Наталья Милюкова
Реализация проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Веерный проект «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Ракитянского района» («Дети в приоритете») обеспечит реализацию требований федерального государственного образовательного пространства дошкольного образования к психолого-педагогическим условиям и развивающей предметно-пространственной среды дошкольных учреждений района. Доброжелательная среда в детском саду должна быть безопасна, эмоционально комфортна, эстетична, насыщена произведениями изобразительного, музыкального искусства, информацией о выдающихся жителях района и Белгородчины, включает элементы культурных традиций района.
Публикация «Реализация проекта „Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области“» размещена в разделах
проекте отражены основные направления деятельности дошкольных образовательных организаций Белгородской области :
внедрение доброжелательных технологий в образовательную деятельность ДОО;
обеспечение времени и пространства для детской игры;
обновление содержания образования детей раннего возраста;
привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности;
развитие детского технического творчества;
создание доброжелательного образовательного пространства в ДОО.
Наше дошкольное учреждение является региональной ресурсной площадкой по направлению «Обновление содержания образования детей раннего возраста» это направление также захватывает национальный проект «Демография»
В тексте ФГОС ДО говорится, что реализация ООП ДО (далее – Программа) должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте пяти образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
В раннем возрасте (1 год - 3 года) таким содержанием является: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций.
Данное содержание реализуется при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т. д., которые используют воспитатели в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо самостоятельной деятельности малышей.
Образовательный деятельность в группах детей раннего возраста опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов,
которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.
Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. Игра - путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем - умение считаться с интересами сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.
Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
В рамках регионального проекта по данному направлению за первое полугодие в ДОУ были проведены следующие мероприятия: проанализированы содержания следующих программ: «Истоки», «Теремок», «Мозаика», «Первые шаги», «Вдохновение», «ОткрытиЯ», «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», апробация образовательной программы «Первые шаги», повышение квалификации педагогов, проведение вебинаров для воспитателей групп раннего возраста, повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах организации непосредственно образовательной, совместной, самостоятельной, досуговой деятельности, воспитательной системы с использованием современных комплексов игрового оборудования в данном направлении, участие в формировании методического кейса эффективных механизмов адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Размещена информация о деятельности ресурсной площадки на официальном сайте учреждения.
В групповом помещении младшей группы располагаются следующие зоны для:
приема пищи и занятий (столики со стульчиками);
развития движений;
сюжетных игр;
игр со строительным материалом;
игр с машинками;
изобразительной деятельности;
музыкальных занятий;
чтения и рассматривания иллюстраций;
игр с песком и водой;
отдыха (уголок уединения).
уголок природы
Также оборудован уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения» детей.
Расположение зон способствует плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом соседствует с зоной сюжетных игр (таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).
отдельном месте (в шкафу или на открытой полке) хранятся папки с детскими рисунками, альбомы с групповыми и семейными фотографиями.
Также имеются другие развивающие игрушки для детей данного возраста.
Динамичная среда позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся у них знания и умения, но и побуждать их к преобразованию, исследованию нового. Развивающая среда обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны, позволяет взрослым и детям гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач. Наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры и играть всем желающим. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, в острова и пр.
Элементы каждой зоны (игры, игрушки) периодически меняются. В каждой зоне своевременно появляются новые предметы, вызывающие у детей эмоциональный отклик, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности.
Наряду с сюжетными игрушками необходимо детям предоставляется неоформленный материал - природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также заменяются, чтобы стимулировать развитие воображения детей.
Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.
Среди игрушек и материалов, способствующих развитию предметной деятельности, имеются:
Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий
Большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками
Матрешки
Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски)
Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.)
Наборы разнообразных объемных вкладышей
Мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, паззлы
Конструкторы
Игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, шумовые коробочки, клюющие курочки и др.)
Заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр
Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:
Столы-поддоны с песком и водой
Плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.)
Разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, кофемолка, телефон и пр.);
Приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, электрические фонарики, метроном, магнитные игрушки)
Игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые и др., мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.);
Пластические материалы (глина, тесто);
Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.);
Трубочки для продувания, просовывания
Игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застжками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций);
Игрушки со светозвуковым эффектом;
«Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками
Игрушки и предметы для наблюдения (электрическая железная дорога, мыльные пузыри и др.)
Книги, открытки, альбомы, аудио- видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений
Материалы для развития речи:
Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов)
Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.);
Материалы с изображением различных знаков (магнитная азбука, кубики, объемные фигуры с буквами, цифрами, карты и др.)
Разрезные картинки, наборы парных картинок;
Серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);
Лото, домино
Аудиокассеты с записями детских песен, сказок;
Диафильмы
Материалы и игрушки для социально-коммуникативного развития детей
фотографии детей, семьи, семейные альбомы
фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения
наглядные пособия (книги, иллюстрации, отражающие разные занятия детей и взрослых
Картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др., их действия, различные житейские ситуации
Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т. п.)
Аудио- видеоматериалы о жизни детей и взрослых
Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей
В группах должны быть материалы и оборудование общего назначения:
Книги с красочными иллюстрациями, репродукции
Альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-
прикладного искусства
Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов
Музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара)
Фланелеграф
Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок
Емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.
Материалы для изобразительной деятельности :
Наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков
Краски (гуашь, акварель, пищевые красители)
Кисти для рисования, для клея
Палитра, емкости для воды, красок, клея
Салфетки для вытирания рук и красок
Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций
Глина, пластилин (не липнущий к рукам)
Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров
Трафареты для закрашивания
Доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом.
Мольберты
Фартуки и нарукавники для детей
Все материалы должны быть пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые.
Материалы для музыкального развития детей
Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино
Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки)
Аудио средства (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений.
Материалы для театрализованной деятельности:
Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.)
Карнавальные костюмы, маски
Фланелеграф с набором персонажей и декораций
Различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой)
Аудио-видео средства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов.
группе имеются игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику:
мячи разных размеров, в том числе массажные
кегли
обручи, кольца
игрушки, которые можно катать, толкать
разноцветные предметы различной формы для нанизывания
доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками
специальные приспособления – стенды, тренажеры - предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки – молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.)
коробки с разными крышками и прорезями, копилки
Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр:
Игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов
Стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.)
Стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.).
Игрушки для разыгрывания различных сюжетов:
кормления кукол (посуда, столовые приборы)
укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца)
купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки)
лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.)
прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки);
уборки (губка, мыло, мисочка или раковина совок, веничек, салфетки).
игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, ленточки, флаконы)
игры в «магазин» (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др.);
игры в «цирк» : ( заводные игрушки: обезьянка, курочка, «заяц с барабаном»,«Дюймовочка»;куклы рукавички, маски)
игры в «солдатиков» (соответствующие наборы игрушек) и др.
Строительные наборы для изготовления мебели домов, дорожек и пр.
Машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.)
Детские телефоны
Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.)
Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.
Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых также можно устраивать поезда, туннели, дома и пр.
Оборудование и игрушки на детской площадке :
Песочница
Скамейки
Горка
Качели
Велосипеды
Санки
Игрушки для двигательной активности: мячи, тележки, игрушки для толкания
Игрушки для игр в песочнице (ведерки, формочки, лопатки, совочки)
Оборудование и игрушки для игр с водой в летнее время года
(надувной бассейн, тазики для воды, плавающие игрушки, сачки и пр.).
Наличие данных материалом и оборудования поможет воспитателю сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной и будет способствовать развитию не только предметной деятельности, но и развитию целостной личности ребенка.
Обеспечение безопасности среды
Предметная среда должна не только служить целям развития детей, но и быть безопасной для них. Она организуется таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм, и в то же время не ограничивать свободу детей.
Игры и игрушки располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Электрические розетки, хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы, ножницы, средства для мытья посуды и пр.) недоступны для малышей.
Педагоги следят за тем, чтобы в игровой комнате, в спальне и в приемной не было пластиковых пакетов, веревок, которые могут вызвать удушение. Со всеми этими предметами дети могут играть только под присмотром взрослых.
Игры с водой и песком, с пластическими материалами также проходят под наблюдением взрослых. Педагоги следят, чтобы дети не пили воду из тазика, не брали в рот песок, пластилин и пр., постоянно заботятся о безопасности детей на участке. Игрушки для прогулок хранятся отдельно и регулярно моются. Еженедельно проверяют детскую площадку на наличие неисправных сооружений, поломанных веток деревьев и кустарников, мусора, камней, стекла и других, опасных для здоровья предметов.
Наличие данных материалом и оборудования поможет воспитателю сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной и будет способствовать развитию не только предметной деятельности, но и развитию целостной личности ребенка.