Айгуль Ибрагимова
Реализация социально-коммуникативного направления через театральную деятельность
Реализация социально - коммуникативного направления через театральную деятельноcть
В республике Башкортостан формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Хорошее владение двумя государственными языками, как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учёбы, интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку, которое успешно проходит при наличии языковой среды изучаемого языка. Важно, чтобы дети изучали, знали, уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.
Публикация «Реализация социально-коммуникативного направления через театральную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В настоящее время система дошкольного образования находится в стадии перемен, и соответственно педагоги по изучению башкирского языка с воспитанниками должны строить свою работу с учетом этих изменений: изучение башкирского языка должно быть развивающим, построенным на интересе воспитанников, нацеленным на разрешение затруднений.
Задача педагога – создать правильную развивающую предметно-пространственную среду в детском саду. Такая среда сообщает воспитанникам новые знания, помогает лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения проходит с «погружением» в культуру народа. В увлекательной игровой форме воспитанники расширяют и закрепляют полученные знания.
Один из наиболее действенных вариантов реализации социально-коммуникативного направления – это театральная деятельность.
Цель: реализовать социально-коммуникативное направление посредством театральной деятельности.
Задачи:
1. Расширять словарный запас воспитанников, посредством народных сказок, используя знакомые слова и словосочетания, упражняться в правильном составлении предложений, используя опорные схемы.
2. Развивать интерес к башкирскому языку посредством создания игровых ситуаций при театрализованной деятельности. Активизировать словарь башкирских слов и выразительность речи. Развивать умение при помощи педагога инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
3. Формировать интерес к народной культуре посредством создания развивающей предметно – пространственной среды, способствующей формированию у детей языковой культуры.
Роль театрализованной деятельности в изучении воспитанниками дошкольного возраста башкирскому языку нельзя недооценивать.
Она настолько активизирует детей, что у ребенка автоматически включается память, он запоминает все гораздо быстрее и легче. Играя роль, ребенок хочет изобразить свой персонаж, поэтому внимание с себя переключается на сам образ, и проще идет запоминание башкирской речи. Если ребенок ошибается, то сказочный герой не может, поэтому ребенок будет делать в 2-3 раза старательнее и правильнее. После таких занятий, сказок, драматизаций повышаются не только уровень знаний воспитанников, но и уровень познавательной мотивации.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Чтобы помочь поверить в себя застенчивому ребенку, можно дать ему роль главного положительного героя, а активному ребенку – роль неподвижного дерева и т. д. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Огромную помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые, кстати, пользуются у детей большой любовью.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Французская пословица гласит: «Привести коня на водопой может и один человек, но и сто не заставят его пить». Так и мы можем привести ребёнка на занятие, объяснить ему о необходимости изучения языков, но это не значит, что он тут же начнет пить из нашего источника знаний. Сначала у него должна появиться мотивация к этому, и задача педагога – сформировать её. Мир ребё нка значительно отличается от мира взрослого: он не хуже и не лучше, а просто - другой. Поэтому в процессе театрализованной деятельности воспитанники легко и естественно усваивают башкирский язык.
Заставлять ребенка играть так же сложно, как и заставлять его учиться. Добровольное участие в театрализованной игре – одно из самых важных условий в раскрытии способностей ребенка. Вспомним слова Сократа: «Не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а в процессе игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи. Педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона при театрализованной деятельности Для этого дети должны чувствовать себя комфортно:
- не утомляться;
- быть раскрепощенными;
- сохранять заинтересованность.
Чем более комфортны условия, тем интенсивнее происходит усвоение башкирской речи.
Театрализованная деятельность можно использовать во всех образовательных областях. Наибольшая ценность игры проявляется в том, чтобы дети самостоятельно могли делиться впечатлениями от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских, других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т. д.).
Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-либо роли. Для этого нужно применять разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам;
- проигрывание ролей в парах.
При организации театральной деятельности возникают две проблемы:
* Что делать, если ролей не хватает на всех детей?
* Кто будет играть отрицательных персонажей?
Первую проблему, мы решаем подгрупповой организаций занятий. Парное проигрывание ролей.
Вторая проблема - исполнение ролей отрицательных персонажей - несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все : и дети, и взрослые - артисты должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем сыграть роль не значит быть тем героем, которого играешь, а показать зрителям, каким не следует быть.
Итогом работы по усвоению детьми башкирского языка являются спектакли по народным сказкам. Фрагменты постановок включаются в сценарии утренников, досугов, русских и башкирских календарных праздников.
Таким образом, театрализованная деятельность в изучении воспитанниками башкирского языка, не только обогащает словарный запас, но и развивает личность ребёнка, художественные способности, активизирует творческое начало. В театрализованной деятельности дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определённый результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов. Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им.
Таким образом, необходимо помнить, что знание и умение, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников, а с помощью театрализованной деятельности дети активны, любознательны и им интересен башкирский язык.
Итак, можно сказать, что творческая театрализованная деятельность детей играет огромную роль в изучении башкирского языка и способствует лучшему его усвоению.