Ксения Парыгина
Речевые игры по теме «Мебель» на развитие грамматического строя речи для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизация словаря по лексической теме «Мебель» посредством дидактических игр и упражнений и развитие грамматического строя речи.
Задачи:
Образовательные: уточнять и расширять представления о мебели, ее назначении; учить понимать обобщающее слово «мебель».
Публикация «Речевые игры по теме „Мебель“ на развитие грамматического строя речи для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мебель. Все о мебели для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Развивающие: развивать навык отвечать на вопросы с помощью картинок, выполнять грамматические задания по заданной теме; активизация речевой деятельности детей;
Воспитательные: воспитание навыков бережного отношения к мебели; инициативности и самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки, разрезные картинки.
Ход занятия:
1. Пальчиковая гимнастика:
Мы, ребята, мастера
Стол сломали мы вчера.
Молотком тук-тук стучали,
Гвозди долго забивали.
Получилось очень криво.
Отпилили мы красиво,
Зачищали шкуркой долго,
Покрывали лаком стойко,
Верх узором украшали,
Мастера смотреть позвали
2. Дидактическая игра «Собери разрезную картинку»
Мы с вами мастера. Будем ремонтировать мебель.
3. Загадывание загадок. Картинки выкладываются перед детьми.
Обобщаем - это мебель.
У него четыре ножки,
Не такие как у кошки,
У него еще есть шляпа,
Не такая, как у папы. (стол)
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мишки и не кошки.
Сами всегда стоим,
Всем садиться велим. (стулья)
Я удобный, очень мягкий,
Вам нетрудно угадать,
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (диван)
- Ребята, а можно ронять, царапать, ломать мебель? (нет) Для чего нам нужна мебель? Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, спать, отдыхать, сидеть, есть, читать, писать, вешать, хранить, ставить, что-то складывать т. д.)
[b]4. Игра «Доскажи словечко»[/b] Дети смотрят на картинки и договаривают словечко, показывая на картинку.
Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя (кровать)
Как приятно на нашей Тане поваляться на (диване)
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле)
Не страшны морозы, если - ты сидишь в уютном (кресле)
С пирогами чай попьем за обеденным (столом)
Брюки, кофту, теплый шарф аккуратно сложим в (шкаф)
5. Дидактическая игра «Что без чего?» Солнышко выглянуло и осветило нашу мебель. Чего же нет? Вы внимательно смотрите и должны сказать, что не хватает у нашей мебели, какую часть мы не увидели?
Физминутка:
Утром в магазин пойдём, (ходьба на месте)
Мебель там приобретём:
Высокий шкаф (встают на носочки, тянутся руками вверх)
И табурет, (приседают)
Кровать – на ней нам будет мягко спать
(кладут сложенные ладони под левую щёку)
Купим стул (к прямой правой ладони присоединяют
[i(]согнутую левую, чтобы получился «стул»)[/i]
И стол большой (разводят руки в стороны)
И отвезем домой (крутят руль)
6. Игра «Большой - маленький».
В гости пришли 2 гнома. Какие они? (большой и маленький)
Как можно сказать по другому? (высокий и низкий)
Сейчас мы с вами поиграем еще в игру. Я буду называть вам большой предмет, например, стул, а вы будете называть маленький – стульчик.
У меня большой шкаф, а у вас маленький… (шкафчик)
У меня большая кровать, а у вас маленькая (кроватка)
У меня большой стол, а у вас маленький… (столик)
У меня большой диван, а у вас маленький (диванчик)
7. Игра «Какой предмет лишний?» Кто у нас внимательный?
Ребята, определите, какая карточка лишняя. (Индивидуальные ответы)
• Стул, стол, шляпа, кровать, диван
• Стол, шкаф, чашка, стул
• Кресло, медвежонок, шкаф, кровать
• Платье, шкаф, стул, диван
• Стол, груша, кровать, стул
• Стол, стул, диван, дом
8. Упражнение "Какая бывает мебель"
Если мебель из стекла, то она какая? (мебель из стекла - стеклянная)
Если мебель из дерева, то она какая? (мебель из дерева - деревянная)
Если мебель из металла, то она какая? (мебель из металла - металлическая)
Если мебель из пластмассы, то она какая? (мебель из пластмассы - пластмассовая) Диван из кожи - значит он какой? (Диван из кожи – значит, он кожаный)
9. Лото «Наша квартира»
Во время игры детям задаю вопросы:
Куда мы повесим рубашку? (В шкаф)
Куда мы поставим лампу? (На стол)
Куда поставим книги? (На полку)
Куда мы положим подушку? (На кровать)
Куда мы поставим обувь? (В шкаф, на пол)
Куда уберем платье? (В шкаф)
Куда уберем ложку? (На стол, буфет)
10. Итог занятия: Вам понравилось заниматься? У меня есть весёлые и грустные смайлики. Выберите такой смайлик, какой вам нравится. Какое у вас настроение. Значит, всем понравилось заниматься.