Окутина Елена
Реализация проекта «Мы гордимся и помним!» с детьми старшего дошкольного возраста как средство краеведческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги!
Я, Окутина Елена Ивановна, представляю вашему вниманию публичное выступление на тему: «Реализация поисково-исследовательского проекта «Мы гордимся и помним!» с детьми старшего дошкольного возраста как средство краеведческой деятельности в ДОУ».
Темочки:
В дошкольном детстве воспитанники и многие их родители не имеют достаточные знания о патриотизме, государственных традициях и праздниках родной страны. Многие отличаются равнодушным отношением к близким людям, пожилым гражданам, редко проявляют любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны, поэтому возникла проблема для обсуждения данной темы. Для решения данной проблемы мной разработан и реализован долгосрочный поисково-исследовательский проект «Мы гордимся и помним!», что является частью краеведческой деятельности в ДОУ.
Данный долгосрочный проект, который реализован с января по июнь, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Основные исполнители проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, социальные портнёры.
В соответствии с Концепцией воспитания детей Иркутской области, с национальным воспитательным идеалом и системой базовых национальных ценностей определила цель проекта : создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи:
1. Расширять представление об Отечестве, государственных праздниках.
2. Развивать интерес к истории родной страны; морально-волевые качества.
3. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны, за свой народ.
Для достижения данной цели и решения поставленных задач создали условия:
- спроектированы мероприятий с детьми, родителями, социальными партнерами;
- внесены изменения в развивающую предметно-пространственную среду группы.
Для реализации мероприятий в рамках данного проекта подобрали следующие методы и формы работы:
Наглядные:
• наблюдения;
• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
• просмотр, фильмов, мультфильмов, презентаций
Словесные:
• беседы, рассказы, чтение произведений;
• ситуативные разговоры и речевые ситуации;
• составление описательных рассказов;
• разучивание песен, стихотворений.
Практические:
• целевые прогулки и экскурсии;
• участие в городском конкурсе.
• Праздники
• Родительско-детская поисково-исследовательская деятельность
• Акции.
С февраля по июнь месяц с детьми проводился цикл бесед:
- «Богатыри земли русской»;
- «День Защитника Отечества, почему так назван праздник»;
- «Почему война называется Великая Отечественная?»;
- «Великие сражения в годы ВОВ (Брест, Москва, Ленинград, Берлин)».
Затем конспекты этих бесед размещались в уголке для родителей, на сайте детского сада в групповой страничке, что бы родители тоже владели этой информацией, т. к. у детей возникали различные вопросы, а ответы на них они находили не только у воспитателя, но и у своих родителей.
При подготовке к празднику «День Защитника Отечества», с целью поиска информации о родах войск, семьям воспитанников было дано задание найти источники информирование. У Серёжи дома в домашней библиотеке имелась энциклопедия для детей, в которой в доступной, стихотворной форме объяснялось детям, кто такие танкисты, моряки, лётчики, солдаты и др. Прочитав детям эти стихотворения, они получили знания о родах войск.
Понравившиеся стихотворения двое воспитанников заучили их наизусть и приняли участие в городском конкурсе чтецов, посвящённый Дню Защитника Отечества «Мы подвиг их светлый в сердцах сбережём».
Рассказывая, детям о Великой Отечественной войне, о том какие тяжёлые годы были, что воевали все и даже дети. Воспитанники были очень удивлены и им стало интересно: кто из детей воевал? Как они могли воевать? Отсюда возникла проблема: Воспитанники не знают детей-героев нашей страны, совершивших подвиги в Великую Отечественную войну. А так же выяснилось, что и не все родители знают о детях-героях поэтому в рамках реализации проекта месяц март и апрель мы посвятили родительско-детской поисково-исследовательской деятельности «Дети-герои ВОВ». В ходе которой, Воспитанники предложили ряд способов, где можно найти информацию, это:
- найти информацию в Интернет-ресурсах;
- посетить библиотеку;
- посетить историко-краеведческий музей;
- узнать информацию у родителей, более старшего поколения (бабушки, дедушки).
Так как не все дети читают, самостоятельно не могут посетить библиотеку, музей, были привлечены родители и как показала практика, их это заинтересовало.
Семья Яны К. посетив библиотеку с мамой, взяли книгу о пионере-герои Вали Котик, прочитали её в кругу семьи, сделали краткую информацию.
Семья Миши Д. нашли информацию в Интернет-ресурсе о Лене Голикове.
Семья Полины К. посетив историко-краеведческий музей нашли информацию о Саше Бородулине.
Семья Никиты Ш. узнала о герое Марате Казей из рассказа дедушки.
Семье Ксении Б. удалось найти информацию о Зине Портновой из Интернет-ресурсов.
Мною, ребятам была представлена информация о герое Володе Дубинине.
Продуктом нашей родительско-детской поисково-исследовательской деятельности «Дети-герои ВОВ». Стало создание альбома памяти «Дети-герои ВОВ».
О ходе родительско-детской поисково-исследовательской деятельности «Дети-герои ВОВ» и создании альбома памяти, я вам рассказала кратко, более подробно вы уважаемые коллеги можете ознакомиться по ссылкам: https://www.maam.ru/detskijsad/poiskovo-isledovatelskaja-dejatelnost-deti-geroi-velikoi-otechestvenoi-voiny-s-detmi-podgotovitelnoi-grupy.html
https://mbdou4zima.ru/1402-albom-pamyati-deti-geroi-i-ikh-podvigi-vo-vremya-velikoj-otechestvennoj-vojny
При подготовке к акции «Георгиевская лента», мы посетили Историко-краеведческий музей, где сотрудники нам рассказали, что Георгиевская лента - символ мужества, доблести и отваги. Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Далее сотрудники городской библиотеки филиала № 5, с детьми провели мастер-класс по изготовлению георгиевской ленты, которые в рамках акции были вручены прохожим в преддверии праздника Дня Победы.
Так же в преддверии праздника Дня победы в парке Победы проведён митинг, возложены цветы у вечного огня. Возложены цветы и у памятника «Неизвестному солдату» на территории МОУ «СОШ» № 8, «Бессмертный полк» по территории детского сада.
Заключительным мероприятием нашего поисково-исследовательского проекта «Мы гордимся и помним!» с детьми старшего дошкольного возраста стала экскурсия «22 июня – День памяти павших в ВОВ», где рассмотрели портреты зиминцев - участников ВОВ, военную технику, обелиск «Родина – мать», «Павший солдат».
В ходе реализации проекта у детей появилась потребность и познавательный интерес в приобретении новых знаний и представлений о государственных праздниках, о подвигах людей в годы ВОВ. Значительно расширились творческие способности детей, умение отражать полученный опыт в разных видах творческой деятельности (музыкальной, художественной);
Проведённая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы в патриотической направленности.
В целом проект с детьми, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволил не только воплотить идеи детей в реальность, но и зародить в каждом ребенке умение реализовывать задуманное, доброте и заботливому отношению к близкому человеку, проявлению чувства гордости за свою страну, что необходимо для воспитания в детях всесторонне гармоничной развитой личности.
Среди родителей проведён опрос с целью изучения удовлетворённости проведёнными мероприятиями в рамках данного проекта, выявили, что 92 % родителей в полной мере удовлетворены проведением мероприятий, 8 % -частично (не устроило время проведение мероприятий).
С разработкой данного проекта приняла участие в городском конкурсе «Ступеньки к красоте души», стала лауреатам 2 степени.
Рекомендую данную практику педагогам дошкольных образовательных организаций.
Спасибо за внимание!