Юлия Колтыга
Консультация «Речевое нарушение»
▼ Скачать + Заказать документы
В энциклопедии русского языка, определение речи это – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т. е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.
Только благодаря речевому общению человек может выразить и отразить внутреннее отражение мира, и именно речь постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка. Благодаря развитому в полном объеме речевому развитию, мы воспринимаем стихи и прозу, классическую и современную музыку и песни, на 100% пользуемся наследием великих ученых и изобретателей.
На основе букв, слогов, слов, словосочетаний, языковых конструкции и предложений формируются и развиваются такие познавательные процессы, как восприятие и ощущение, воображение, внимание и память, мышление. Майя Ивановна Лисина проводила анализ психологической литературы, что позволило ей сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в школу) проходит три основных этапа.
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. Для формирования речевого процесса ребенок должен быть не только психически и соматически здоровым, быть нормативно развивающимся, иметь хороший слух и зрение, обладать оптимальной психической активностью, желание в речевом общении со взрослыми, сверстниками и другими детьми, а также необходимо, чтобы у ребенка было организованное окружение, которое наиболее эффективно влияет на развитие разных сторон речи ребенка.
Бывают случаи, когда у ребенка сохранен слух, нет нарушений в интеллектуальных возможностях, но имеют место быть значительные речевые нарушения, которые сказываются на формировании всей психики, эти нарушения говорят нам об особой категории детей с нарушениями в речевом развитии.
Нарушения речи - обобщенный термин, используемый для обозначения отклонений от нормативной речи, принятой в традиционной языковой среде, это барьер полностью или частично препятствует речевому общению и ограничивает возможности ребенка к адаптации.
Для обозначения понятия нарушение речи, зачастую специалистами используются разные, не всегда тождественные термины – например: дефекты речи, речевые отклонения, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, расстройства речи.
Если у детей есть нарушения речи, то их относят в категорию с психофизическими отклонениями различной выраженности, который в большей или меньшей степени вызывают расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. От других категорий детей с особыми возможностями здоровья их отличают нормативно развитые слух, зрение и полноценные предпосылки для развития интеллекта. Выделение этих различных признаков необходимы для того, чтобы разъединить различные речевые нарушения, которые присутствуют у ребенка с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих и тотально слепых, а также детей с различными ограниченными возможностями сопровождающиеся с различными степенями умственной отсталости.
Существует ряд причин, вызывающих нарушения речи, среди них различают биологические и социальные факторы риска. Из-за патогенных факторов биологического вида возникающих в период внутриутробного развития и родов, а также в период младенческого возраста. Если нарушения речи все же возникли, сами по себе с истечением времени они не проходят, если вовремя не обратиться к специалисту, то они могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. Непосредственно родителям достаточно сложно различить речевые нарушения, которые могут быть вызваны возрастными особенностями или условиями внешней среды (социально-психологические факторы).
Следующая категория риска связанная главным образом с психической депривацией детей, относится к социально-психологическим факторам. Негативное воздействие на развитие речи могут оказывать такие факторы как:
• необходимость усвоения ребенком 3-4 лет одновременно двух языков;
• ранняя активизация речевого развития ребенка;
• неадекватного поведения родителей или опекунов в воспитании ребенка;
• недостаточное внимание в воспитании и обучения ребенка;
• неправильное произношение звуков в близком окружении ребенка.
В результате воздействия одной или нескольких причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.