Ольга Илюшкина
Речевая карта для обследования детей
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТА
речевого развития ребенка
логопедической группы
202_– 202_ уч. г.
Фамилия ___
Имя___
Дата рождения___
I. Анкетные данные:
1 .Фамилия, имя ребенка ___
2. Дата рождения, возраст ___
3. Домашний адрес ___ ___
4. Из какого д/с поступил (а) ___
5. Дата поступления в речевую группу ___
6. Решение психолого-медико-педагогической комиссии от ___
7. Принят на срок ___
8. Заключение ПМПК ___
Публикация «Речевая карта для обследования детей» размещена в разделах
II. Анамнез прилагается.
III. Просодика.
ТЕМП: нормальный, очень быстрый, средний, замедленный, скачкообразный;
ГОЛОС: нормальный, тихий, хриплый, высокий, низкий, назализованный,
затухающий;
ВНЯТНОСТЬ: хорошая, речь невнятная.
IV. Анатомическое строение и подвижность органов артикуляции.
ГУБЫ: нормальные, толстые, укороченные, отвислая нижняя губа, расщелина, наличие рубцов, подвижные, малоподвижные, парез, движения выполняет верно, не выполняет, выполняет с трудом
ЗУБЫ: нормальные, крупные, мелкие, редкие, частые, лишние, недостающие, кривые, вне челюстной дуги, прикус нормальный, открытый передний, открытый боковой, мелкий, глубокий, прогнатия, прогения, мена верхних или нижних зубов.
ЯЗЫК: нормальный, большой, маленький, длинный, короткий, узкий, широкий, мясистый, подвижный, малоподвижный, вялый, напряженный; динамика: движения выполняет верно, плавно, быстро, медленно, с трудом, с помощью, не выполняет; статика: удерживает в нужном положении, удерживает с трудом, не удерживает.
ПОДЪЯЗЫЧНАЯ СВЯЗКА: нормальная, короткая, длинная, приращенная, натянута, отсутствует, подвижна, малоподвижна.
ТВЕРДОЕ НЕБО: нормальное, высокое, низкое, узкое, широкое, укороченное, наличие расщелины (открытой, полной, частичной, прооперирована, обтуратор, рубцы.
МЯГКОЕ НЕБО: нормальное, укороченное, расщепленное, раздвоение маленького язычка, отсутствует, подвижное, вялое, напряженное, парез (полный, односторонний).
РЕЧЕВАЯ МОТОРИКА
- развернуть губы в улыбке, вытянуть вперед «трубочкой», покой;
- поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу, опустить вниз верхнюю губу, поднять верх нижнюю губу - губы сомкнуть;
- выдвинуть губы вперед «хоботком», повернуть «хоботок» вправо, влево, прямо, покой;
- вибрация губами («тпру», как кучер лошадь останавливает;
- открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять широкий язык на верхнюю губу, опустить на нижнюю, убрать язык в рот;
- открыть рот, узким языком поочередно достать правый, левый углы рта («тик-так», убрать язык, закрыть рот;
- открыть рот, показать поочередно то широкий, то узкий язык;
- упражнение «Лошадка»
Отметить следующие параметры движения:
ТОН УС: нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение;
АКТИВНОСТЬ: нормальная, заторможенность, расторможенность;
ОБЪЕМ ДВИЖЕНИЯ: полный, неполный;
ТОЧНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ: движения точные, неточные.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: способность удерживать органы в заданном положении в течение 5 секунд ___
ДОБАВОЧНЫЕ И ЛИШНИЕ ДВИЖЕНИЯ (синкинезии, гиперкинезы) :
САЛИВАЦИЯ: ___
V. Исследования неречевых функций.
1. Исследование общительности:
1) легко устанавливает контакт;
2) инициативен в общении (задает вопросы, интересуется игрушками, картинками);
3) общение неустойчивое (требуется активизация контакта со стороны взрослого) :
4) общение устойчивое (контакт на протяжении всего времени общения);
5) избирательный негативизм (с одним взрослым устанавливает контакт, с другим - нет или только при побуждении к общению).
2. Зрительное восприятие:
1) подбор картинок к данному цветовому фону:
(белый _, черный _, красный _, желтый _, зеленый_, синий _); (розовый_, голубой _, сиреневый _, оранжевый _,коричневый_).
2) показ основных цветов ___
Вывод: ___
3. Исследование психомоторики и пальчиковой моторики (сначала по подражанию, затем по словесной инструкции) :
- показать 2-й и 3-й пальцы на правой, левой руках;
- показать 2-й и 5-й пальцы на правой, левой руках;
- сложить поочередно пальцы в кольцо: каждый палец касается большого («Здравствуй, пальчик») на правой, левой руках.
Указать:
- точность движений ___
- темп движений ___
- синхронность движений правой и левой рук___
Вывод: моторно неловок, близко к норме, соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы.
4. Состояние общей моторики (прыжки, манипуляции с мячом) :
- точность движений___
- темп движений___
- координация движений___
- переключение от одного движения к другому___
Вывод: моторно неловок, близко к норме, соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы.
5. Исследование гнозиса (узнавание предметов).
1) Предметный гнозис:
- узнавание реальных предметов;
- узнавание предметов, изображенных контурно (конфета, морковь, шапка, зонт, чайник, пирамидка, неваляшка, ваза);
- узнавание предметов, изображенных пунктирно (самолет, чайник, кубик, дом, молоток);
- узнавание предметов в условиях наложения (фигуры Поппель-Рейтара);
2) Оптико-пространственный гнозис (ориентировка в собственном теле) :
- нахождение и показ правых и левых частей собственного тела (руки, ноги, глаза, уши);
3) Речевая проба Хэда : (6— 7 лет) «Возьмись левой рукой за правое ухо», «правой рукой за правое ухо», «правой рукой за левое ухо».
Вывод: ориентируется в собственном теле; не ориентируется; частично; доступна или недоступна проба Хэда.
6. Исследование оптико-пространственного праксиса (воспроизведение по памяти).
- составление картинок из частей (2,3,4 части);
- составление из палочек или спичек фигур по памяти
7. Понимание приставочных глаголов:
(перед ребенком раскладываются сюжетные картинки)
Ход обследования
- покажи, где мальчик наливает (выливает, переливает, поливает) воду;
- покажи, где мальчик уходит (подходит, выходит, входит, переходит).
8. Понимание короткого рассказа «Черный котенок».
Черный котенок увидел мышку и захотел ее съесть. Мышка убежала и прыгнула в банку с мукой. Котенок за ней. Мышка убежала, а из банки вылез белый котенок.
Вопросы: - Почему котенок стал белым?
- А может, это был другой котенок?
9. Выделение 4-й лишний:
1) игрушки и посуда;
2) цветы и бокал;
3) мебель и посуда;
4) фрукты и овощ;
VI. Обследование фонематического восприятия.
1. Повторить слоги:
Па-ба То-до Му-мю Си-щи
Са-ся Ку-гу Вы-ни Ре-ле
Со-шо Фы-вы Зу-жу Лу-лю
Ра-ла Зо-зе Ца-ча Ры-ри
б) различение паронимов:
Повторить Узнать предметы
коса – коза
мишка – миска
ложки-рожки
дрова-трава
почки – бочки
крыса-крыша
лук-люк
шар-жар
в) произнести:
лом – сом жук – сук
ком – том – дом тень – день – пень
Маша – Даша – каша бук – мак – лак – рак
г) дифференциация звуков во фразовой речи:
с - ш Саша сушит сушки.
Смешные шутки у Сони и Мишутки
з - ж У Зои желтый зонт.
Железная лопата
л - й На Любочке синяя юбочка.
к - х Катя на кухне.
с - ч У Сонечки семечки
Вывод: фонематический слух в норме, недоразвит, нарушен на уровне звукового ряда, слогового ряда, слов, фразы.
2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
- выделить гласный звук из начала слова:
Облако (-о, игла (-и, аист (-а, удочка (-у).
- выделить гласный звук из середины слова:
- Рак (-а, дом (о, зуб (у), тир (и).
- выделить гласный звук из конца слова:
- Грибы (-ы, кольцо (-о, кенгуру (-у, очки (-и).
- выделить согласный звук из конца слова (с 6 лет)
- Кот, жук, автобус, дом, шар, стул.
- выделить согласный звук из начала слова (с 6 лет)
- Танк, коза, санки, ракета, мышь, ландыш.
Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук___
___
Придумывание слов с заданным звуком ___
Вывод: Звуковой анализ доступен на уровне гласных звуков, стоящих в начале, середине, конце слова; недоступен; на уровне согласных звуков, стоящих в конце и вначале слова.
3. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА.
Составить слова из заданного количества звуков.
К, О, Т; М, А, К; Д, О, М; С, О, К.
VII. Обследование звукопроизношения
с с' з з' ц ш ж ч щ т
т' д
д' р р' л л' й н
н' к
к' г
г'
VIII. Обследование слоговой структуры слова:
п/п Класс слов Самостоятельное называние (по картинкам) Повторение за логопедом
1 Двусложные из двух открытых слогов (ноты, муха, дети, вата)
2 Трехсложные из открытых слогов (малина, голова, молоко, бананы)
3 Односложные (кот, дом, мак, дым)
4
5
6 Двусложные:
с одним закрытым слогом (петух, хобот, диван, веник);
со стечением согласных в середине слова (ветка, кофта, сумка, туфли);
с закрытым слогом и стечением согласных (альбом, тюльпан, индюк, фонтан).
7
8
9
10 Трехсложные:
с закрытым слогом (бегемот, телефон, попугай, молоток);
со стечением согласных (улитка, ботинки, калитка, девочка);
закрытым слогом и стечением согласных (будильник, кофейник, Айболит, охотник);
с двумя стечениями согласных (клубника, ласточка, футболист, хоккеист)
11 Односложные со стечением согласных (винт, гном, бант, танк)
12 Двусложные с двумя стечениями согласных (клубки, клюква, клумба, гнездо)
13 Четырехсложные из открытых слогов (паутина, гусеница, пианино, чемоданы)
14 Со сложной слоговой структурой (сковорода, милиционер, остановка, аквариум, велосипед, космонавт, градусник)
Повторение предложений:
Милиционер стоит у светофора ___
Экскурсовод проводит экскурсию по городу ___
Троллейбус остановился на перекрестке___
Жираф живет в зоопарке___
(слоговая структура слов нарушена незначительно; имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии — замена звуков и слогов, элизии — пропуски звуков и слогов, итерации и т. д.)
Вывод: слоговая структура сильно нарушена, нарушена, нарушена незначительно, не нарушена, замена (звуков, слогов, перестановка отдельных
звуков и слогов. ___
IX. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
1) Исследование грамматического строя речи
Использование предлогов
Выполнить действие Определить
место предмета Вставить предлоги (с 6 лет)
В стакан Ручка в пенале Девочка идет …. парку.
На стол Ручка на пенале Девочка перепрыгивает …. скамейку.
Над столом Ручка за пеналом Машина остановилась …. гаража.
Под столом Ручка по пеналом Самолет летит …. лесом.
За столом Ручка перед пеналом Заяц лежит …. кустом.
Образование мн. ч. существительных Согласование числительных с существительными
Один Много Много чего? Сколько?
Стол 1 3 5
Чашка Кубик
Стул Дерево
Дерево Мяч
Ведро Ведро
Огурец Ручка
Утёнок Шар
Ухо Машина
Словообразование
Образование с помощью суффиксов
(уменшительно - ласкательно) Образование с помощью приставок с 6 лет
чашка идти лить
яблоко вы На
стул у вы
сани пере пере
кувшин под по
звезда в за
цветок
Образование относительных прилагательных:
Кастрюля из металла (какая)
Матрешка из дерева (какая)
Тетрадь из бумаги (какая)
Бутылка из стекла (какая)
Сумка из кожи (какая)
Шарик из резины (какой)
Шапка из меха (какая)
Образование притяжательных прилагательных: с 5 лет
Чей фартук? (мама, бабушка)___
Чей дом? (Таня, кошка)___
С 6 лет:
Чья голова? (лиса, медведь)___
Чей хвост? (волк, заяц) ___
Вывод: грамматический строй в норме, аграмматизм, грубый аграмматизм, незначительный аграмматизм.
2) Обследование словарного запаса.
а) Назвать все предметы каждой группы и подобрать к ним обобщающее слово:
(с 5 лет)
Предмет Показать Назвать
самостоятельно Обобщить
Собака
Кошка
Корова
Лошадь
Яблоко
Груша
Слива
Лимон
Стакан
Тарелка
Ложка
Вилка
Пальто
Рубашка
Платье
Брюки
Стол
Стул
Диван
Шкаф
Морковь
Огурец
Капуста
Лук
Лиса
Белка
Медведь
Заяц
(с 6 лет)
Предмет Показать Назвать
самостоятельно Обобщить
Мотоцикл
Велосипед
Самолет
Корабль
Врач
Водитель
Повар
Строитель
Стрекоза
Бабочка
Пчела
Жук
Молоко
Хлеб
Сосиски
Йогурт
б). Знание названий животных, и их детенышей :
Кошка Лиса
Корова Заяц
Собака Медведь
Лошадь Белка
Свинья Волк
Овца Ёж
в). Кто где живет?
Медведь
Лиса
Белка
Волк
Собака
г). Кто как кричит? д). Кто как передвигается
Корова Змея
Лягушка Комар
Утка Заяц
Собака Бабочка
Гусь Гусеница
Мышь Рыба
Лошадь Птица
е). Назвать предмет по описанию логопеда
Название предмета по описанию Самостоятельно Узнавание
а) Как называется предмет, которым
причесываются?
режут хлеб?
рубят дрова?
копают землю?
б) Как называются
дети, которые учатся в школе?
домик, сделанный для скворцов?
человек, который водит машину?
ж). Обследование словаря прилагательных___
Самостоятельный подбор определений к словам Подбор с опорой на наглядность
Лимон
Лиса
Солнце
Облака
Знание цвета Покажи Назови
Красный
Синий
Зеленый
Желтый
Черный
Белый
Коричневый
Подбор антонимов (с 5 лет) Подбор антонимов (с 6-ти лет)
Высокий Говорить
Длинный Хвалить
Чистый Друг
Молодой Ссориться
Широкий Радоваться
Тонкий Плакать
Холодный Сильный
Черный Веселый
Много Пустой
Сладкий Острый
з) Обследование глагольного словаря
Называние действий Покажи Назови_
Сидит
Стоит
Бежит
Танцует
Лежит
Прыгает
Поливает
Шьет
Вывод: словарный запас достаточный, ограничен (резко органичен) бытовой лексикой, преимущественно употребляемые части речи ___ ___
Активный словарь соответствует (не соответствует) возрастной норме.
X. Обследование связной речи и уровень ее развития.
(Для детей 5-ти лет предлагается пересказ___).
1-ый уровень
(высокий) Рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в
правильной последовательности. Рассказ характеризуется смысловой целостностью, определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями. Допускаются частичные пропуски деталей ситуации.
2-й уровень (выше среднего) Рассказ в целом соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев. Последовательность не нарушена, не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения.
3-й уровень
(средний) Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации.
Однако, отдельные смысловые звенья искажены. Имеются основные смысловые звенья, которые несколько искажены; нарушена последовательность отдельных событий, либо, полностью пропущены смысловые звенья.
4-й уровень (низкий) Рассказ лишь частично соответствует изображенной ситуации, имеются искажения смысла, пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не вскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеются лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность.
Выводы: соответствует возрасту, ниже (выше) возрастной нормы.
XI. Направление на консультацию к сурдологу, отоларингологу, ортодонту, психоневрологу, невропатологу (указать дату направления, уточненный диагноз___
___
XII. Заключение___
___
Логопед ___/___/