Надежда Мишурова
Консультация «Ребенок и семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья… Для ребёнка это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла. Роль семьи в формировании личности ребёнка особая. Что может сравниться с семьёй по силе её влияния на растущего человека! Что может заменить ему родительскую ласку, домашний уют, трудовые будни, вечерний досуг, общесемейные торжества в кругу самых близких ему людей!
Публикация «Консультация „Ребенок и семья“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Прелесть семейного уюта и в общесемейных разговорах о самом обычном, повседневном за чашкой чая, где ребёнку (особенно старшего дошкольного возраста) предоставляется «право голоса» на равных, и в вечерней сказке, и во внимании к детским рассказам о событиях, поразивших его воображение, и в совместной игре с папой или мамой, и в невинных шалостях – непременных спутниках детства… А разве не бывают часы особого откровения между взрослым и маленьким, которые надолго оставляют след в сердце ребёнка как что-то очень радостное, тёплое!
Минуты дружеской близости большого с маленьким, неоценимы в семейном воспитании.
В формировании личности ребёнка ведущая роль принадлежит воспитанию в семье. И если к процессу этого воспитания подходить комплексно, то станет очевидным, что становление личности ребёнка находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи – организацией её быта, атмосферой в ней, стилем взаимоотношений взрослых, их отношением к труду, социальным установкам, существующими традициями. Вот почему воспитание ребёнка и организация его жизни начинается прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, её нравственных установок в самом широком понимании. И никакая «мелочь», нарушающая микроклимат семьи, не может не влиять на ребёнка.
…Семейный климат. Это та питательная среда, которая незримо и постоянно присутствует в нашем доме, и которую не заменишь никакими специально придуманными способами влияния на детей. И вряд ли надо доказывать, что педагогические приёмы имеют наибольший коэффициент полезного действия, если ребёнок растёт в благоприятной среде.
Внутрисемейные отношения определяют эмоционально-нравственный тон, от которого зависит эффективность целенаправленных педагогических воздействий на ребё нка: сформируется ли в нём готовность следовать указаниям старших, стремление подражать им, вера в их авторитет. Дети более податливы, если растут в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
…Семейные традиции. По ним можно судить о нравственном здоровье семьи, её духовных ценностях. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. И это важно, так как любые качества личности приобретают разный характер в зависимости от того, в системе каких нравственных отношений они формируются и на достижение каких духовных ценностей направлены: общественных и коллективистических или эгоистических, индивидуалистических.
Каждая семья обязана видеть в своём ребёнке будущего члена современного общества, развивая в нём общественные навыки, ибо от этого будет во многом зависеть формирование в малыше ответственности, чувство долга перед людьми.
Вот почему особенно ценны те традиции, при которых ребёнок постоянно ощущает себя частицей единого, взаимосвязанного ответственностью и обязанностями семейного коллектива.
…Трудовая атмосфера семьи. Велика её воспитательная роль. Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, дошкольник ощущает причастность к жизни семьи. Он практикой постигает важные понятия: каждый имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок в доме; в семье существуют определённые законы; действия всех членов семьи обладают общими интересами; все члены семьи делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо, не только для себя, но и для других.
Тональность отношений складывается из мелочей. Прислушайтесь, в каком ключе звучат голоса членов семьи, как строится диалог, что преобладает – раздражение, угрюмость или спокойствие, приветливость, вежливость или дерзость, юмор, шутка или брюзжание, замечание. От этого подчас зависит «погода» семейных отношений, будет ли она озарена солнечным светом или напитана грозовыми разрядами.
Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребёнка поучаем, внушаем ему понятия добра и зла, объясняем, требуем. Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует всё – наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности, в общем вся атмосфера семьи, которой дышит ребёнок. И если растущий человек видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, тои ребёнок, включаясь в систему подобных отношений, приобретает положительные черты характера. Но если малыш наблюдает в отношениях взрослых фальшь вместо открытого слова, податливость, равнодушие, невмешательство, стремление к материальным выгодам, то его правильное воспитание неизбежно ставится под угрозу.
Вот почему весь стиль жизни семьи стоит выверять с позиции нравственных критериев. Чему учится ребёнок в семейном коллективе? Какие нравственные ценности приобретает от нас? Совпадает ли весь строй жизни семьи с требованиями, предъявляемыми к малышу? Все эти и многие другие вопросы следовало бы почаще обращать нам к самим себе.