Папки-передвижки

Консультация «Речевое нарушение»

Юлия Колтыга
Консультация «Речевое нарушение»
▼ Скачать + Заказать документы

В энциклопедии русского языка, определение речи это – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т. е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Только благодаря речевому общению человек может выразить и отразить внутреннее отражение мира, и именно речь постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря развитому в полном объеме речевому развитию, мы воспринимаем стихи и прозу, классическую и современную музыку и песни, на 100% пользуемся наследием великих ученых и изобретателей.

На основе букв, слогов, слов, словосочетаний, языковых конструкции и предложений формируются и развиваются такие познавательные процессы, как восприятие и ощущение, воображение, внимание и память, мышление. Майя Ивановна Лисина проводила анализ психологической литературы, что позволило ей сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в школу) проходит три основных этапа.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. Для формирования речевого процесса ребенок должен быть не только психически и соматически здоровым, быть нормативно развивающимся, иметь хороший слух и зрение, обладать оптимальной психической активностью, желание в речевом общении со взрослыми, сверстниками и другими детьми, а также необходимо, чтобы у ребенка было организованное окружение, которое наиболее эффективно влияет на развитие разных сторон речи ребенка.

Бывают случаи, когда у ребенка сохранен слух, нет нарушений в интеллектуальных возможностях, но имеют место быть значительные речевые нарушения, которые сказываются на формировании всей психики, эти нарушения говорят нам об особой категории детей с нарушениями в речевом развитии.

Нарушения речи - обобщенный термин, используемый для обозначения отклонений от нормативной речи, принятой в традиционной языковой среде, это барьер полностью или частично препятствует речевому общению и ограничивает возможности ребенка к адаптации.

Для обозначения понятия нарушение речи, зачастую специалистами используются разные, не всегда тождественные термины – например: дефекты речи, речевые отклонения, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, расстройства речи.

Если у детей есть нарушения речи, то их относят в категорию с психофизическими отклонениями различной выраженности, который в большей или меньшей степени вызывают расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. От других категорий детей с особыми возможностями здоровья их отличают нормативно развитые слух, зрение и полноценные предпосылки для развития интеллекта. Выделение этих различных признаков необходимы для того, чтобы разъединить различные речевые нарушения, которые присутствуют у ребенка с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих и тотально слепых, а также детей с различными ограниченными возможностями сопровождающиеся с различными степенями умственной отсталости.

Существует ряд причин, вызывающих нарушения речи, среди них различают биологические и социальные факторы риска. Из-за патогенных факторов биологического вида возникающих в период внутриутробного развития и родов, а также в период младенческого возраста. Если нарушения речи все же возникли, сами по себе с истечением времени они не проходят, если вовремя не обратиться к специалисту, то они могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. Непосредственно родителям достаточно сложно различить речевые нарушения, которые могут быть вызваны возрастными особенностями или условиями внешней среды (социально-психологические факторы).

Следующая категория риска связанная главным образом с психической депривацией детей, относится к социально-психологическим факторам. Негативное воздействие на развитие речи могут оказывать такие факторы как:

• необходимость усвоения ребенком 3-4 лет одновременно двух языков;

• ранняя активизация речевого развития ребенка;

• неадекватного поведения родителей или опекунов в воспитании ребенка;

• недостаточное внимание в воспитании и обучения ребенка;

• неправильное произношение звуков в близком окружении ребенка.

В результате воздействия одной или нескольких причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

Публикации по теме:

Аннотация к рабочей программе «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Дидактические игры по ОО «Речевое развитие»Дидактические игры по ОО «Речевое развитие» Дидактические игры по О. О. «Речевое развитие» Дидактическая игра «Уникуб». Задачи: Образовательные - совершенствовать умение формулировать.

Консультация для родителей «Развиваем речевое дыхание»Консультация для родителей «Развиваем речевое дыхание» Правильное речевое дыхание - один из важных компонентов в развитии речи ребенка дошкольного возраста. Оно влияет на звукопроизношение,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Речевое нарушение»
Опубликовано: 4 декабря 2024 в 09:39
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Речевое нарушение»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Колтыга (УИ 2867802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД