Анна Демьяненко
Консультация для родителей «Речевое дыхание»
▼ Скачать + Заказать документы
Важность речевого дыхания
Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.
Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Именно поэтому родители должны уделить большое внимание постановке правильного речевого дыхания у детей, которые только начинают разговаривать. Это поможет избежать многих проблем с нарушениями речи в дальнейшем.
Публикация «Консультация для родителей „Речевое дыхание“» размещена в разделах
Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. С ними необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, переходя к более сложным.
Правильно сформированное речевое дыхание у детей, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую методику.
Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у детей являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.
Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики :
- проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
-коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;
-заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
-воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;
-выдох должен быть длительным, плавным;
-необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);
-в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;
-дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя достаточно трех-пяти повторений.
Предлагаем игры на развитие речевого дыхания, которые родители могут самостоятельно проводить с детьми дома:
Игра «Перышко»
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
Игра «Шарик»
Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
Игра «Кораблик»
Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.
Упражнение «Загони мяч в ворота»
Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.
Игра «Погреем руки»
Взрослый предлагает ребенку погреть свои или мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).
Так же можно предложить ребенку: надуть воздушный шарик, подуть мыльные пузыри, подуть на вату или ватный диск, сделать из бумаги «пугашку» и дуть на нее.