татьяна пигасова
Реализация требований ФГОС в оснащении предметно-развивающей среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды.
Публикация «Реализация требований ФГОС в оснащении предметно-развивающей среды ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривается как стандарт требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, в том числе требованиям к предметно-развивающей среде. Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
При переходе от ФГТ к ФГОС отличительной чертой в создании предметно-развивающей среды должно являться :
- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
- гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей);
- вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
С этой целью педагогами нашего дошкольного учреждения разработана система мероприятий, способствующих эффективности процесса организации и обновлению предметно – развивающей среды в соответствии с ФГОС. Первый этап нашей деятельности был направлен на изучение требований к организации предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, выявление ряда базовых компонентов, которые должны быть включены в развивающую среду, проектирование предметно – развивающей среды в групповом помещении.
Основной этап нашей деятельности включал в себя реализацию проектирования предметно – развивающей среды в группе. При создании предметно – развивающей среды нашей группы мы учитывали федеральные государственные требования к ее созданию, а также рекомендации авторов программы «Истоки» :
- развивающая предметно-пространственная среда системна, отвечает целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;
- инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
- учитывает специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры, так и других возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту.
Иначе говоря, решает задачи создания зоны ближайшего развития через организацию предметной среды; дает возможность взаимодействия детей между собой и с взрослыми;
- наряду с консервативными компонентами имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, способы, образы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование, так и развитие детей в ней;
- обеспечивает возможность ребенка жить в разномасштабном пространстве, сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз – рука», его росту и предметному миру взрослых;
- развивающая функция предметной среды сочетает традиционные и новые компоненты, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.
Также, при реализации проектирования предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы её построения:
Принцип дистанции позиции при взаимодействии взрослого и ребенка. В групповой комнате созданы условия для того, чтобы была возможность видеть глаза ребё нка: имеются разноуровневая мебель, напольный строитель, трансформеры, театральная ширма, мягкая мебель, сюжетный коврик, книжный уголок. Групповое помещение условно подразделяется на три зоны: спокойная (учебная, уголок книги); средней интенсивности (театрализованная, музыкальная, зона конструирования); зона насыщенного движения (спортивный уголок).
Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. В групповой комнате оборудованы центры песка и воды. Создан уголок для рисования, где стоит мольберт, листы бумаги разного размера, мелки, карандаши, краски, где дети самостоятельно могут определить, как можно использовать тот или иной материал для рисования.
Комплексирование и гибкое зонирование. Разнообразие предметной развивающей среды структурируется по видам детской деятельности, обеспечивает для детей выбор по интересам и позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать самостоятельно. Условно в пределах пространства группы можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка: зона познавательного развития (занимательная математика, где имеется демонстрационный и раздаточный материал для формирования ЭМП); имеется «лаборатория», которая содержит материал для проведения опытов; театрализованная зона располагает различными видами театра, масками; игровая зона для сюжетно – ролевых игр включает в себя атрибуты пожарной части, макет по правилам дорожного движения; в зоне физического развития и двигательной активности имеется инвентарь и оборудование для физической активности, нестандартное оборудование для физического развития детей.
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. В группе представлены уголки для девочек (парикмахерская, предметы женской одежды, украшения) и мальчиков (разнообразные технические игрушки). В группе создан холдинг, который представляет собой полки с разнообразными видами предметов, как для мальчиков, так и для девочек.
Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка отражает наличие уголков экспериментирования; уголка природы; логопедического уголка; спортивного инвентаря и оборудования.
Предметная развивающая среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети принимают участие в проектировании и изменении среды.
Для развития активности, самостоятельности и творчества детей в центрах двигательной активности - нестандартное оборудование; в центрах природы - инструменты для труда и наблюдений за ростом растений; в центрах изобразительной деятельности - раскраски и другие материалы для детского творчества; в познавательных центрах – дидактические и развивающие игры и пр.
В групповых комнатах имеются в наличии материалы для обследования с помощью различных анализаторов: зрительного, тактильного, слухового и пр. : наборы пуговиц, бусин, шнуровки, бросовый и природный материал (шишки, камешки, горох, бобы и пр.)
Проведенная мною работа позволила разнообразить материальное оснащение группы. Также, реализация проектирования предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС помогла сделать нашу группу привлекательной для детей, они стали более инициативны, самостоятельны. Дети стали более коммуникативны как в игровой, так и в познавательной видах деятельности, у них нет затруднений в выборе рода занятий. Подобная организация пространства создала возможность для реализации права детей на свободный выбор вида деятельности. Для меня, как воспитателя, лучшей оценкой нашей работы является фраза ребенка: «Мама, зачем ты так рано пришла за мной, я еще не хочу идти домой!».
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.