Елена Гуц
Сценарий развлечения «Жизнь на Земле»
Развлечение
«Жизнь на Земле»
подготовительная группа
Задачи:
— систематизировать и углубить представления о явлениях и объектах живой и неживой природы как факторах экологического благополучия;
— обобщить знания природоведческого и природоохранного характера, формировать основы планетарного экологического сознания;
— дать представления о стихиях: огне, воде, воздухе, земле;
— закрепить знания о среде обитания животных и птиц нашей планеты;
Публикация «Сценарий развлечения „Жизнь на Земле“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
— умение находить место звука в слове;
— развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
— воспитывать любовь, доброту и чуткое отношение ко всему живому.
Предварительная работа:
— ознакомление с произведениями о природе (Е. Чарушин, М. Пришвин, Г. Скребицкий, Г. Снегирёв, А. Онегов, А. Тумбасов, И. Бунин);
— наблюдения за природой и погодой, птицами и насекомыми города;
— использование картин о животных;
— ознакомление с глобусом;
— художественный труд (поделки — оригами);
— заучивание стихотворений (А. Плещеев, Е. Трутнев, И. Суриков, С. Маршак, Я. Аким, И. Петросян);
— проведение занятий на темы «Планета — наш дом», «Неживая природа».
* * *
Звучит аудиозапись «Звуки природы». Дети с воспитателем встают в круг. В руках у воспитателя мяч, его передают друг другу. При этом произносят слова из стихотворения И. Петросяна «Наш дом родной, наш общий дом».
Наш дом родной, наш общий дом —
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг!
Тут — речка, там — зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь.
Воды в пустыне не найдешь.
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой.
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря,
Все называется — Земля.
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар там голубой —
Любимую планету!
РЕКЛАМА
Воспитатель. Ребята, о чем это стихотворение?
Дети отвечают.
Правильно, о мире, который нас окружает. Загадывает загадку.
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус.)
Если дети затрудняются, воспитатель показывает отгадку.
Какие цвета вы видите на глобусе?
Дети. Голубой, коричневый, желтый.
Воспитатель. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети. Голубого.
Воспитатель. А как вы думаете, что обозначает голубой цвет на глобусе?
Дети. Этим цветом обозначены океаны, моря, реки, озера. Воспитатель. Правильно, можно сказать, это все — вода. Поднимите руку те, кто из вас был на море? Опустите. Какая в море вода на вкус? А в реке?
Дети отвечают.
А еще можно сказать, что она пресная.
Какой воды на Земле больше : пресной или соленой? (Показывает на глобусе моря, реки, озера.)
Дети. На Земле больше соленой воды.
Воспитатель. А что обозначено на глобусе коричневым или желтым цветом?
Дети. Земля, пустыни, горы.
Воспитатель. Да, это суша, т. е. твердая поверхность. Что обозначает на глобусе зеленый цвет?
Дети. Зеленый цвет обозначает лес.
Дети вместе с воспитателем подходят к панораме, которую сделали заранее.
Воспитатель. Кто из вас покажет небо? Почему это небо?
Дети. Летят облака, они находятся наверху, и небо прозрачное.
Воспитатель. Кто покажет землю? Почему ты решил (а, что это земля?
1-й ребенок. Она желтая, коричневая, зеленая; на ней растут деревья и т. д.
Воспитатель. Кто покажет воду? Почему это вода?
2-й ребенок. Она голубая.
Воспитатель. Кто покажет огонь?
Молодец, правильно. А как ты догадался?
3-й ребенок. Внутри вулкана есть раскаленная лава.
Воспитатель. Ребята, на нашей панораме хорошо видны четыре стихии: огонь, вода, воздух, земля.
Проводится игра «Найди свою стихию».
У воспитателя четыре картины по стихиям (Земля — поле, воздух — небо в облаках; вода — море; огонь — солнце). Эти картины следует показать детям и спросить, какая стихия изображена на картине. Их раскладывают на четыре стола (по стихиям).
На отдельном столе, рисунком вниз, лежат маленькие картинки, принадлежащие четырем стихиям (горы, небо, пруд, луг, фонтан, лес, пустыня, летящие птицы, море, свеча, дым, вулкан, молния). Воспитатель называет звуки, если в имени ребенка есть этот звук, он берет одну картинку, рассматривает ее и кладет на стол с нужной стихией.
Игра заканчивается, когда все дети нашли свою стихию. Затем идут на экскурсию и проверяют, правильно ли лежат картинки.
В группу заносят посылку. Она с Северного полюса.
Ребята, хотите посмотреть, что в посылке?
Дети отвечают. Воспитатель смотрит внутрь и говорит, что там лежат фигурки — оригами и письмо от белых медведей. (Читает его.) «Здравствуйте, дорогие дети! Наши друзья, птицы, рассказывали нам, что вы любите Землю, много знаете о природе. Хотим попросить вас выполнить одну нашу просьбу: расселите, пожалуйста, наших друзей по тем стихиям, в которых они живут на воле. Мы знаем, что у вас в группе найдется подходящее место. Но у нас есть условие: делать это самостоятельно, не разговаривая и не давая советов.
Дети вынимают из ящика по одной фигурке — оригами животных, рыб и закрепляют их на панораме Земли.
Перед выполнением задания воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какую фигурку он достал. Затем напоминает об условиях игры. Игра заканчивается, когда все животные окажутся на соответствующих местах.
А какая стихия не имеет своих жильцов?
Дети. Огонь не имеет своих жильцов.
Воспитатель. Как вы думаете, почему?
Дети. Можно сгореть.
Воспитатель. Правильно, в огне нет жизни. Какая стихия оказалась самой заселенной?
Дети. Океаны и моря.
Воспитатель. А где живет человек?
Дети. На земле.
Воспитатель. Какие животные селятся ближе к человеку?
Дети. Собака, кошка.
Воспитатель. Почему?
Дети. Они домашние, нуждаются в заботе.
Воспитатель. Какие животные избегают встреч с человеком?
Дети. Дикие.
Воспитатель. Как вы думаете, кто отвечает за жизнь на Земле?
Дети. Человек.
Воспитатель. Почему?
Дети. Он имеет ум, у него самые большие возможности.
Воспитатель. Правильно, человек может спорить с природой и даже выводить новые сорта растений и породы животных.
Ему дано все: свет, тепло, огонь, полезные ископаемые. Однако нельзя пользоваться этим бездумно. Нужно заботиться о том, чтобы в природе сохранились равновесие и гармония, мир между ее обитателями. Как вы думаете, чем человек может отблагодарить природу за дары, которыми он пользуется?
Дети отвечают.
Правильно, а еще мы можем украсить мир и Землю. Украсим ее цветами из бумаги.
Дети выполняют работу самостоятельно, по схеме.
Вы молодцы, очень постарались. Посмотрите, какая красивая стала наша Земля. Какие чудесные распустились цветы.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой ведь на свете нету,
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим!