МААМ-картинки

Речевые игры с использованием ИКТ как средство формирования словаря

Анастасия Нищакова
Речевые игры с использованием ИКТ как средство формирования словаря
▼ Скачать + Заказать документы

Речевые игры с использованием ИКТ как средство формирования словаря

Язык и речь традиционно рассматриваются в философии, психологии и педагогике как «паутина», в которой сходятся различные линии психологических познавательных процессов – мышление, воображение, память, эмоции и другие. Язык служит основным приемом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успеваемости в школе.

Публикация «Речевые игры с использованием ИКТ как средство формирования словаря» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление развития всех сторон речи – фонетической, грамматической и лексикологической. Ребенок полноценно начинает владеть родным языком в дошкольном детстве, что является обязательным условием решения задач умственного, нравственного и грамматического воспитания в периоде сенситивного развития.

Одной из важнейшей значимых единиц языка является слово. Достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений.

Поэтому словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Известно, что обогащение и расширение словаря идет одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью.

По мнению Сергея Ивановича Ожегова «Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.»

Существует два словаря : активный и пассивный.

Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь, представляет собой специальную педагогическую задачу. Вводить слова надо в речь ребенка планомерно, систематически. Ознакомление детей с окружающим, обогащение и расширение словаря детей дошкольного возраста (как активного, так и пассивного, происходит как в процессе обучения, так и в играх, в разных видах деятельности и в повседневной жизни и в процессе ознакомления их с произведениями художественной литературы.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Особенностью словаря дошкольника является то, что словарь детей дошкольного возраста значительно меньше по своему объему по сравнению со словарем взрослых, так как опыт познания ребенка и зависит от объема накопленных сведений об окружающем значительно, уступает объему знаний взрослого человека.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной.

С точки зрения в содержании словарной работы выделятся слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально – ценностное отношение к действительности.

В активном словаре детей, должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков, свойств и качеств; слова, выражающие видовые, родовые и отвлеченные обобщенные понятия освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. Вера Иосифовна Логинова выделила три таких направления.

Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, развивать ориентировку в сочетаемости слова.

Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать толкование слов и словосочетания.

Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, физической культуры, экологического и музыкального воспитания, изобразительной деятельности, математического развития, игр и развлечений, приобщение к книжной культуре.

Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть методические вопросы, важные для всех возрастных групп - это методы и приемы словарной работы.

Большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.

Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Игра - основной вид деятельности ребёнка и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях разностороннего воспитания и речевого развития детей.

В отечественной дошкольной педагогике сложились разные классификации детских игр, которые различаются по степени самостоятельности и творчества детей в игре.

Мы остановили свой выбор на классификации Сталя Анатольевича Шмакова:

1. Игры с правилами :

1.1 Дидактические, познавательные, интеллектуальные игры.

1.2 Двигательные, спортивные, подвижные игры.

1.3 Строительные, трудовые, конструкторские, технические игры.

1.4 Ритмические, хороводные, музыкальные игры.

1.5 Игры и упражнения тренировочного характера.

1.6 Игры шутки, игры забавы.

2. Игры отличаются элементами загадочности, неожиданности.

2.1 Игры на основе готовых сюжетах.

2.2 Режиссерские игры.

2.3 Сюжетно – ролевые игры.

2.4 Игры комплексные.

2.5 Театрализованные игры.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами. Они имеют определенную структуру, которая характеризует игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются структурные составляющие дидактической игры : задача игровая задача игровые действия правила игры результат.

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить традиционными игры с использованием привычной наглядности (картинками, игрушками, так как с раннего детства он включен в мультимедийную среду. Поэтому современные реалии жизни направляют педагогов активно применяя интерактивное оборудование и интерактивные игры.

Под ИКТ в дошкольной образовательной организации подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, SMART Board, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, т. е. все это, может представить, широкие возможности для коммуникации.

Использование ИКТ открывает для воспитателя неограниченные возможности. Дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим воспитатель использует SMART Notebook – это программа, которая может содержать текстовый материал, фотографии, рисунки, слайд – шоу. Также при помощи данной программы можно составлять различные игры с использованием SMART Board.

Нами была предпринята попытка разработать интерактивные дидактические игры в SMART Board, направленные на формирование словаря дошкольников по лексическим темам: птицы, деревья, насекомые, фрукты, овощи, домашние животные. Например, в игре «Домашние животные» детям предлагается соотнести название животных с их детенышами. Для этого им необходимо, например, поместить изображение курицы на желтый цветок, а изображение детеныша на розовый. В случаи, если ответ правильный, то животные отправляются в соты. В итоге у них должна появится следующая картинка (15 слайд). Подобная игровая задача стоит перед детьми в игре «Деревья и листья». Детям предлагается так же поместить изображение дерева, например, рябины на желтый цветок, а лист рябины на розовый. В итоге у них должна появится следующая картинка (17 слайд). В игре «Перелетные и зимующие птицы» определить название птиц зимующие или перелетные. Ребенок, например, выбирает голубя на игровом поле и решает что это зимующая птица, если ответ верен, то птица улетает в группу зимующих птиц. В итоге должно остаться пустое поле (19 слайд).

Здесь мы представили только несколько вариантов игр. Данное пособие включает в себя 25 игр. Оно апробируется в ходе различных видов практики. Отмечаем, что детям интересны эти игры, их привлекает красочное оформление игры, нравится само движение перемещения этих картинок. В ходе этого они могут одновременно групповой взаимодействовать с интерактивной панелью, это помогает наладить коммуникацию, потому что детям предлагается решить, кто будет первым, а кто вторым. Вот этот интерес он, конечно же, активизирует речевую деятельность, что нам важно.

Таким образом, игра в жизни ребенка дошкольного возраста играет важную роль. Она служит одним из основных средств развития речи, помогает в усвоении и закреплению материала по темам. А также помогает разнообразно мыслить, развивает психические и эмоционально-волевые процессы детей. Интерактивная игра помогает детям закрепить материал, а так же помогает развить активный и пассивный словарь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Читательский дневник  как средство формирования духовной потребности к книгеЧитательский дневник  как средство формирования духовной потребности к книге Читательский дневник - как средство формирования духовной потребности к книге. Книга-верный, Книга-первый, Книга-лучший друг ребят. Нам.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Любимые речевые игры с движениями для малышейЛюбимые речевые игры с движениями для малышей Для детей первой младшей группы очень важны речевые игры. Они сопровождают нас постоянно, в течении всего дня, при осуществлении любого.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Речевые, коммуникативные игры для малышей Речевая игра" СНЕЖНЫЙ КОМ" -Покатился снежный ком, я иду за ним пешком, Всё быстрее и быстрее- он летит, а я бегом. По дорожке пробежался.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры с использованием ИКТ как средство формирования словаря
Опубликовано: 5 июня 2022 в 16:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые игры с использованием ИКТ как средство формирования словаря» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Нищакова (УИ 2630513) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД