Елена Трушенкова
Реализация принципа преемственности в работе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам преемственность дошкольного и начального образования
Задачи мастер-класса:
- актуализировать наиболее значимые проблемы преемственности дошкольного и начального образования;
- выработать единые подходы во взаимодействии начальной школы и детского сада
Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем начать свое выступление, предлагаю Вам небольшую разминку. Я начну фразу, а вы, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Публикация «Реализация принципа преемственности в работе детского сада» размещена в разделах
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если педагог – это время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то какой?
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета, то какая?
Очень хорошо. Спасибо.
Слайд 2
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Проблема преемственности в дошкольном и начальном общем образовании в целом является актуальной на сегодняшний день, так как она обеспечивает успешную социализацию личности ребёнка.
Слайд 3 Образовательный процесс в детском саду строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.
Слайд 4 Важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребё нка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определённым учебным предметам.
Слайд 5 Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребёнка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.
Слайд 6 Преемственность ДОУ и школы представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов её осуществления. Отношения закреплены в договоре между МАДОУ№7 и МБОУ СОШ№4, где обозначены основные аспекты деятельности. Разработанный план преемственности, включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации.
Слайд 7 Так наша деятельность, как дошкольного образовательного учреждения призвана смягчить переход ребенка из детского сада в школу.
Возникает вопрос – «Одинаково ли мы педагоги – дошкольники относимся к понимаю вопроса подготовки ребенка к школе?».
Предлагаю Вам закончить предложенную фразу или ответить на вопрос.
С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится …. (серьезнее, ответственнее, рассудительнее…, чувствует себя взрослым)
Когда ребёнок боится идти в школу, для меня это значит (что ему нужна моя защита, ласковое слово, чувство сопереживания, страх перед учителем, страх отвечать у доски, конфликты с одноклассниками)
В моём понимании хорошо учиться в школе это ….(получать пятерки; постоянно хвалят; это желание идти в школу, успехи, пусть даже малые)
Готовность ребёнка к школе я оцениваю по (умение общаться с учителем, сверстниками; развита память, речь, мышление)
Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что…. (импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя).
Чтобы подготовить ребенка к школе педагогам важно…. (теоретические и практические нюансы этого процесса)
Чтобы подготовить ребенка к школе педагогам важно помнить о необходимости взаимосвязи и согласованности в работе учителя и воспитателя. Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании.
Давайте попробуем сравнить наши ассоциации с определением понятия «преемственность». Итак, что понимается под словом «преемственность» в педагогике? Прочитайте карточки с определениями и выберите ответ, который больше всего подходит.
Слайд 8 Карточки:
- Это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
- Это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
- Это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Карточка вывешивается на доску).
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Преемственность - понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Давайте рассмотрим основные задачи сотрудничества ДОО и школы:
Слайд 9 • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.
Слайд 10 Уважаемые коллеги, предлагаю Вам вспомнить формы осуществления преемственности : их три группы:…. (Работа с детьми, Взаимодействие с педагогами, Сотрудничество с родителями).
Слайд 11 - 16 1. Работа с детьми :
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
Выпускники детского сада часто заходят в гости к своим любимым воспитателям, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирают страх и вселяют уверенность в свои силы.
Слайд 17 - 18 2. Взаимодействие педагогов:
Наша практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, да вопрос преемственности между детским садом и школой не решен в полном объеме, но мы стремился к лучшему результату. Педагоги ведут наблюдение за своими выпускниками в первые месяцы обучения в школе, как усваивают программу, с какими трудностями встречаются. Организуется взаимопосещение педагогами двух ступеней образования, осуществляется взаимосвязь детского сада и психологической службы школы (выступления на родительских собраниях, консультирование, осуществляется взаимосвязь с родителями.
Слайд 19 - 21 3. Сотрудничество с родителями:
Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года: оформляются информационные стенды: “Советы родителям будущих первоклассников”, “ Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами”, “Социально-психологическая готовность”; проводятся родительские собрания, где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы, на родительских собраниях родители дошкольников знакомятся с педагогами начальной школы, где они рассказывают о программе реализуемой в школе, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о роли родителей в сложный период адаптации к школе.
Слайд 22 - 28 Помочь ребенку раскрыть себя, найти то, что отличает его от других, способна технология "Портфолио". Этот необычный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить все интересное, что произошло в жизни малыша: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от прогулок, конкурсов, награды. Более того, портфолио не только станет памятной вещью для каждого воспитанника, но и пригодится при поступлении в школу.
А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю Вам ответить на вопрос:
«Каким бы Вы хотели видеть выпускника ДОУ на пороге школы»?
Педагог ДОУ; Учитель; Родитель.
Действительно, учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Таким образом, уже на входе в школьную жизнь учителя предъявляют к детям завышенные требованиям, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания. Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.
Следующее задание "Подслушанный диалог" Уважаемые коллеги Вам необходимо проанализировать кусочки "подслушанных" разговоров и по их содержанию определить, чьи это слова: родителей, воспитателей, учителей.
1. Слайд или Можно за ширмой чтобы кто-то вдвоем читали в микрофон)
- Они к нам пришли, даже колготки сами не могли надеть. Вова «да» - «нет» не умел говорить, только кивал. У Сани произношение больше половины звуков нарушено было. А теперь, такие молодцы: стихи как на утренниках читают, поют и танцуют. Все буквы знаем, читать всех по слогам научили, а трое уже целыми словами читают.
- А у моих по математике какие результаты: счет прямой и обратный, примеры по числовому ряду решают, состав числа от зубов отскакивает, задачи простые умеют составлять. Да им в первом классе скучно будет. Мы их уже всему научили. Это "слова воспитателей")
2. - Что Вы тут делаете непонятно. Вот у подруги ребенка в саду и читать и писать научили. Он уже книжки дома вслух читает. В общем, к школе подготовили.
- Мы своего на курсы подготовительные водим 3 раза в неделю, там и языки, и рисование. Уже весь английский алфавит знает и считает, всех животных называет. А еще 2 раза танцы. И хотим учителя музыки по выходным домой приглашать. (Это "слова родителей")
3. - Неплохой у меня набор в этом году: все знают буквы, половина примерно уже читает целыми словами и по слогам. Но трое явно слабых, только побуквенное чтение. А с математикой хуже: устно считают, а примеры большинство не могут решить или только по наглядности. Пятеро даже обратный счет в пределах 10 не знают. С задачами совсем плохо. Чему их учили в саду?
- И у меня слабых больше половины, ничего их не интересует. Память не развита, внимания не больше чем на 5 минут хватает. Никого не слышат, руку не поднимают для ответа, кричат, друг друга перебивают. Правилам поведения совсем не обучены. (Это "слова учителей")
Слайд 29, 30 Только заинтересованность детского сада, школы и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из детского сада в школу безболезненным и успешным.
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"
В. А. Сухомлинский
Игра «Медведь перед дровосеками»
Цель: умение концентрировать, удерживать и контролировать свое эмоциональное состояние
Ведущий. Приглашаем вас поиграть в игру.
Вы превратитесь в дровосеков. Дровосеки – это мужественные мужчины и женщины, которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на бревна. Покажите мне, пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы… Хорошо. Вы прилежные и храбрые дровосеки.
А теперь мне нужен один доброволец…Спасибо!
Доброволец будет не дровосеком, а большим бурым Медведем.
Сейчас мне хотелось бы рассказать, что происходит между Медведем и дровосеками. Медведь выходит на сцену и громко рычит. Дровосеки пугаются до смерти и безжизненно замирают. Они закрывают глаза и пытаются спасти свою жизнь, сделав вид, что они совершенно неподвижны. А что же делает медведь? Медведь подходит к каждому дровосеку и проверяет, живые они или нет. Для этого он делает все, что ему вздумается, не разрешается лишь щекотать дровосеков. Медведь может ворчать или реветь, может дотрагиваться своими «лапами» до безжизненных дровосеков, он может расталкивать их, поднимать их головы, руки или ноги, короче он может использовать любой трюк, чтобы заставить дровосеков начать двигаться или смеяться.
Если кто-нибудь из дровосеков засмеется или начнет двигаться, то он сразу же превращается во второго медведя, и уже теперь два медведя пытаются разбудить дровосеков, которые в свою очередь, делают все, чтобы не пикнуть и не пошевелиться.
Но со временем медведей станет трое, потом - четверо и т. д. Вы поняли, как играть в эту игру? Теперь мы можем приступить. Дровосеки, за работу! А сейчас – выход Медведя: пожалуйста, мощный рев…
-Спасибо за взаимопонимание!
- Спасибо за сотрудничество!