Лучший педагог года

Речевые игры с дошкольниками

Наталья Андриечко
Речевые игры с дошкольниками

«Кто (что) это делает?»

Бежит: кто? (человек, собака.); что? (река, ручей.).

Идет: кто? (девочка, кошка.); что? (дождь, снег.).

Растет: кто? (ребенок, щенок.); что? (дерево, цветок.).

Летает: кто? (бабочка, муха); что? (пух, самолет).

Скачет: кто? (белка, лошадь); что? (мяч, попрыгун).

Плавает: кто? (рыба, человек); что? (лодка, листок).

Ползает: кто? (ребёнок, змея); что? (танк).

Катится: кто? (колобок, ёж); что? (клубок, бревно).

Стоит: кто? (человек, животное); что? (дерево, стул)

Лежит: кто? (кошка, девочка); что? (подушка, книга)

«Кто где живёт?»

Белка живет в … дупле.

Скворец живет в … скворечнике.

Птица живет в … гнезде.

Собака живет в … будке.

Пчёлы живет в … улье.

Лиса живет в … норе.

Волк живет в … логове.

Медведь живет в … берлоге.

«Кто как голос подает?»

Голубь… воркует, ворона… каркает, кошка… мяукает,

воробей… чирикает, сорока… стрекочет, свинья… хрюкает,

петух… кукарекает, сова… ухает, овца… блеет, курица… кудахчет, лягушка… квакает, корова… мычит, гусь… гогочет, волк… воет, .

лошадь… ржет, утка… крякает, медведь… рычит, собака… лает.

«Кто (что) лишнее?»

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, корова, коза.

Белка, медведь, рысь, петух.

Лев, косуля, волк, тигр.

Ласточка, грач, жаворонок, снегирь.

Сарай, корова, коза, овца.

Курица, индюк, петух, ворона.

Крольчонок, зайчонок, щенок, свинья.

Лебедь, утка, кукушка, гусь.

«Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

«Слова синонимы».

Думать -. (размышлять,

открыть -. (отворить,

отыскать -. (найти,

зябнуть -. (мерзнуть,

поразить -. (удивить,

шалить -. (баловаться,

забавлять -. (развлекать,

прощать -. (извинять,

звать -. (приглашать,

реветь -. (плакать,

мчаться -. (нестись,

вертеться -. (крутиться,

опасаться -. (бояться,

бросать -. (кидать).

Приятель – (друг);

Грусть – (печаль);

Еда – (пища);

Труд – (работа);

Танец – (пляска);

Шагать – (ступать);

Глядеть – (смотреть);

Трусливый – (пугливый);

Мудрый – (умный);

Бестолковый – (глупый);

Большой –

(огромный).

«Лови да бросай – что какого цвета называй»

Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Ход игры:

Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом.

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Красное – мак, кубик, малина, помидор, флажок, перец, гребешок;

Оранжевое - апельсин, морковь, огонь, абрикос, пластилин, одежда;

Жёлтое - цыпленок, солнце, лимон, клюв, янтарь, репа, порошок;

Зеленое - арбуз, трава, листья, горошек, чай, остров, огурец, венок;

Голубое - небо, лед, незабудки, фон, платочек, камешек, шар, бассейн;

Синее - василёк, море, платок, кит, чулок, шапочка, сарафан;

Фиолетовое - слива, сирень, баклажан, синяк, шарф, платье, краска;

Розовое – цветок, щёки, бутон, бантик, язычок, поросёнок, зонт;

Белое – кружево, пух, облако, иней, зубы, рубашка, бумага, снег;

Чёрное – сажа, смородина, брюки, перья, ремень, карандаш, полоса.

«Кто (что) бывает?»

Цель: Расширить словарный запас, закреплять умение согласовать прилагательное с существительным.

Ход игры:

Длинным — поезд, пояс, лента, дорога, карандаш, гвоздь, рукав…

Широким — полоска, тропинка, улица, дорога, комната, лента, дверь…

Круглым— мяч, апельсин, арбуз, помидор, шар, окно, нора, аквариум…

Квадратным – коврик, зал, стол, дом, коробка, стадион, картина, экран…

Прямоугольным – ящик, окно, коробка, дверь, коридор, бумага, стена…

Овальным – поднос, камень, ковёр, кабинет, авокадо, стол, бассейн…

Свежим - воздух, огурец, хлеб, ветер, булочка, новость, газета, скатерть…

Старым - дом, пень, человек, ботинок, мебель, сказка, книга, кресло…

Кислым – напиток, лимон, капуста, лицо, щи, сок, квас, соус…

Сладким – конфеты, сгущёнка, торт, варенье, угощение, яблоко…

Гладким – стекло, зеркало, камень, лёд, пол, ткань, купол, шар, стол…

Колючим – ёж, свитер, кактус, куст, ветер, снег, плед, шарф, взгляд…

Острым – нож, шило, стекло, ножницы, веточка, гвоздь, клык, перец…

Лёгким – пух, вата, снежинка, волос, ушиб, завтрак, ветерок, сарафан…

Глубоким - канава, ров, овраг, колодец, река, ручей, пруд, яма, сугроб…

«Подбери как можно больше слов-действий».

Курица … кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несётся.

Собака - … лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, грызёт, играет, служит, охотится.

Кошка - … царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется и т. п.

Мышка - шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает, несёт.

Медведь – спит, рычит, ест, гуляет, охотится, лазает.

Ворона - летает, ходит, каркает, клюет, прыгает, стучит.

Змея - ползёт, шипит, извивается, жалит, сворачивается клубком.

«Слова антонимы».

Веселый – (грустный,

Быстрый – (медленный,

Красивый – (безобразный,

Пустой – (полный,

Худой – (толстый,

Умный – (глупый,

Трудолюбивый – (ленивый,

Тяжелый – (легкий,

Трусливый – (храбрый,

Твердый – (мягкий,

Светлый – (темный,

Длинный – (короткий,

Высокий – (низкий,

Острый – (тупой,

Больной – (здоровый,

Широкий – (узкий,

Глубокий – (мелкий,

Сильный – (слабый,

Жидкий – (густой,

День – (ночь,

Радость – (грусть,

Жара – (холод,

Зло – (добро,

Правда – (ложь,

Быстро – (медленно,

Одеть – (раздеть,

Дать – (взять, Поднимать – (опускать,

Бросать – (поднимать,

Прятать – (искать,

Зажигать – (тушить,

Потерять – (найти,

Хорошо – (плохо,

Тяжело – (легко,

Высоко – (низко,

Далеко – (близко,

Налить – (вылить,

Покупать – (продавать,

Горячий – (холодный,

Говорить – (молчать).

«Мама ищет малыша».

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление названий детёнышей животных.

Свинья ищет… поросёнка.

Собака ищет… щенка.

Кошка ищет… котёнка.

Коза ищет… козлёнка.

Овца ищет… ягнёнка.

Лисица ищет… лисёнка.

Зайчиха ищет… зайчонка.

Волчица ищет… волчонка.

Ежиха ищет… ежонка.

Медведица ищет… медвежонка.

Белка ищет… бельчонка.

«Два брата».

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Ход игры:

Предлагаем послушать историю о двух братьях.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой … домище.

У Ика был носик, а у Ища - … носище. У Ика были пальчики, а у Ища - … пальчища. И т. д.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; шарфик – шарфище; кустик - кустище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник – слонище; котик - котище; зайчик – зайчище; бегемотик - бегемотище.

«Образование из двух слов одного сложного».

«Угадай сказку».

Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева»).

Трава, крапива, кольцо, жаба, терпение («Дикие лебеди»).

Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво»).

Стрела, болото, лягушка, кощей Бессмертный («Царевна – лягушка»).

Девочка, бабушка, корзина, пирожки, волк («Кр. шапочка»).

Сестра, брат, печка, яблонька, речка, Баба Яга, гуси («Гуси – Лебеди»).

Орлы, африканские животные, добрый доктор («Доктор Айболит»).

Сестрица, братец, водица в копытце, козлёнок (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Умывальник, мочалка, грязнуля, крокодил («Мойдодыр»).

Сверчок, кук. театр, Артемон, Пьеро, мальчик с дл. носом («Буратино»).

Зола, грязное платье, бал, мачеха, принц, туфельки («Золушка»).

Цветок, жаба, майский жук, крот, ласточка, эльфы («Дюймовочка»).

Небо и склон – небосклон;

Лес и полоса – лесополоса;

Птица и ферма – птицеферма;

Лист и падать – листопад;

Земля и делать – земледелец;

Лес и рубит – лесоруб;

Снег и падать – снегопад;

Хлеб и печь – хлебопёк;

Пыль и сосать – пылесос;

Нос и рог – носорог;

Сам и катится – самокат;

Сам и летит – самолёт;

Мышь и ловить – мышеловка;

Мясо и рубить – мясорубка;

Землю и копать – землекоп;

Вода и падать – водопад;

Везде и ходить – вездеход;

Бетон и мешать – бетономешалка;

Вода и лазать – водолаз;

Зверь и ловить – зверолов;

Звезда и падать – звездопад;

Кашу и варить – кашевар;

Лёд и колоть – ледокол;

Пули и метать – пулемёт;

Сам и варит – самовар;

Сам и сваливать – самосвал;

Пар и ходит – пароход;

Сталь и варить –

сталевар;

Стекло и резать – стеклорез.

«Кто кем (что чем) был (о?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. «Кому что нужно для работы?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебники, мел, доска, компьютер, класс, ученики, журнал …

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь, мясорубка…

Водителю – автомобиль, бензин, инструменты, домкрат, запаска …

Художнику – кисти, мольберт, гуашь, краски, палитра, талант, полотно.

Библиотекарю – бланки, книги, полки, читатели, картотека…

Строителю – каска, рулетка, валик, кисти, пила, молоток, плоскогубцы…

Бухгалтеру – калькулятор, компьютер, бланки, стол, кресло…

Военнослужащему – форма, оружие, бинокль, сл. собаки, воен. техника.

Парикмахеру – фен, ножницы, расчёски, кресло, шампунь, щипцы…

Портному – ткань, выкройка, шв. машинка, ножницы, сантиметр, нитки…

Доктору – халат, лекарство, фонендоскоп, шприцы, микроскоп…

Воспитателю – дети, игрушки, книги, компьютер, пособия, игры…

Полицейскому – оружие, форма, свисток, рация, машина…

Продавцу – касса, товар, весы, покупатели, деньги, магазин…

Службе МЧС – пожарные машины, рации, вертолёт, оружие, мед. инструменты…

Артисту – костюмы, сцена, реквизит, талант, сценарий, микрофон, зритель.

Цыплёнок – яйцом

Лошадь – жеребёнком

Шкаф – доской

Корова – телёнком

Велосипед – железом

Рубашка – тканью

Рыба – икринкой

Ботинки – кожей

Яблоня – семечком

Дом – кирпичом

Лягушка – головастиком

Сильный – слабым

Бабочка – гусеницей

Взрослый – ребёнком.

Мужчина – мальчиком

Учитель – учеником

Дом – кирпичами

Лето – весной

Весна – зимой

Зима – осенью

Осень – летом

День – ночью

Пила – железом

Шуба – мехом

Дуб – жёлудем

Хлеб – мукой

«Сочинитель»

Цели: Развитие навыков рифмовки слов. Развитие слухового внимания и памяти.

Ход игры:

«Озорные мышки»

Цель: Формировать умение анализа и синтеза звуко – слогового состава слов.

Оптимтизация слухо-речевой памяти.

Ход игры:

Игра предваряется чтением стихотворения (взрослым ребёнку).

В грамоту мышки дружно играли:

Картинки смотрели, все буквы назвали,

Отгрызли кусочек от каждого слова.

Слова – горько плачут.

Составим их снова!

Мышки отгрызли и утащили слог «СОК» из всех слов. Сейчас я назову тебе оставшиеся кусочки слов. Добавь к каждому кусочку слог «СОК», чтобы кусочки снова превратились в слова. Назови слово целиком.

Слова: ПЕ (сок, НО (сок, ЛЕ (сок, ПОЯ (сок, ГОЛО (сок, КОЛО (сок)

Слова: ИГ (ра, НО (ра, ГО (ра, ЖА (ра, ШКУ (ра, КАНУ (ра).

Слова: КО (за, ВА (за, РО (за, СТРЕКО (за, ГРО (за, СЛЕ (за, МИМО (за).

Слова: КО (са, ЛИ (са, РО (са, ТАК (са, КРЫ (са, КЛЯК (са, ПЛАК (са).

Слова: БО (чок, СУ (чок, ВОЛ (чок, КРЮ (чок, МАЯ (чок, СМЫ (чок).

Доски на гору везем,

Будем строить новый… (дом)

Здесь красивое местечко,

Протекает мимо… (речка)

Шел по лесу шустрый мишка

На него свалилась (шишка)

Как-то вечером две мышки,

Унесли у Пети (книжки)

Мама милой дочке Оле

Суп сварила из (фасоли)

Мы собирали васильки,

На головах у нас (венки)

Сшил себе котенок тапки,

Чтоб зимой не мерзли (лапки)

Говорят, один чудак

В речке выловил … (башмак)

Но, зато ему потом

На крючок попался … (сом).

«Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Ход игры:

Шар – шарик; стол — столик, ключ — ключик, лоб – лобик, луч – лучик…

Шапка — шапочка, белка — белочка, ванна – ванночка, игла – иголочка…

Книга — книжечка, ложка — ложечка, река – речка, опушка – опушечка…

Вишня — вишенка, башня — башенка, лестница – лесенка, шуба – шубёнка…

Голова — головка, картина — картинка, свинья – свинка, вишня – вишенка…

Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце, рыло – рыльце, одеяло – одеяльце…

Коса — косичка, вода — водичка, ресница – ресничка, лиса – лисичка…

Жук — жучок, дуб — дубок, бок – бочок, бык – бычок, жир – жирок…

Платье — платьице, кресло — креслице, блюдо – блюдце, дерево – деревце…

Перо — перышко, стекло — стеклышко, солнце – солнышко…

Часы — часики, трусы — трусики, усы – усики, волосы – волосики…

Кукла — куколка, свекла — свеколка, игла – иголка…

“Угадай героев сказок”

Цель: формировать умение по названым признакам узнать сказочного героя.

1. Мне могучий служит Джин,

Потому что я … Алладин.

2. Ей на солнышке тяжко,

Слёзы льёт она бедняжка … Снегурочка.

3. Там на неведомых дорожках

Избушка её на курьих ножках … Баба Яга.

4. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом … семеро козлят.

5. Я ходила на базар и купила самовар

Угощу друзей чайком - пусть приходят вечерком … Муха – Цокотуха.

6. Круглый бок, румяный бок

Покатился … Колобок.

7. Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик … Карлсон.

8. Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это … Буратино.

9. Она красива и мила,

А имя её от слова зола … Золушка.

10. Кая освободила от холода и льда

Его подружка … Герда.

11. Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка … Дюймовочка.

12. Он пиявок добывал,

Карабасу продавал … Дуремар.

13. Я на волке поскачу, на орле я полечу.

Всем больным помочь хочу … доктор Айболит.

14. Бабушка девочку очень любила

Красную шапочку ей подарила … Красная шапочка.

15. Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке … оловянный солдатик.

16. В Простоквашино живёт,

Всем газеты раздаёт … Печкин.

17. Кролик, Пятачок, Иа

Его лучшие друзья … Винни Пух.

18. Ничего малыш не знает

Небылицы сочиняет … Незнайка.

19. Уплетая калачи

Ехал парень на печи … Емеля.

20. Перья светятся огнём

И светло в ночи, как днём … Жар Птица.

«Веселые рифмы»

Цель: развитие языкового чутья к рифмам.

Гармошка – картошка, ладошка, обложка, застёжка, лепёшка, дорожка…

Рубашка – букашка, ромашка, милашка, мордашка, неваляшка…

Картина – ангина, кузина, рябина, вакцина, дружина, равнина…

Барабан – ураган, кафтан, атаман, наган, чулан, кабан, сарафан…

Циркач – калач, грач, скрипач, богач, трюкач, врач, бородач, тягач…

Пушка – лягушка, макушка, ловушка, хохотушка, ватрушка…

Книжка – мышка, крышка, пышка, шишка, коврижка, мальчишка…

Хлопушка – вертушка, погремушка, ловушка, кормушка, кукушка…

Шоколад – мармелад, лимонад, листопад, виноград, снегопад, клад…

Петушок – мешок, порошок, корешок, малышок, посошок, стишок…

Шарик - комарик, сухарик, очкарик, словарик, комарик, календарик…

Ком – лом, сом, взлом, ключом, плечом, узлом, лбом, мешком, глазком…

Точка – кочка, бочка, строчка, уточка, ночка, пяточка, сорочка…

Пальчик – мальчик, зайчик, журнальчик, подвальчик, бокальчик…

Жучок – паучок, грудничок, мужичок, окорочок,

пятачок, значок…

Моток – каток, листок, лоток, глоток, поток, приток,

роток…

Каша – чаша, милаша, наша, папаша, ваша…

«Фразеологический зоопарк».

Цель: активизация ассоциативных смысловых связей между словами.

"Окончите фразеологизм"

Цель: активизация ассоциативных смысловых связей между словами.

Золотые (руки, ломать. (голову, лакомый. (кусочек, от нечего. (делать, спустя. (рукава, медвежья. (услуга, от всего. (сердца, до поры. (до времени, выбиться. (из сил, кто в лес. (кто по дрова, с горем. (пополам, как снег. (на голову, утереть. (нос, по головке. (не погладят, вывести. (из себя, плестись. (в хвосте, тише воды. (ниже травы, само собой. (разумеется, поминай. (как звали, кривить. (душой, работать засучив … (рукава, бросать слова… (на ветер, быть на (чеку, в мгновение… (ока, вешать лапшу (на уши, вилами по воде … (писано, вот где собака … (зарыта, чужими руками. (жар загребать, впасть)в детство, вставлять палки (в колёса, всыпать по (число, голова (дырявая, горе (луковое, заколдованный … (круг, держать ухо (востро, ждать у моря … (погоды, заморить (червячка, из мухи делать (слона).

Голоден как… волк

Хитёр как… лиса

Труслив как… заяц

Здоров как… бык

Нем как… рыба

Упрям как…осёл

Болтлив как… сорока

Колючий как … ёж

Спит как… сурок

Доходит как… до жирафа

Грязный как… свинья

На льду как … корова Смотрит как… баран на новые ворота

Надулся как…мышь на крупу

Выдрать как… Сидорову козу

В посудной лавке как… слон

Изворотлив как …уж

Надут как… индюк

Работает как… лошадь

Вертится как…белка

Ласковый как… телёнок

Ржёт как… лошадь

Мокрый как … мышь

"Что это?"

Цель: развивать логическое мышление.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (нос).

Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные люди (уши).

Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит (ветер).

Они через дорогу живут, а друг друга не видят; они на ночь сами закрываются; два соседа

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Ход игры. Педагог бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова.», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «. воронья».

У собаки — собачья; у кошки — кошачья; у лошади — лошадиная; у овцы — овечья; у коровы – коровья; у козы – козья; у свиньи – свиная; у кролика — кроличья; у фазана – фазанья; у курицы — куриная; у индюка – индюшиная; у утки — утиная; у гуся – гусиная.

У рыси – рысья; у льва – львиная; у жирафа – жирафья; у черепахи – черепашья; у барсука – барсучья; у зайца — заячья; у оленя — оленья; у белки — беличья; у медведя — медвежья; у волка – волчья; у лисы – лисья, у кабана – кабанья; у тигра — тигриная; у верблюда — верблюжья.

У птицы — птичья; у сороки — сорочья; у ворона – воронья; у лебедя — лебединая; у голубя — голубиная; у орла — орлиная; у ястреба – ястребиная; у совы – совиная; у сокола – соколиная; у воробья – воробьиная; у ласточки – ласточкина.

«Подбор однокоренных слов».

Цель: закреплять умение образовывать однокоренные слова.

Ветер – ветерок, ветрище, ветреный, проветривать, ветрянка, ветровка…

Снег – снежок, снежинка, снеговик, снежный, снегурка, снежище…

Солнце – солнышко, солнечный, солнечная, солнечный (зайчик…

Дождь – дождичек, дождинка, дождливый, дождливая…

Облако – облачное, безоблачная, облачко…

Река – речонка, реченька, речник, речушка…

Зима - зимушка - зимний - зимовка - зимующий…

Весна – весной, веснушки, веснянка, весенняя, вешние…

Вода – вода, водица, водичка, водный, водовоз, водоворот, водопад, водопой, водопровод, водохлёб, водоём, водяной, подводник…

Воробей – воробышек, воробьиха, воробьиная, воробьишка, воробьята…

Голова – головка, головной, головоломка, головомойка, головонька…

Голод – голодание, голодать, голодный, голодно, голодуха, впроголодь…

Грач – грачиха, грачонок, грачовник, грачище, грачиный, грачик…

Гусь – гусыня, гусёнок, гусёночек, гусятница, гуськом…

Друг – дружить, дружно, дружок, друзья, дружище, дружеский…

Дуб – дубочек, дубище, дубрава, дубинка, дубовик, дубовый…

Жар – жара, жареный, жаровня, жарко, жаркое, зажарить, пожар…

Дом – домик, домище, домовитый, домовой, домосед, бездомный…

Звезда – звёздочка, звездище, звездопад, звездочёт, звездолёт…

Лёд – ледник, ледниковый, ледовый, ледокол, ледоруб, ледышка, ледянка…

Уши – ушастый, длинноухий, вислоухий, наушники, ушко, ушной…

Хлеб – хлебец, хлебница, хлебороб, хлебопекарня, хлеборезка, хлебушек…

Цвет – первоцвет, цветочек, цветовод, соцветие, расцветать, цвести…

Игра «Кузовок».

Цель: образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

-Вот тебе кузовок,

-Клади в него, что на – «ок».

-Обмолвишься – отдашь залог.

Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок, пирожок, носок и т. д.)

Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая:

«Чей залог выну, что тому делать?»

Дети под руководством воспитателя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т. д.)

Публикации по теме:

Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников»Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников» .

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Любимые речевые игры с движениями для малышейЛюбимые речевые игры с движениями для малышей Для детей первой младшей группы очень важны речевые игры. Они сопровождают нас постоянно, в течении всего дня, при осуществлении любого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры с дошкольниками
Опубликовано: 15 октября 2024 в 14:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые игры с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Андриечко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Сегодняшний праздник отмечают все любители пения и артисты, для которых исполнение песен стало профессией. Цель празднования — популяризация пения, как способа достичь понимания, единства и гармонии с...

16 октября. Всемирный день хлеба. Папка-передвижка

День хлеба во всем мире отмечается 16 октября. Этот праздник посвящен самой важной пище на нашей планете — хлеб в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД