Анжелика Кацеро
Консультация для родителей «Ребенок не хочет идти в школу. Что делать»
▼ Скачать + Заказать документы
Отказ от посещения школы, школьный невроз, школьная тревожность. Названия разные, но проблема одна: Ваш ребенок отказывается ходить в школу, воспринимает ее не как место, где он общается с ровесниками и получает знания. Для него она – источник страхов и стресса.
При этом большинство детей не могут или не хотят объяснить, в чем дело. Родителям придется самим определить причину такого состояния.
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ ИДТИ В ШКОЛУ
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок не хочет идти в школу, Что делать“» размещена в разделах
У первоклассников проблема обычно в трудностях с социальной адаптацией (это могут быть конфликты с одноклассниками, педагогами) Ребенку просто некомфортно в незнакомой обстановке и хочется домой, где все понятно и знакомо. Особенно часто так бывает в семьях, где родители долгое время ограждали малыша от трудностей и реалий жизни. В итоге ребенок чувствует себя чужим в школе : не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями.
Еще одной причиной нежелания посещать школу у ребенка семи лет может быть слишком высокая нагрузка, как в школе, так и на дополнительных занятиях. В этом случае стоит пересмотреть весь распорядок ребенка и расставить приоритеты. Обратите внимание и на режим сна и бодрствования – конечно, если первоклассник вынужден делать домашнее задание допоздна, он просто не успевает отдыхать. Каковы симптомы школьных перегрузок? • невнимательность, рассеянность при занятиях, требующих длительного сосредоточения; • капризность, раздражительность, различные проявления агрессии; • ребёнок плохо спит, у него нарушается аппетит; •ребёнок начинает часто заболевать простудой, выглядит усталым и подавленным
Также причиной нежелания ходить в школу могут быть взаимоотношения с родителями : чрезмерная требовательность к ребёнку. Избежание наказания со стороны взрослых – далеко не лучший мотив для учения. Мотивом для познания является получение именно новых знаний. Но дети получают новые знания не ради получения знаний, а всегда – ради чего-то.
КАК РОДИТЕЛЬ МОЖЕТ ПОМОЧЬ?
1. Для начала очень важно понять и принять тревогу ребенка. Обязательно покажите ребёнку, что вы ему доверяете: необходимо, чтобы он не замыкался в себе, а делился с вами учебными трудностями. Искренне интересуйтесь жизнью, мыслями, чувствами, страхами ребенка. Научите его рассказывать о них. Узнайте, какие уроки и почему он любит. В этом заслуга учителя или ребенка интересует сам предмет? Расспрашивайте не только об оценках, но и о том, как и за что их поставили. Какие эмоции взывают другие школьные ситуации. Задача взрослых – сделать так, чтобы ребенок был бы услышан в независимости от того, какие проблемы у него ни возникали. Никогда не становитесь в позицию прокурора по отношению к своему ребёнку.
2. Объясните ребенку, что нормально не знать чего-то или не успевать. Пусть ребенок не стесняется говорить, если устал или физически не успевает выполнить задание. К сожалению, современные школьники зачастую перегружены. При школьных перегрузках необходимо: • выбрать для ребёнка только те дополнительные занятия, к которым он проявляет интерес; • уделить время для активного отдыха на свежем воздухе; • выделить разумное количество времени на выполнение домашних заданий
3. Даже если детские проблемы не кажутся серьезными, важно признать право ребенка на них. Не обесценивайте проблему: «Подумаешь, забыл выученное!». Но и не раздувайте из мухи слона: «Как ты мог не вспомнить!».
4. Учите ребенка делать выводы из неприятных ситуаций – плохой оценки, ссоры с одноклассником, перебранки с учителем. Приобретенный опыт поможет избежать еще больших неприятностей.
5. Поговорите, посоветуйтесь с учителем, особенно, если проблема во взаимоотношениях с педагогами или с одноклассниками. Не спешите звонить директору школы или родителям одноклассника, который дразнит вашего ребенка. Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию. К тому же так вы не научите ребенка самостоятельности.
6. Будьте для ребенка примером. Делитесь с ним своими тревогами, переживаниями, трудностями на работе и рассказывайте, как вы их преодолеваете. Учите ребенка расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции.
7. Помогите ребенку адаптироваться к школе :
- Подготовку к школе начинайте вечером. Утром будет легче, если ребенок знает, в чем он идет и что ему надо принести с собой. Если известно, что на следующий день в школе будет что-то необычное (врач, собрание, фотограф, это желательно проговорить и обсудить перед сном.
- Утро сделайте добрым. С момента пробуждения ребенка надо «зарядить» позитивом. Это легче всего сделать, когда мама и папа в хорошем настроении и нет безумной спешки. Можно поставить будильник на 15 минут раньше и просто дать полежать, пообщаться до начала обязательных процедур.
- Утренняя программа должна быть повторяемой и однообразной. Как вариант: зарядка, водные процедуры, завтрак, чуть игры, переодевание в форму, выход. Утренней рутине – быть! Никаких гаджетов и телевизора по утрам, чтобы ничто не отвлекало и не рассредоточивало внимание.
8. Примите как данность: не хотеть в школу — нормально. Рано или поздно в каждой семье возникает фраза: «Я не хочу идти в школу». К ней надо быть готовым, причем каждое утро. Варианты поведения родителя в такой ситуации : А) Принимать и зеркалить чувства ребенка : «Я так хорошо понимаю тебя, я тоже иногда не хочу ехать на работу (в магазин)». Этой фразы часто достаточно. Ребенок видит, что его услышали и поняли. Б) Принимать и приводить пример из своей жизни: «Я верю. Я тоже часто не любила ходить в школу в детстве. Особенно зимой…». В). Попытаться выяснить, есть ли более глубокая причина.
9. Если Вы чувствуете, что не можете разобраться в ситуации самостоятельно, то стоит обратиться к детскому психологу. Работая совместно с квалифицированным специалистом, Вы сможете прояснить суть проблемы и наметить пути её решения.
Материал подготовила Кацеро Анжелика Александровна, к. пс. н., доцент, психолог-консультант Центра психолого-педагогической, методической и консультационной помощи (при ТГПУ имени Л. Н. Толстого).