Получи документы

Реализация дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей с интеллектуальными нарушениями

Черноусова Юлия
Реализация дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей с интеллектуальными нарушениями

Педагог, во время своей профессиональной деятельности, руководствуется множеством основополагающих принципов. Именно благодаря ним педагог добивается своих профессиональных целей, налаживает взаимодействие с обучающимися, самосовершенствуется. Помимо этого, принципы обучения позволяют педагогу более планомерно подходить к процессу применения разных рабочих подходов.

В рамках данной научно-исследовательской работы мы произведём общий обзор принципов обучения и ознакомимся с тонкостями применения дифференцированного и индивидуального подхода в обучении детей с интеллектуальными нарушениями. Избранная нами тематика важна для развития отечественной педагогики. Важность её заключается в том, что работа с детьми, у которых наблюдаются интеллектуальные нарушения, более сложна и требует наличия специфических навыков у педагога. Для того, чтобы должным образом реализовать дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению детей с ИН, необходимо безукоризненное знание и владение принципами обучения, которые мы охарактеризуем ниже. Собственно, именно в данном контексте прослеживается явная связь между указанными подходами и принципами обучения.

Прежде чем характеризовать принципы обучения, применяемые при работе с детьми, у которых имеются ИН, следует более подробно остановиться на общей характеристике дефиниции данных принципов.

В научном сообществе нет какого-либо единого и общепринятого определения «принципов обучения». В связи с этим, возникает сложность его точной идентификации. Однако, после изучения научной литературы, наиболее интересной нам показалась концепция, предложенная А. М. Гайфутдиновым. Последний рассматривал принципы обучения с четырёх точек зрения – с сущностной, функциональной, генетической и структурной. Ознакомимся с предложенными ним определениями:

1. Сущностное определение: принцип обучения – это выражение диалектической связи компонентов процесса обучения, определяющее действие в процессе обучения одного из законов диалектики, т. е. показывающее либо источник, либо механизм, либо направление развития процесса обучения.

2. Функциональное определение: принцип обучения – это основное положение дидактики, выражающее действие педагогических законов в процессе обучения.

3. Генетическое: принцип обучения – это идея повышения эффективности процесса обучения, появляющаяся в результате конкретизации действия педагогического закона, сформированная в виде суждения, термины которого раскрывают диалектические связи основных компонентов обучения.

4. Структурное определение: принципы обучения – это суждения, термины которого раскрывают объективные связи и отношения основных компонентов процесса обучения.

Отдельно стоит отметить, что «принципы обучения», являются синонимом специфических принципов, в то время как «принципы дидактики» - принципов дидактики. Соответственно, принципы обучения и принципы дидактики образуют полноценную систему принципов педагогики.

Г. Д. Турчин перечисляет основные общедидактические принципы, к которым относит принцип научности, систематичности и последовательности в обучении, доступности, сознательности, наглядности, прочности, индивидуального подхода к учащемуся, мотивационный принцип.

Специфические принципы (принципы обучения) образуются в тот момент, когда они смешиваются с общедидактическими. Это вполне оправдано, так как для выполнения работы педагога недостаточно лишь базовых принципов. Чтобы достичь успеха в обучении детей с ИН, необходимо пользоваться более обширным инструментарием. Е. Ю. Плотникова перечисляет принципы обучения, которые ныне практикуются педагогами:

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения;

2. Принцип культуро-природосообразности;

3. Принцип научности и связи теории с практикой;

4. Принцип систематичности и системности;

5. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении;

6. Принцип наглядности;

7. Принцип допустимости;

8. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся;

9. Принцип положительной мотивации и благоприятного климата обучения;

10. Принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения.

Анализируя содержание специфических принципов можно прийти к выводу, что они представляют из себя усовершенствованные формы общих принципов. Так, например, из общедидактического принципа сознательности был рождён специфический принцип сознательности и активности учащихся в обучении. Соответственно, мы можем сделать вывод, что при работе с детьми, имеющих ИН, можно применять одновременно общедидактические и специфические принципы.

Примеры того, как указанные принципы реализуются на практике, описала в своей научной работе Е. В. Черепанова и А. С. Яровая. Реализация принципов, в их случае, производилась на примере уроков русского языка.

В соответствии с принципами систематичности и последовательности все языковые явления в школьной практике рассматриваются в единой системе, в их семантическом, грамматическом и функциональном (коммуникативном) аспектах. Материал расположен от простого к сложному с опорой на ранее изученное, что позволяет установить внутренние связи, зависимости между языковыми явлениями, систематизировать знания учащихся. В учреждении для детей с ОВЗ используется концентрическая система, предполагающая постепенное расширение сведений о ранее изученных предметах и явлениях, установление сходства и различия между ними. Так, учащиеся постепенно овладевают обозначением на письме мягкости-твердости согласных: сначала с помощью [и] – [ы], затем [я] – [а], потом [ю] – [у] .

Когда мы перечисляли общедидактические принципы обучения, мы называли принцип индивидуальности. Принцип индивидуальности в обучении представляет собой правило, согласно которого преподаватель должен изучать личность каждого из своих учеников, оценивать их уровень знаний, способностей и навыков и уже после этого определять вектор образовательного воздействия. В результате, последнему удаётся добиваться наибольшей эффективности обучения с каждым учеником по отдельности. Принцип индивидуальности играет особую роль, когда речь идёт об обучении детей с ИН. Ввиду своих ограничений, дети с ИН могут по-разному воспринимать учебный материал и с разной скоростью его осваивать. Такие ситуации могут сложиться в любой школе, но когда речь идёт о детях, которые с большим трудом могут осваивать знания в целом, мы можем сказать, что педагогу специализированных школ следует быть ещё более внимательным к личности обучающихся у него детей.

Принцип индивидуальности стал основой для одного из важнейших подходов к обучению – индивидуального подхода. Сущность данного принципа довольно проста, и она в полноте своей была отражена М. В. Ковшаровым, который считает, что «индивидуальный подход – это процесс организации воспитательно-образовательной работы, где основополагающим элементом является всесторонний учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося. В современной педагогике индивидуальный подход – это принцип педагогики, основной идеей которой является достижение педагогического воздействия на каждого ребенка, основывающееся на знании его черт личности и условий жизни в учебно-воспитательной работе с коллективом детей».

Индивидуальный подход – не единственный ключевой подход для взаимодействия с обучающимися. Современные образовательные технологии определяют и дифференцированный подход к обучению. Он также необходим, если педагог взаимодействует с детьми, у которых имеются ИН.

Е. Н. Бондарь и З. И. Демильханов дают следующее определение «дифференцированный подход в обучении - один из способов решения педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей групп воспитанников, которые существуют в сообществе обучаемых как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам обучаемых» .

Дифференцированный подход в обучении имеет множество преимуществ, но самым главным является то, что он даёт возможность педагогу разделить обучающихся на определённые группы. Так педагог сможет добиться наибольшей эффективности с каждым из учеников. Наиболее логичным критерием, по которому это можно сделать – скорость осваивания учебного материала. Педагог может делить класс обучающихся на тех, кто справляется с более сложными заданиями и тех, кому нужны более простые задания.

Однако для того, чтобы педагог мог применять дифференцированный подход, ему нужно в должной мере реализовать индивидуальный подход. Таким образом, прослеживается вполне очевидная связь и взаимодополняемость обсуждаемых подходов. Индивидуальный подход позволяет изучить личность обучающихся, а дифференцированный – повысить эффективность работы педагога с разными группами учеников.

Сочетание индивидуального и дифференцированного подходов к обучению детей с ИН является одним из важнейших направлений образовательной политики государства. На это обращают внимание Т. М. Лифанова и Е. Н. Соломина. Они обнаружили, что федеральный государственный стандарт обучения детей с ОВЗ подчёркивает необходимость:

осуществления равных возможностей получения качественного образования обучающимися с умственной отсталостью и обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся;

разработки вариативности содержания образовательных программ, различных по уровню сложности, с учетом дифференциации образовательных потребностей и способностей обучающихся;

создания условий для эффективной реализации образовательных программ и разработки критериальной оценки результатов их освоения обучающимися с умственной отсталостью;

разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития с учетом возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью.

Охарактеризовав понятия и роль индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с ИН, можно перейти к непосредственным примерам их реализации.

Логичнее начинать с примера применения индивидуального подхода, так как именно он является первичным.

Одной из форм реализации индивидуального подход к обучению ребёнка с ИН является коррекционное обучение в рамках индивидуальной образовательной программы. Главные преимущества ИОП заключается в том, что они позволяют сделать образовательный процесс более вариативным, то есть в отношении ребёнка применяются лишь те задания, которые он способен и может осилить.

Существуют общие правила создания ИОП, но, как правило, они создаются лично педагогом. Обусловлено это тем, что довольно трудно стандартизировать набор заданий, подходящих конкретному ребёнку – каждый из них индивидуален. Поэтому, для создания ИОП мы предпочли обратиться к методике её создания от В. В. Пикиной. По её мнению, создание ИОП состоит в следующих задачах:

1. В исследовании детей, анализе состояния: диагностике базового уровня и определение индивидуальных особенностей каждого ребенка; дифференциации обучающихся; постановке целей и определении образовательных задач; определении сроков действия маршрута.

2. В отборе содержания образовательного маршрута: определении моделей процесса обучения; планировании и создании индивидуальной образовательной программы и определении результата ее реализации; образовательной деятельности при индивидуальном образовательном маршруте; диагностике текущих показателей и возможной коррекции индивидуального образовательного маршрута; подведении результатов работы.

В пункте первом порядка создания ИОП говорится о дифференциации обучающихся. В. В. Пикина говорила именно о том, что мы озвучивали ранее – о преемственности дифференцированного подхода от индивидуального.

В продолжение вышесказанному, мы можем привести примеры дифференцированных заданий, которые входят в состав ИОП. Несколько таких заданий предлагает Л. З. Кашканова. Педагог разделила свои задания на следующие группы:

— по степени трудности (по уровню овладения материалом);

— по содержанию;

— по объёму содержания (количество одинаковых заданий);

— по количеству инструкций.

Наглядно изображённые упражнения авторства Л. З. Кашкановой отображены на рисунке 1.

Подводя итог под всем вышеописанным, мы можем сделать следующий основной вывод – реализация индивидуального и дифференцированного подходов к обучению детей с ИН является одним из залогов их развития. В частности, следует обратить внимание на то, что наиболее эффективно данные подходы работают в сочетании. Поэтому, одним из наиболее актуальных направлений развития специальной педагогики можно назвать разработку более совершенных методик, которые позволят одновременно обучать как можно больше детей с разноплановыми способностями и навыками

Публикации по теме:

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы 1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Использование кукол Би-ба-бо при обучении пению детей 3–4 летИспользование кукол Би-ба-бо при обучении пению детей 3–4 лет Начав серьезно заниматься пением с совсем маленькими детьми 3-4 лет, я столкнулась с такой проблемой: c детьми этого возраста невозможно.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 5 ноября 2024 в 13:18
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей с интеллектуальными нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Черноусова Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД