Скоробогатько Виктория
Реализация регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам русской культуры с целью повышения познавательной активности»
В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.
Настораживает тот факт, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено.
Публикация «Реализация регионального компонента» размещена в разделах
Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности можно, обратившись к истокам русской народной культуры, мудрому и выразительному устному народному творчеству, красоте и искусности народного мастерства, неповторимости и своеобразности декоративно-прикладного искусства. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Наш детский сад работает по «Основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга». (Авторский коллектив Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик и др.). Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП ДОУ в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы,
Этнокультурный компонент представлен парциальной программой О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», региональный компонент авторской программой Р. М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста», которая обеспечивает реализацию регионального компонента в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми Ставропольского края.
Работа детского сада по региональному компоненту проводится на трех уровнях:
1. Административно– управленческом – построение краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования.
2. Организационно – методическом – методическое сопровождение краеведческого образования (проблемные семинары, круглые столы, презентации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов.
3. Воспитательно – образовательном – деятельность педагога включает в себя:
- отбор краеведческого содержания материала в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями развития, интересами;
- обогащение развивающей среды материалами о Ставропольском крае (знакомство с символикой города, района, дидактические игры, предметы искусства, продукты детского творчества и др.);
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- диагностику изменений в его развитии.
Использование регионального компонента как одного из средств развития познавательного интереса дошкольников предполагает следующее:
1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города и края, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);
6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, наш детский сад поставил следующие цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного Ставропольского края.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- знакомить детей с особенностями и традициями Ставропольского края;
- формировать представления о родном городе, крае: истории, улицах, профессиях;
- знакомить с именами знаменитых земляков;
- формировать знания о живой и неживой природе края;
-заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Для эффективной реализации регионального компонента были созданы следующие педагогические условия:
• Создание культурно-развивающей среды в ДОУ
• Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования
• Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность
• Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
• Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, дискуссионные клубы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада. Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания.
В соответствии с одним из принципов ФГОС - учетом этнокультурной ситуации развития детей переработан и систематизирован материал многолетнего опыта работы воспитателя ДОУ Скоробогатько Т. А. по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему «Ознакомление детей с историей и культурой города Зеленокумска» (конспекты праздников, развлечений, образовательных ситуаций, методические рекомендации, проекты, календарно-тематическое планирование и т. д.). Воспитатели ДОУ пользуются всеми материалами опыта и применяют их в дальнейшей работе с детьми.
Данный опыт работы позволяет педагогам:
- развить у дошкольников интерес к прошлому и настоящему нашего города; - формировать у них представления о семье, доме, улице, экологической культуре;
- приобщать к истокам народного творчества;
- воспитывать чувство гордости за свою малую Родину
Методической группой ДОУ разработано комплексно-тематическое планирование, которое включает в себя 5 блоков:
1. ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ
2. ПРИРОДА РОДНОГО края
3. МИР ПРОФЕССИЙ
4. КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ
5. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ
По каждому блоку разработаны темы и определены формы работы с учетом возрастных особенностей детей группы.
При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. Так совместно с родителями были осуществлены следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и др. Старшие дошкольники проявляют больший интерес к истории народной культуры, поэтому воспитатели старшей группе «Ромашка» реализовали долгосрочный проект «Традиции и культура русского народа».
В ходе этого проекта реализовались подпроекты «Русская изба», «Русская народная тряпичная кукла», «Русские народные сказки», «Об одежде наших предков», где дети познакомились с русской одеждой, особенностью старинного русского быта. В ходе проекта дети рассматривали одежду на иллюстрациях к русским сказкам, на репродукциях картин русских художников, заучивали и разбирали пословицы об одежде, расширяли представления об истории русского национального костюма (символическое значение вышивки, способы украшения, рисовали “Девочка в русском сарафане”, лепили девушек в сарафанах, создавали орнамент из аппликации.
В наше время невозможно развивать познавательный интерес без использования ИКТ. Воспитателями создан банк презентаций и видеофильмов об истории давно забытых вещей и предметов. Интересной находкой для нас стала мультипликация. Мы считаем, что мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Создание мультипликационного фильма дошкольниками - многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, физическую, музыкальную в рамках 5 образовательных областей стандарта.
Так детьми старшей группы «Радуга» создан первый авторский мультфильм «Сказка про ухват». Ребята гордятся своим шедевром. Родители в восторге.
Так же проводятся мастер – классы для детей:
1. «Тряпичная кукла».
2. «Фенечки».
3. «Вырезанки», работа с бумагой
Для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ широко используем предметно-пространственную развивающую среду.
Развивающая среда ДОУ способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, позволяет удовлетворить потребности детей в познании окружающего мира, включает в себя центры по патриотическому воспитанию, по приобщению к русской национальной культуре. Так в старшей группе оформлен мини – уголок русской избы, где ребята знакомятся с убранством дома, бытом и традициями русского народа. В холле детского сада дети наглядно знакомятся с разнообразием лашдшафта нашего края через собранный материал «Разноцветная мозаика Ставропольского края», особенно ценна коллекция пластиилиновых работ детей в мини-музее «Пластилиновая страна» которые отражают быт русского народа через поделки: «Деревенкий дворик», «Курочка ряба», «Заваленка» и др. Первичные представления о геральдике в нашем детском саду осуществляется с помощью создания герба, гимна и флага детского сада. Знакомство с творчеством Ставропольских художников происходит через постоянно действующую выставку «Родные просторы».
В ДОУ существует переносной музей «Краеведческий», включающий полезные ископаемые, гербарии растений, фотографии и картины животных, характерные нашеиу региону.
Быть патриотом, гражданином – это значит быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к Родине должно сочетаться в юном гражданине с формированием доброжелательного, терпимого отношения к каждому человеку, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Поэтому в нашем детском саду наглядно показан национальный состав Ставропольского края с помощью выставки «Мы разные, но мы вместе».
Интеграция регионального компонента
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц, Ярмарка и др. Приобщаем детей к русской праздничной культуре. Отмечаем государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День города, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения детей группы. Содействуем созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.
Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками во время их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним. При изучении краеведческих традиций Ставропольского края стараемся эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, направленных на ознакомление детей с родным краем; оказываем практическую помощь родителям в подборе для дошкольников детской художественной литературы Ставропольских авторов, знакомим с народными играми т. е. заинтересовываем родителей проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного города, показываем им актуальность поднятой проблемы.
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т. п. Наше ДОУ сотрудничает с музыкальной школой, центром внешкольной работы (объединение «Корольки», танцевальная группа «Топотушки»).
Совместно с СОШ №12 разработан и реализуется план преемственности, включающий в себя посещение краеведческих мини-музеев школы.
В заключении хочется сказать: самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого - то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. Работа по развитию нравственного начала в детях многогранна и никогда не кончается. И полностью направлена на то, чтобы наши дети выросли добрыми и умными, достойными гражданами родной страны.