Елена Тюникова
Речевые игры по теме «Мой город»
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ:
«МОЙ ГОРОД»
«ГЕРБ НАШЕГО ГОРОДА»
Цель. Закреплять знания детей о гербе родного города. Активизировать словарь.
Как ты думаешь, что означает герб нашего города?
Как бы ты назвал форму герба?
Какие цвета присутствуют на гербе?
Что изображено на гербе?
Подумай, зачем городу нужен герб?
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Публикация «Речевые игры по теме „Мой город“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2020
Цель. Развивать речь детей, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова. Воспитывать любовь к родному городу.
Город - городок,
Улица -,
Флаг -,
Проспект -,
Дом -,
Лес -,
Сад- ,
Завод -,
Сквер -,
Магазин -.
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗЫ»
Цель. Развивать умение завершать предложения, подбирая слова подходящие по смыслу. Закреплять знания о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу.
Наш город называется…
Жителей нашего города называют…
Наш город расположен возле Национального парка…
Зимой в нашем городе…
Больше всего я люблю в нашем городе…
«СЛОВА ПРИЗНАКИ. СКАЖИ КАКОЙ? КАКАЯ?»
Цель. Активизировать в речи детей прилагательные. Развивать память, мышление.
Мытищи (родной, любимый, славный, красивый и др.).
Яуза (неглубокая, холодная, широкая и др.).
Центральный парк (зеленый, чистый, красивый и др.).
Мост (длинный, новый, шумный и др.)
«КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ НЕ ЖИВУТ В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ»
Цель. Закреплять знания о животных родного края.
Лиса, волк, ёж, медведь, заяц, бобёр, олень, белка, лось, кабан, тигр, рысь и т. д.
«КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ДЕРЕВЬЕВ НЕ РАСТЁТ В НАШЕМ ГОРОДЕ?»
Цель. Закреплять знания о деревьях родного города.
Берёза, ель, сосна, туя. акация, черёмуха, каштан, тополь, клён, пальма, лиственница.
«КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ И ПОЧЕМУ?»
Цель. Развивать логическое мышление, речь.
Флаг, герб, знамя.
Парк, бор, лес.
Дом, улица, проспект, переулок.
«ИСПРАВЬ ОШИБКИ»
Цель. Развивать логическое мышление.
Мытищи — столица России.
Мы живем на домах.
На гербе Мытищ изображена берёза.
На флаге родного города есть изображение планеты Марс.
Самая длинная улица нашего города – улица Мичурина.
С первого этажа видно дальше, чем с последнего.
Мытищи расположен на берегу реки Клязьма.
Город Мытищи больше по площади города Москвы.
Жителей города Мытищ называют мытищани.
«ОДИН – МНОГО»
Цель. Совершенствовать умение детей образовывать слова во множественном числе.
Дом, улица, житель, музей, спутник, ракета, герб, флаг, магазин, детский сад и др.
«ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА К СЛОВУ «РОДИНА»»
Родина — родной, народ, родители, родиться, родня, родительский и др.
«СОСЧИТАЙ ЭТАЖИ»
«Назови дом, в котором 1, 2, 3, 4, 5 этажей».
Образование сложных прилагательных. Можно назвать начало слова, а ребенок продолжает и называет слово целиком.
Дом с одним этажом, – какой? - одноэтажный дом
дом с двумя этажами, - какой?- двухэтажный дом
дом с тремя этажами, – какой? - трехэтажный дом
дом с четырьмя этажами, – какой?- четырехэтажный дом
дом с пятью этажами, – какой? - пятиэтажный дом
дом со многими этажами, – какой? – многоэтажный дом.
Варианты игры «Один – много», «Составь предложение», «Нет чего?»
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОТВЕТИВ НА ВОПРОС»
Образование сравнительной степени прилагательных. Игра с мячом или любым другим предметом.
Этот проспект широкий, а другой ещё … (шире).
Этот переулок тихий, а тот ещё … (тише).
Эта дорога узкая, а рядом ещё … (уже).
Этот дом старый, а другой ещё (старее).
Эта площадь большая, а рядом ещё (больше).
Этот памятник высокий, а другой ещё … (выше).
«ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ УЛИЦЫ»
Образование прилагательных от существительных. Можно предложить придумать самим и назвать производное слово.
В нашем городе много улиц. Появляются новые дома, улицы, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили.
На этой улице стоит завод. Назовем ее (Заводская).
На этой улице много цветов. Назовем ее (Цветочная).
На этой улице много школ. Назовем ее (Школьная).
На этой улице много берез. Назовем ее (Березовая).
На этой улице много садовых деревьев. Назовем ее (Садовая).
На этой улице находится аптека. Назовем ее (Аптечная).
Придумай ещё несколько названий улиц сам.
СОСТАВЬ РАССКАЗ О СВОЕМ РОДНОМ ГОРОДЕ ПО ПЛАНУ:
(ответы ребенка должны быть полными)
А) Как называется твой город?
Б) В честь кого или чего назвали твой город?
В) Назови улицы и проспекты города.
Г) Главные достопримечательности твоего любимого города.
Д) Твое отношение к родному городу.
СОСТАВЬ РАССКАЗ НА ТЕМУ «МОЯ УЛИЦА» ПО ПЛАНУ:
(ответы ребенка должны быть полными)
А) Как называется улица, на которой ты живешь?
Б) Какая она, эта улица (тихая, шумная, широкая, зеленая и т. д.)
В) Что расположено на этой улице? (Магазин, парк, больница и др.)
Г) Где находится эта улица?
Д) Твое отношение к этой улице.
СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ
(с видами Мытищ, его достопримечательностей) и т. д
ЗАДАНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО - БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА
а) составь слово из выделенных букв этих слов:
МОСКВА
ШАРЫ
ДЕТИ
РОДИНА
РОЩА
УЛИЦА
(МЫТИЩИ)
«ПОВТОРИ ЗА ВЗРОСЛЫМ»
ДА-ДА-ДА-большие города
ВЕМ-ВЕМ-ВЕМ- мы в городе живем
ШИЕ-ШИЕ-ШИЕ- улицы большие
ОГИ-ОГИ-ОГИ – в городе дороги
АРЬ-АРЬ-АРТ – на улице фонарь
ОВКА-ОВКА-ОВКА – у дороги остановка