Анна Музалёва
Речевые игры и упражнения по лексической теме «Цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа о цветах.
- Какие цветы вы знаете? (ЛАНДЫШИ, МАТЬ-И-МАЧЕХА, АСТРА, ОДУВАНЧИК, КОЛОКОЛЬЧИК, РОМАШКА, ПОДСНЕЖНИК, ПИОН, ГВОЗДИКА, НАРЦИСС, ТЮЛЬПАН, ИРИС, ГЛАДИОЛУС и др).
- Какие части есть у цветка? (У ЦВЕТКА ЕСТЬ СТЕБЕЛЬ, ЛИСТЬЯ, ЛЕПЕСТКИ, БУТОН, КОРЕШОК).
- Ребята, где растут цветы? (ЦВЕТЫ РАСТУТ В САДУ НА КЛУМБЕ, В ЛЕСУ НА ПОЛЯНЕ, НА ЛУГУ).
- Как назовем цветы, которые растут в саду? (САДОВЫЕ ЦВЕТЫ).
-На клумбах цветы (что делают) - … РАСТУТ, ЦВЕТУТ, ВЯНУТ, УВЯДАЮТ, РАСЦВЕТАЮТ и др.
- Из садовой лейки цветы (что делают) - …ПОЛИВАЮТ.
Публикация «Речевые игры и упражнения по лексической теме „Цветы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Выращенные цветы ножом (что делают) - … СРЕЗАЮТ.
- В букеты цветы (что делают) - …СОБИРАЮТ.
- Цветами люди (что делают) - … ЛЮБУЮТСЯ.
- Как назовем цветы, которые растут на лугу? (ЛУГОВЫЕ ЦВЕТЫ).
- Как называются цветы, которые расцветают самыми первыми? (ПЕРВОЦВЕТЫ).
Речевое упражнение «Посмотри, подумай и ответь»
- Ребята, посмотрите внимательно на доску, подумайте и скажите, где садовые цветы, где луговые, а где первоцветы. Давайте садовые цветы будем «ставить» в вазу, луговые – в кувшин, а первоцветы соберем в корзинку.
- Что это за цветок? (ЭТО ТЮЛЬПАН). Где растет тюльпан? (В САДУ, НА КЛУМБЕ, ЗНАЧИТ, ЭТО САДОВЫЙ ЦВЕТОК). Куда поставим тюльпан? (В ВАЗУ).
- Что это за цветок? (ЭТО ПОДСНЕЖНИК). Когда расцветает подснежник? (ПОДСНЕЖНИК РАСЦВЕТАЕТ ВЕСНОЙ, ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ, ЗНАЧИТ, ЭТО ПЕРВОЦВЕТ). Куда положим подснежник? (В КОРЗИНУ).
- Что это за цветок? (ЭТО КОЛОКОЛЬЧИК). Где растет колокольчик? (КОЛОКОЛЬЧИК РАСТЕТ НА ЛУГУ, ЗНАЧИТ ЭТО ЛУГОВОЙ ЦВЕТОК). Куда поставим колокольчик? (В КУВШИН).
И т. д.
Речевое упражнение «Назови ласково»
Игра с мячом. Логопед называет цветок и его признаки, и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, и называет этот цветок и его признак ласково:
- Красная роза – КРАСНЕНЬКАЯ РОЗОЧКА
- Желтый тюльпан – ЖЕЛТЕНЬКИЙ ТЮЛЬПАНЧИК.
- Белая ромашка – БЕЛЕНЬКАЯ РОМАШЕЧКА
- Синий василек – СИНЕНЬКИЙ ВАСИЛЕЧЕК.
- Розовая астра – РОЗОВЕНЬКАЯ АСТРОЧКА
- Лиловый пион – ЛИЛОВЕНЬКИЙ ПИОНЧИК
- Крупный георгин – КРУПНЕНЬКИЙ ГЕОРГИНЧИК идр.
Речевое упражнение «Придумай название улице»
- Ребята, посмотрите на доску и назовите, какие цветы растут на этой улице?
(НА ЭТОЙ УЛИЦЕ РАСТУТ РОЗЫ).
Как назовем эту улицу? (РОЗОВАЯ УЛИЦА).
- Что за цветы выросли на этой улице? (НА ЭТОЙ УЛИЦЕ ВЫРОСЛИ КОЛОКОЛЬЧИКИ).
- Какое название придумаем для этой улицы? (КОЛОКОЛЬЧИКОВАЯ УЛИЦА) и др.
"Кто больше слов подберёт"
Взрослый и ребёнок соревнуются в подборе слов-действий и «красивых»
слов. Выигрывает тот, кто подберёт больше слов.
Цветы что делают? – растут, цветут, пахнут, вянут, сохнут, украшают…
Цветы какие? – красивые, разноцветные, большие, маленькие, душистые,
высокие, низкие…
"Скажи – какой цветок?"
Если цветок растёт в саду, то цветок (какой) - цветок садовый,
-в поле — полевой,
-на лугу – луговой,
-в лесу — лесной,
-растёт весной – весенний,
-растёт в комнате — комнатный,
-растёт летом — летний,
-лечит болезни — лечебный,
-растёт много лет — многолетний,
-одно лето — однолетний,
-растёт для декора — декоративный,
-приносит пользу – полезный.
Бабочка и одуванчик
Оборудование: макет цветка, игрушечная или распечатанная бабочка.
Взрослый совершает действия с цветком и бабочкой, а ребёнок составляет
предложения.
Бабочка сидит на одуванчике.
Бабочка слетела с одуванчика.
Бабочка летает над одуванчиком.
Бабочка села под одуванчик
Речевое упражнение «Расскажи-ка»
Предложить детям составить рассказ о цветке (по выбору) с опорой на картинно-графический план-схему по вопросам:
- как называется цветок?
- какого он цвета?
- из каких частей состоит?
- где растет?
- как его можно использовать?
Упражнение «Растёт цветок».
Появился из земли маленький росток.
Ребёнок складывает ладони вместе.
Рос он, рос, и появились на нём листочки.
Прижимает руки в области запястий, ладони разводит в стороны, пальцы
сжаты.
Всё больше и больше становился цветок, и вот появились на нём бутоны.
Складывает вместе округлённые ладони.
А из бутонов распустились яркие, большие цветы.
Округлённые ладони разводит в стороны, пальцы растопыривает.
Физкультминутка «Замечательный букет»
По тропинке, по дорожке
К вам, цветы, был путь далек.
Мак, ромашка, колокольчик,
Незабудка, василек.
Соберем большой букет,
Лучше вас цветочков нет:
Красный, белый и лиловый,
Голубой и синий цвет.
Ах, какой букет красивый!
Замечательный букет.