриутробная патология во время беременности возникает в
результате воздействия вредных факторов в период внутриутробного развития плода.
Натальная патология – повреждения и осложнения при родах.
Постнатальная патология – воздействие различных вредных факторов после рождения.
Перинатальная патология.
Патология беременности. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении
развития плода в период от 4 недель до 4 мес.
Возникновению речевой патологии способствуют:
токсикоз беременных, вирусные инфекции (ОРВИ, ГРИПП, эндокринные заболевания
матери, травмы и психотравмы (нервные стрессы, несовместимость крови по резусфактору, неблагоприятный гинекологический анамнез (выкидыши, аборты).
Анамнез – совокупность сведений, получаемых в ходе обследования от самого
обследуемого или знающих его лиц. Анамнез используется для установления диагноза,
прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.
Нарушения внутриутробного развития плода могут возникать в связи с при мом
лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и
курением во время беременности.
Патология и осложнения родов.
Акушерская патология: узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное
отхождение вод, неправильное предлежание плода, обвитие пуповиной.
Ведущее место в перинатальной патологии нервной системы занимают внутричерепная
родовая травма и асфиксия.
Асфиксия – недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения
дыхания.
Гипоксия – кислородное голодание.
Асфиксия и внутричерепная родовая травма приводят к внутричерепным кровоизлияниям
и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать речевые
зоны коры головного мозга, что влеч т поражение речевых центров головного мозга.
В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают
речевые дефекты различного типа. Например, если произошло центральное органическое
поражение речедвигательного анализатора, то возникает дизартрия, т. е. нарушается
иннервация мускулатуры речевого аппарата (поражаются нервы, идущие к мышцам губ,
языка, глотки и т. д.) В результате – параличи, парезы.
Постнатальная патология.
Различные заболевания в первые годы жизни реб нка: частые инфекционно-вирусные
заболевания, менинго-энцефалиты, ранние желудочно-кишечные расстройства. Травмы
черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
Неблагоприятная наследственная предрасположенность, когда наследуется качественная
незрелость отдельных зон коры головного мозга. В этих случаях нарушения речи могут
составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с
интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
При алкоголизме родителей отмечается более высокая частота смерти плода во
внутриутробном периоде, недоношенность, асфиксия, а также более высокая
заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни. У детей наблюдается общая
физическая ослабленность, отставание психического развития с проявлением ОНР,
двигательная расторможенность, нарушение функции внимания, памяти, зрительного и
слухового восприятия.
Повышенная отвлекаемость, но при этом малая познавательная активность, личностная
незрелость – вс это приводит к трудностям в обучении.
Воздействие вредных факторов в период развития плода вызывают нерезко выраженные
минимальные органические повреждения мозга. Это дети с ММД – минимальной
мозговой дисфункцией. Для них характерны недостаточность внимания, памяти,
моторные нарушения, расторможенность, различные речевые расстройства.
Социально – психологические причины.
неправильное речевое окружение;
дефицит (недостаток) речевого общения с окружающими;
невнимание к речи реб нка;
педагогическая запущенность;
двуязычие в семье;
неправильные методы воспитания, неправильные взаимоотношения в семье, которые
приводят к нарушениям эмоционально-волевой сферы, к различным аффективным
расстройствам – неврозам и как следствие к речевому негативизму.
Социально-психологические причины – это вторичные причины.
Основные причины лежат в пренатальном, натальном и постнатальном периодах развития
реб нка. А последующие факторы только усугубляют эти причины.
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения
различных сторон речи.
Важное значение имеет ранняя диагностика нарушений развития речи.
Если речевые дефекты выявляются только при поступлении детей в школу или в младших
классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на
успеваемости.
Если же отклонения обнаруживают у реб нка в ясельном или дошкольном возрасте,
ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность
полноценного обучения в школе.
Необходимо применять комплексный метод, в котором сочетаются разные виды
терапевтического воздействия.
Самые важные из них:
Лекарственные средства, влияющие на деятельность головного мозга и направленные на
уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения ЦНС.
Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса
мышц.
Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма в целом.
Лечение сопутствующих заболеваний.
Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в
постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть
закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка,
помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том,
какие задания он будет выполнять завтра.
Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды
занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также
отсутствия отвлекающих факторов.
Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не
следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок
огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный
характер.
Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с
ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые
требования, которые будут предъявляться к ребенку.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием,
убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений
проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для
занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с
ребенком.
Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы
должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.
Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить
преодолевать трудности.
Как работать со звуком
Проговорите звук совместно с ребенком.
Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного
звука.
Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем
придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в
конце.
Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из
пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
Придумайте игры со звуком, над которым работали.
Проговорите речевой материал на этот звук.
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные
органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц,
то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и
развивать их подвижность.
Дыхательная гимнастика
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно
дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.
Основные параметры правильного ротового выдоха:
– выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";
– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать
щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через
нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил,
как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких
вдохов.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания : «Снежинка», «Свистульки»
«Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они
вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный
путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого
материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и
воспроизводить. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно
слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. При восприятии речи
ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи
изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые
последовательности, образуют непрерывные компоненты.
Игры, которые развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!», «Поймай
звук», «Поймай слово», «Исправь меня».
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи
Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и
сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических
формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными
грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем
речи сложный и длительный.
Игры, которые необходимо использовать для развития грамматического строя речи:
«Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало?», «Измени
предложение», «Назови ласково».