Надежда Звягинцева
Речевая ранимость или «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая ранимость или «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Тема сегодняшнего разговора называется «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (слова великого Л. Н. Толстого) и посвящена она обсуждению профилактики речевой ранимости.
По исследованиям Юлии Александровны Флоренской, выдающегося русского врача, специалиста в области психиатрии, психологии и логопедии, заикание и другие нарушения речи, в очень большой части случаев, чаще всего развиваются или усугубляются, под влиянием многократной психотравмы.
Публикация «Речевая ранимость или „Счастлив тот, кто счастлив у себя дома“» размещена в разделах
. Речь, как одна из наиболее тонких и сложных функций нервной системы, нередко особенно чутко реагирует на вредноносные воздействия из вне: это и неблагоприятная экологическая обстановка (загрязнённый воздух, вода и прочее); и недостаточность сна; и более страшные стрессогенные воздействия — голод, холод, война, катастрофы и т. д.
Их много, но мы поговорим сегодня о тех, которые поджидают наших детей дома среди родных и близких людей. Отставание общего развития речи обычно возникают на основе сомато-психической патологии. Поэтому так важно, помимо врачебной и логопедической помощи, не забывать про помощь психологическую.
В своих ежедневных, житейских контактах, мы — как коллеги, друзья, родители и т. д., - стараемся поддержать друг друга, «сделать как лучше», вникаем в суть чьих-то проблем, даём советы. Получается по-разному: когда-то хорошо, когда-то хуже, когда-то не получается совсем или получается с противоположным результатом. Выясняя отношения и предъявляя друг другу претензии, мы нередко травмируем психику себе и окружающим. Особое внимание следует уделять климату внутрисемейных отношений.
Семья для ребенка - важнейший социальный мир, выбрать который или изменить он не может. В семье происходит первичная социализация и воспитание ребенка, в ходе которых отмечается эмоционально-личностное развитие ребенка, которое напрямую зависит от социальных условий среды, социализации в семье.
Роль семейного воспитания превосходит по значимости все другие средства социального контроля, поскольку семья служит институтом социального контроля со дня рождения человека и “лепит” ребенка по образу и подобию своему, влияет на формирование свойств его личности в наиболее восприимчивом возрасте. По мнению многих психологов, основные черты характера складываются в возрасте до 5-6 лет. Ясно, что неблагоприятные семейные условия формирования характера скажутся в более позднем возрасте.
Как писал американский педагог и детский врач Б. Спок, “преступники вырастают из детей, страдавших не от недостатка наказаний, а от недостатка любви”.
Авторитарный стиль семейного воспитания, традиционный для России, отрицательно влияет на формирование характера и других психологических свойств личности. Многочисленные наблюдения за детьми и эксперименты с животными приводят исследователей к выводу о том, что наказание не только не устраняет агрессивность, но поощряет и усиливает ее. Подавляющее большинство лиц, совершивших насильственные преступления, в детстве подвергались унижению, наказаниям, страдали от жестокого обращения со стороны взрослых и, в свою очередь, уже в детстве обращали свою агрессивность на младших, более слабых или же на животных.
«Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или ругаете его. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» (А. С. Макаренко). Но, несмотря на то, что поощрение всегда эффективнее, наказание в России попрежнему — популярнее.
Нередко за спокойной улыбкой ребёнка в общении с воспитателями и сверстниками в группе, скрываются горькие переживания и отчаяние, принесённые из семьи. Так чегоже мы не додаём нашим любимым детям?
Прежде всего, это:
Внимание («Посмотри мультфильм, поиграй в планшет, я занята, мне некогда, завтра.»);
Физический контакт (учёные установили, что человеку необходимы 20-ть обниманий в день - мимоходом, среди ежедневных дел и забот);
Выражение открытых чувств («Я тебя люблю. Как хорошо, что ты у меня есть. Я горжусь тобой.»);
поддержка («У тебя все получится! Ты - молодец, ты ведь старался»).
Равнодушие близких и значимых взрослых на фоне «откупа» в виде разрешения «вседозволенности», дорогого подарка, красивой одежды или вкусной еды, и напряжённое ожидание, когда же самые родные люди (особенно, мама, обратят-таки на тебя внимание, порождает глубокое разочарование в нас, взрослых.
! Такие длительные расстройства и невротическая травматизация, способствуют образованию стойких форм речевых нарушений.
Семья – это лучшее, что есть у человека! У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании, любви и доверии детей и взрослых. Семейные ценности – то, что ценят и передают из поколения в поколение. Это счастье, которое надо беречь.
Поэтому, в совокупе с «лечебной» работой логопедов и дефектологов, развивающей работой воспитателей и организацией жизни детей, для успешного их развития необходимы искреннее принятие, понимание и безусловная родительская любовь.
Подводя итоги, можно сказать, что период развития детской речи отличается особой ранимостью. Каким бы не было расстройство речи, психологическая составляющая играет в ней не последнюю роль, помните об этом и любите своих детей — просто потому, что они у вас есть.
Не в этом ли кроется главный секрет благополучия всех людей на земле?. Закончить хотелось бы весёлым и простым стихотворением У. В. Берестова:
Любили тебя без особых причин.
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Это — составляющие успеха на пути к тому, чтобы наши дети были здоровы (прежде всего психологически, и счастливы, не забывая о том, что «лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети» (А. Макаренко). Поэтому всегда важно беречь и гармонизировать внутрисемейный климат, заботиться и поддерживать друг друга, быть во всём примером своим детям. И тогда вы преодолеете все трудности и проблемы на пути воспитания полноценной и счастливой личности ребёнка.