Светлана Бессмертная
Ребенок и гаджеты
▼ Скачать + Заказать документы
Человечество радуется новым свершениям, открытиям и с удовольствием начинает пользоваться инновациями всегда и везде. Так и гаджеты вошли в каждый дом, каждую школу, каждый ребенок имеет доступ к чуду техники. Но с некоторых пор из года в год можно наблюдать изменения в развитии речи детей:
1. Теперь каждый третий ребенок к началу школьного обучения имеет недостатки в произношении звуков.
2. Каждый второй – недостаточное развитие фонематического слуха.
Публикация «Ребенок и гаджеты» размещена в разделах
3. Большинство детей испытывают трудности в подборе слов и формировании связного высказывания.
4. Проблемным является рассказывание и свободное говорение.
5. Около половины детей испытывают трудности в общении со сверстниками, речь детей бедна эмоционально, интонационно.
6. Отсюда и отставании в усвоении устных предметов.
Причиной данных изменений в речевом развитии можно считать увлечение подрастающего поколения техникой, отказ от чтения книг, ограничение общения со сверстниками и т. д. Да и родителям удобно – не надо читать сказку на ночь, не надо звать бабушку посидеть с внуком, родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своими детьми к минимуму. Домашний экран все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными новинками. Но зачастую им становится неинтересно живое человеческое общение, они перестают ценить отношения людей, не замечать эмоциональных переживаний и т. д.
Проанализируйте влияние гаджетов на вашу жизнь :
1. Кто «общается» с гаджетами в вашей семье?
2. С какой целью используются?
3. Сколько времени ребенок проводит за гаджетами?
4. Легко ли его отвлечь?
5. Подключены ли вы к Интернету?
6. Как вы относитесь к увлечению компьютерными играми?
7. Можете ли вы влиять на предпочтения ребенка в играх?
Выявите все «плюсы» и «минусы» влияния гаджетов на ребенка :
Вызывает положительный интерес к технике, ребенок легко оперирует любой бытовой техникой.
Развивает творческие способности.
Устраняет страх перед техникой.
Развивает воображение, моделируя будущее.
Воспитывает внимательность, сосредоточенность
Тренирует память, внимание.
Развивает быстроту действий и реакции.
Воспитывает целеустремленность.
Полностью захватывает сознание ребенка.
Отрицательное влияние на физическое развитие.
Повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы.
Содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости.
Обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой.
Способствует развитию гиподинамии.
Снижает интеллектуальную активность.
Ухудшает зрение.
Отставание в развитии речи.
Часто бывает так, что за каждой компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это не успешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.
Несомненно, инновации способны стать эффективным средством развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри вашего гаджета, т. е. в какие игры играют ваши дети и соблюдают ли правила общения с техникой.
Нелепо пытаться искусственно ограничить возможности «общения» ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка (увлечь играми, общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, совместным время провождением и т. д., чтобы ему не надо было уходить от действительности, а гаджет занял достойное место. Основной потребностью у человека должна быть потребность речевого общения с другим человеком, а не манипуляции с машиной. Необходимо совместить общение и технику.
Примеры речевых игр, способных обеспечить развитие речи ребенка с помощью техники и без нее:
1. Звукоподражательные песенки («Р-р-р» - ты тигренок) «Лошадка», «Барабанщик», «Моторчик»
Развивают фонематический слух, подвижность органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание.
2. Стихи, сопряженные с пальчиковой гимнастикой («Мы писали, мы писали…»)
Способствуют развитию синхронности речи и движения, координации пальцевой моторики… Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновения желания активно участвовать в речевом общении. В данном виде упражнения стимулирующим фактором может быть и совместность действия, и физический контакт при соприкосновении рук взрослого и ребенка, и эмоциональность речевого сопровождения, и компьютерная поддержка ритмического рисунка стихотворения.