Галина Лобова
Реализация прав ребенка в семье и ДОО
▼ Скачать +Заказ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ДОО
Г. Н. Лобова, МБДОУ «Солдатский Д/С»
Белгородской области.
В современных условиях ДОО приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы, а зачастую, и жизнь ребенка. И так часто, к сожалению, представителями этой агрессивной среды становятся самые близкие люди - родители. Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной, знать своих родителей. Следуя духу Конвенции и ст. 54 Семейного кодекса РФ, родителя обязаны создать условия для его полноценного физического, умственного и духовного развития. Именно, как мы относимся к этой самой незащищенной части населения (детям, можно судить о нравственном здоровье общества.
Публикация «Реализация прав ребенка в семье и ДОО» размещена в разделах
В силу объективных и субъективных причин в семье, в последние годы произошли существенные изменения. Сегодня семья, к сожалению, перестала быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин. В какой еще стране столько бросают детей, столько лишают прав родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитать из него достойного гражданина своей страны! Существует взаимное влияние на систему образования и систему прав ребенка, есть основания говорить о развитии этих двух систем. Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение - это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Однако именно в рамках системы дошкольного образования и может быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.
В должностные обязанности всех сотрудников педагогического профиля входит знание Конвенции о правах ребёнка и Семейного кодекса РФ. Семейный кодекс РФ обеспечивает права ребёнка в семье. К работе педагогического коллектива ДОУ непосредственное отношение имеет Глава 11 «Права несовершеннолетних детей» : ст. 54:
1. Ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).
2. Каждый ребёнок имеет право житъ и воспитываться в семье, насколько это возможно, право на заботу родителей.
Ребёнок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Ст. 56. Право ребёнка на защиту.
1. Ребёнок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
2. Ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц их заменяющих).
3. Должностные лица организаций и иные граждане организаций, и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка. При получении таких сведений орган и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребёнка.
Стратегия работы всего педагогического коллектива нашего ДОУ по защите прав ребёнка органично вливается в общую стратегию взаимодействия детского сада и семьи. Наше ДОО считает взаимодействие с родителями одним из приоритетных направлений своей деятельности. Наши воспитатели знают: если не удалось установить партнерских отношений с семьей ребенка, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга, то в работе не удастся добиться нужного результата. Нами накоплен разнообразный практический материал, использование которого помогает педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей.
Мы даем детям не просто кров, еду, тепло, но, в целом, качественное изменение жизни, отношений с миром, окружающими людьми. Поэтому задача нашего учреждения многогранна: снятие остроты психического напряжения, проведение первичной адаптации ребенка к жизни в социально здоровой среде, приобщение к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению. Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальной защиты ребёнка. Детский сад выработал многолетнюю систему работы с другими социальными институтами: ОСЗН, ПДН, Отдел опёки и попечительства. Таким образом, задача педагогов - вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка. Для этого педагоги детского сада должны хорошо знать правовые документы по защите прав ребёнка и уметь ими оперировать в работе с родителями, а также тесным образом сотрудничать с ОСЗН, ПДН, Отделом опёки и попечительства.