Лучший педагог года

Реализация проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области»

Наталья Милюкова
Реализация проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области»
▼ Скачать + Заказать документы

Веерный проект «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Ракитянского района» («Дети в приоритете») обеспечит реализацию требований федерального государственного образовательного пространства дошкольного образования к психолого-педагогическим условиям и развивающей предметно-пространственной среды дошкольных учреждений района. Доброжелательная среда в детском саду должна быть безопасна, эмоционально комфортна, эстетична, насыщена произведениями изобразительного, музыкального искусства, информацией о выдающихся жителях района и Белгородчины, включает элементы культурных традиций района.

Публикация «Реализация проекта „Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области“» размещена в разделах

проекте отражены основные направления деятельности дошкольных образовательных организаций Белгородской области :

внедрение доброжелательных технологий в образовательную деятельность ДОО;

обеспечение времени и пространства для детской игры;

обновление содержания образования детей раннего возраста;

привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности;

развитие детского технического творчества;

создание доброжелательного образовательного пространства в ДОО.

Наше дошкольное учреждение является региональной ресурсной площадкой по направлению «Обновление содержания образования детей раннего возраста» это направление также захватывает национальный проект «Демография»

В тексте ФГОС ДО говорится, что реализация ООП ДО (далее – Программа) должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте пяти образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

В раннем возрасте (1 год - 3 года) таким содержанием является: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций.

Данное содержание реализуется при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т. д., которые используют воспитатели в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо самостоятельной деятельности малышей.

Образовательный деятельность в группах детей раннего возраста опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов,

которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.

Игра и действия с предметами - основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. Игра - путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем - умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

В рамках регионального проекта по данному направлению за первое полугодие в ДОУ были проведены следующие мероприятия: проанализированы содержания следующих программ: «Истоки», «Теремок», «Мозаика», «Первые шаги», «Вдохновение», «ОткрытиЯ», «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», апробация образовательной программы «Первые шаги», повышение квалификации педагогов, проведение вебинаров для воспитателей групп раннего возраста, повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах организации непосредственно образовательной, совместной, самостоятельной, досуговой деятельности, воспитательной системы с использованием современных комплексов игрового оборудования в данном направлении, участие в формировании методического кейса эффективных механизмов адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Размещена информация о деятельности ресурсной площадки на официальном сайте учреждения.

В групповом помещении младшей группы располагаются следующие зоны для:

приема пищи и занятий (столики со стульчиками);

развития движений;

сюжетных игр;

игр со строительным материалом;

игр с машинками;

изобразительной деятельности;

музыкальных занятий;

чтения и рассматривания иллюстраций;

игр с песком и водой;

отдыха (уголок уединения).

уголок природы

Также оборудован уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения» детей.

Расположение зон способствует плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом соседствует с зоной сюжетных игр (таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).

отдельном месте (в шкафу или на открытой полке) хранятся папки с детскими рисунками, альбомы с групповыми и семейными фотографиями.

Также имеются другие развивающие игрушки для детей данного возраста.

Динамичная среда позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся у них знания и умения, но и побуждать их к преобразованию, исследованию нового. Развивающая среда обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны, позволяет взрослым и детям гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач. Наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры и играть всем желающим. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, в острова и пр.

Элементы каждой зоны (игры, игрушки) периодически меняются. В каждой зоне своевременно появляются новые предметы, вызывающие у детей эмоциональный отклик, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности.

Наряду с сюжетными игрушками необходимо детям предоставляется неоформленный материал - природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также заменяются, чтобы стимулировать развитие воображения детей.

Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.

Среди игрушек и материалов, способствующих развитию предметной деятельности, имеются:

Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий

Большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками

Матрешки

Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски)

Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.)

Наборы разнообразных объемных вкладышей

Мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, паззлы

Конструкторы

Игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, шумовые коробочки, клюющие курочки и др.)

Заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр

Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:

Столы-поддоны с песком и водой

Плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.)

Разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, кофемолка, телефон и пр.);

Приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскопы, зеркальца, электрические фонарики, метроном, магнитные игрушки)

Игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые и др., мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.);

Пластические материалы (глина, тесто);

Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.);

Трубочки для продувания, просовывания

Игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застжками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций);

Игрушки со светозвуковым эффектом;

«Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками

Игрушки и предметы для наблюдения (электрическая железная дорога, мыльные пузыри и др.)

Книги, открытки, альбомы, аудио- видеоматериалы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений

Материалы для развития речи:

Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов)

Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.);

Материалы с изображением различных знаков (магнитная азбука, кубики, объемные фигуры с буквами, цифрами, карты и др.)

Разрезные картинки, наборы парных картинок;

Серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);

Лото, домино

Аудиокассеты с записями детских песен, сказок;

Диафильмы

Материалы и игрушки для социально-коммуникативного развития детей

фотографии детей, семьи, семейные альбомы

фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения

наглядные пособия (книги, иллюстрации, отражающие разные занятия детей и взрослых

Картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др., их действия, различные житейские ситуации

Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т. п.)

Аудио- видеоматериалы о жизни детей и взрослых

Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей

В группах должны быть материалы и оборудование общего назначения:

Книги с красочными иллюстрациями, репродукции

Альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-

прикладного искусства

Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов

Музыкальные инструменты (пианино, баян, аккордеон, гитара)

Фланелеграф

Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок

Емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.

Материалы для изобразительной деятельности :

Наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков

Краски (гуашь, акварель, пищевые красители)

Кисти для рисования, для клея

Палитра, емкости для воды, красок, клея

Салфетки для вытирания рук и красок

Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций

Глина, пластилин (не липнущий к рукам)

Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров

Трафареты для закрашивания

Доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом.

Мольберты

Фартуки и нарукавники для детей

Все материалы должны быть пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые.

Материалы для музыкального развития детей

Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино

Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки)

Аудио средства (проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями музыкальных произведений.

Материалы для театрализованной деятельности:

Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.)

Карнавальные костюмы, маски

Фланелеграф с набором персонажей и декораций

Различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой)

Аудио-видео средства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов.

группе имеются игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику:

мячи разных размеров, в том числе массажные

кегли

обручи, кольца

игрушки, которые можно катать, толкать

разноцветные предметы различной формы для нанизывания

доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками

специальные приспособления – стенды, тренажеры - предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки – молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.)

коробки с разными крышками и прорезями, копилки

Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр:

Игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов

Стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.)

Стационарные и настольные наборы «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.).

Игрушки для разыгрывания различных сюжетов:

кормления кукол (посуда, столовые приборы)

укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца)

купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки)

лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.)

прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки);

уборки (губка, мыло, мисочка или раковина совок, веничек, салфетки).

игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, ленточки, флаконы)

игры в «магазин» (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др.);

игры в «цирк» : ( заводные игрушки: обезьянка, курочка, «заяц с барабаном»,«Дюймовочка»;куклы рукавички, маски)

игры в «солдатиков» (соответствующие наборы игрушек) и др.

Строительные наборы для изготовления мебели домов, дорожек и пр.

Машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.)

Детские телефоны

Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.)

Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.

Большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых также можно устраивать поезда, туннели, дома и пр.

Оборудование и игрушки на детской площадке :

Песочница

Скамейки

Горка

Качели

Велосипеды

Санки

Игрушки для двигательной активности: мячи, тележки, игрушки для толкания

Игрушки для игр в песочнице (ведерки, формочки, лопатки, совочки)

Оборудование и игрушки для игр с водой в летнее время года

(надувной бассейн, тазики для воды, плавающие игрушки, сачки и пр.).

Наличие данных материалом и оборудования поможет воспитателю сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной и будет способствовать развитию не только предметной деятельности, но и развитию целостной личности ребенка.

Обеспечение безопасности среды

Предметная среда должна не только служить целям развития детей, но и быть безопасной для них. Она организуется таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм, и в то же время не ограничивать свободу детей.

Игры и игрушки располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Электрические розетки, хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы, ножницы, средства для мытья посуды и пр.) недоступны для малышей.

Педагоги следят за тем, чтобы в игровой комнате, в спальне и в приемной не было пластиковых пакетов, веревок, которые могут вызвать удушение. Со всеми этими предметами дети могут играть только под присмотром взрослых.

Игры с водой и песком, с пластическими материалами также проходят под наблюдением взрослых. Педагоги следят, чтобы дети не пили воду из тазика, не брали в рот песок, пластилин и пр., постоянно заботятся о безопасности детей на участке. Игрушки для прогулок хранятся отдельно и регулярно моются. Еженедельно проверяют детскую площадку на наличие неисправных сооружений, поломанных веток деревьев и кустарников, мусора, камней, стекла и других, опасных для здоровья предметов.

Наличие данных материалом и оборудования поможет воспитателю сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной и будет способствовать развитию не только предметной деятельности, но и развитию целостной личности ребенка.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Фотоотчёт о творчестве детей на День образования Калужской областиФотоотчёт о творчестве детей на День образования Калужской области 5 июля Калужская область отмечала 74 годовщину своего образования и день её официальных символов. С 2014 года 5 июля стало официальным.

Организация игрового пространства в группе дошкольного образованияОрганизация игрового пространства в группе дошкольного образования меня мир детства ассоциируется с игрой. Нет такого ребёнка, который даже без игрушек, не придумал себе игру. Играя дети учатся мечтать.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Реализация проекта «Спешите делать добро»Реализация проекта «Спешите делать добро» Вечер добрый, уважаемые друзья и гости моей странички! Я уже знакомила Вас с проектом, который проходил в нашей группе "Спешите делать.

Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 1. Реализация поликультурного образования в проекте «В дружбе народов единство России» Слайд 2. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (гр. –.

Реализация проекта «Капелька, вода, водичка»Реализация проекта «Капелька, вода, водичка» Отдел образования администрации Охотского муниципального района в марте месяце объявил конкурс "Вода, вода, кругом вода". Цель данного конкурса:.

Реализация проекта «Волшебная пуговица»Реализация проекта «Волшебная пуговица» Недавно в нашей группе прошёл очень интересный и увлекательный проект «Волшебная пуговица! В последней своей публикации я начала рассказ.

Реализация проекта «Волшебный лоскуток». ФотоотчётРеализация проекта «Волшебный лоскуток». Фотоотчёт В прошлой публикации я начала рассказ о проекте, который прошёл в нашей группе. В этой публикации я продолжу рассказ о его реализации.

Реализация в детском саду проекта «Огород на подоконнике»Реализация в детском саду проекта «Огород на подоконнике» В настоящее время проблемы экологии актуальны во всём мире, в том числе и в России. Началом формирования экологической направленности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области»
Опубликовано: 21 октября 2020 в 15:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Милюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД