МААМ-картинки

Развлечение «В гостях у хозяюшки в русской избе»

алла донгаузер
Развлечение «В гостях у хозяюшки в русской избе»
▼ Скачать + Заказать документы

Развлечение «В гостях у Хозяюшки в русской избе»

Цель : Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.

Задачи :

1. Познакомить детей с устройством русской избы.

2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

3. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках,

Публикация «Развлечение „В гостях у хозяюшки в русской избе“» размещена в разделах

4. Расширять словарный запас : изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.

5. Привить интерес к предметам старины, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.

6. Воспитывать патриотические чувства.

Дети спускаются в зал.

Их встречает хозяйка.

Хозяюшка : Здравствуйте, гости дорогие!. Как я Вам рада, пока добирались не замерзли, время то года поди не лето, а (зима).

Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе:

Солнышко-ведрышко!

Выгляни в окошко!

Солнышко - нарядись!

Красное – покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки

(Появилось солнышко). Молодцы теплее сразу стало.

Милости просим ко мне в избу. Посмотрите, как в нашей горнице светло и красиво! Кругом половички домотканные, да коврики рукодельные, просто загляденье! Садитесь рядком, да поговорим ладком!

Рассаживайтесь поудобнее.

Хозяйка.

Дай Бог тому, кто в нашем дому,

дорогим гостям, милым детушкам,

чтобы хорошим было все:

и житье, и бытье, и здоровьице!

Ребята, а вы знаете, из чего изба состоит? Вам я сейчас расскажу, а вы повторяйте за мной!

Пальчиковая гимнастика

Стенка, стенка (указательными пальцами показывают щёки)

Потолок (показывают лоб)

Два окошка (указательными пальцами на глаза)

Дверь (на рот)

Звонок! Дзинь- дзинь - дзинь! (нажимают пальчиками на кончик носа)

Никто не открывает (сцепляют руки в замок)

Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы)

На дверях большой замок

Вот он, ключик! (правую руку выставляют вперёд, соединив большой и указательный пальцы)

И открыт замок! (к левой ладошке приставляют большой и указательный палец правой руки и поворачивают их по часовой стрелке).

Хозяюшка. Домом жить - не лукошко шить.

Дом вести - не лапти плести.

Ребенок. Хозяюшка в дому, что оладушка в меду

Она прибирает, она подтирает,

одна за всё отвечает

Хозяюшка : Ребята у меня в избе много интересных вещей, я вам буду загадывать загадки, о том или ином предмете, а вы будите отгадывать.

В избе - изба,

На избе - труба,

Я лучинку зажег,

Положил на порог,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет (печка).

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник,

Сам заварит, сам нальет (самовар).

У печи стоит предмет,

Он тяжелый спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен-

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

Стоит кошка - четыре ножки. (Скамейка)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

Четыре ноги,

Да брюхо. (Самовар)

Какие вы у меня умненькие - разумненькие! А как вы думаете, что в доме главное? То ли крылечко, то ли печка, то ли окошко, то ли стол да скамейка с кошкой? (Дети отвечают.)

А я вот вам скажу: как ни мечи, лучше нет печи.

Где испечь хлеб, пироги да калачи?

Где щи да кашу сварить? Конечно же, в печке!

Мала печка, да тёпленька, на ней и валенки просушить и самим погреться.

Я в нее уже и калачи печь поставила.

Плач ребенка (запись). Хозяйка подходит и качает. Дети, как вы думаете, что это за предмет. (колыбель, люлька, качалка, зыбка, баюкалка, колыска). Для чего она предназначена (укачивать детей). Правильно, если делать определенные покачивания взад и вперед, ребенок быстро успокаивается и засыпает. подвешенную к перекладине колыбель еще называют байка,так появилось слово баюкать, а по старинному байкать Люлька издавна использовалась разными народами для укачивания маленьких детей. Монотонное покачивание позволяет малышу расслабиться и уснуть, напоминая о том, как хорошо ему было в животике у мамы. Колыбель всегда была незаменимой для мамы, она позволяла успокаивать плачущего младенца и при этом давала возможность параллельно заниматься домашними делами. Раньше колыбелька была в каждой семье и помогала не одному поколению мам и детей. Кто на Руси изготавливал люльки. Руси существовали специальные мастера — люлечники, потому что не каждый хозяин мог самостоятельно смастерить такое устройство. Неправильно сделанная, она плохо раскачивалась, могла упасть и нанести вред младенцу.

Из чего делали колыбельки. Колыбель делали из дерева, кожи или лозы. (Иллюстрация) Более богатые люди могли позволить изготовить кованую люльку, украшенную вензелями и прочими узорами. Пословица хлеб питает тело, а колыбель душу. Как вы это понимаете. Младенец еще «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку. Хозяйка пеленает куклу, приговаривает:

Баю - бай, баю - бай,

Поскорее засыпай. (

Укладывает в колыбельку, качает и поет колыбельную песенку:

(запись колыбельной»)

Вот какую ласковую песенку поет мама своему сыночку, а слова какие ласковы подобраны: «гуленьки», «люленьки». И звучат-то они особенно -плавно. Кто часто упоминается в колыбельных песенках.

(В колыбельных песенках часто упоминается котик, который так приятно мурлычет, воркующие голуби - гули, сон, дрема, угомон). Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя, тишины. Давайте и мы с вами споем для Ванечки колыбельную песенку.

Хозяйка приглашает детей покачать малыша в люльке и на руках, и спеть колыбельную песенку.

Девочки и мальчики по – очереди укачивают куколку спать и поют колыбельные.

Уж, ты, котик- коток

Котя – серенький хвосток

Приди, котик ночевать

Нашу деточку качать.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки

Сели возле сынули

Стали гули ворковать

Чем нам сына угощать

Станем кашу варить

Нашу деточку кормить.

Баю-баю-баю-бай,

Ты собачка не лай

Белолапа не скули

И Ванюшу не буди.

Ай люли-люли-люли

Прилетели журавли,

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути дороги.

Они сели на ворота,

А ворота скрип-скрип.

Не будите у нас Ваню,

У нас Ваня спит-спит

Наступает ночка

Ты устал сыночек

Баю-баю-баю-бай

Спи сыночек засыпай.

Спи малыш мой сладко, сладко

Спи один в своей кроватке

Баю-баю-баю-бай

Глазки детка закрывай.

Баю-баю за рекой

Скрылось солнце за горой

У Ванюшиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки, заиньки

Не пора ли баиньки?

Вам – под осинку

Ване– на перинку

Баю-баю Ванечка

Засыпай скоренечко

Водиться помогали и старшие дети. Мать в огород пойдет. У колыбельки садится девочка-няня. Она качает колыбельку и поет:

Вырастешь большой,

Недосуг будет спать -

Надо работу работать:

Пахать, боронить,

Огород городить,

В лес по ягоды бродить,

По коровушку ходить.

Девочка-няня как бы сама «засыпает».

Воспитатель. А когда совсем устанет няня, рассердится, что Ванюшка в люльке капризничает, она и попугать может:

Баю - баюшки, баю!

Колотушек надою,

Колотушек двадцать пять -

Будет Ваня лучше спать

Ванечка уснул, пойдемте, и мы отдохнем, поиграем.

Считалка:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

1. Игра «Петух».

Все играющие встают в круг играет Танец петуха, петух ходит. Музыка останавливается

игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:

Тух-тух

Ту-ру-рух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Во дворе стоит, громче всех кричит!

Петух: Ку-ка-ре-ку!

Все разбегаются, петух ловит детей.

Пойманный становится ведущим.

Игра -хоровод.»Вейся капуста»

Игра «Дедушка Мазай».

Дети идут в хороводе, водящий в центре.

Дети. Здравствуй дедушка Мазай, из коробки вылезай.

Мазай (потягивается, здравствуйте, дети, где вы были, что делали)

Дети. Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем

Хозяюшка. А Ваня уже проснулся, голову поднимает, садиться хочет. «Хватит нашему Ванюшке спать, пора просыпаться, зарядкой заниматься.» Проснется Ваня, затекли ручки-ножки. Ох, как крепко мама запеленала нашего Ванечку. Развернет его мама и начинает поглаживать по животику, массаж, как теперь говорят, делать: Потягунюшки, порастунюшки!

Поперек - толстунюшки,

А в ножки - ходунюшки,

А в ручки - хватунюшки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

Какие хорошие, ласковые слова, верно? И умные, учат малыша, и следит наш Ванечка глазками, где у него ножки, где роток. Поставят Ваню на ножки, держат под бока, подкидывают и приговаривают:

Ай, дыбок, дыбок, дыбок.

Скоро Ванечке годок!

А братишка сажает Ванюшку на ногу, качает и тоже приговаривает:

Поехали, поехали

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприпрыжку,

По кочкам, по кочкам,

Бух в ямку!

Братишка делает вид, что роняет малыша с ноги.

А хвать, нет, крепко держит Ванюшку. Ребята, а вы знаете потешки или какие-нибудь игры для таких маленьких? Дети играют с Ванюшкой в игры: «Идет коза рогатая»«Ладушки- ладушки», «Сорока-ворона». Вот сколько нянек у нашего Ванюшки. Не скучно было Ванечке с ними. А пока вы тут пели, да играли в печи испеклись калачи. Хозяйка угощает детей калачами. Дети благодарят хозяйку и выходят из зала.

Развлечение «В гостях у Хозяюшки в русской избе»

Цель : Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.

Задачи :

1. Познакомить детей с устройством русской избы.

2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

3. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках,

4. Расширять словарный запас : изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.

5. Привить интерес к предметам старины, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.

6. Воспитывать патриотические чувства.

Дети спускаются в зал.

Их встречает хозяйка.

Хозяюшка : Здравствуйте, гости дорогие!. Как я Вам рада, пока добирались не замерзли, время то года поди не лето, а (зима).

Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе:

Солнышко-ведрышко!

Выгляни в окошко!

Солнышко - нарядись!

Красное – покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки

(Появилось солнышко). Молодцы теплее сразу стало.

Милости просим ко мне в избу. Посмотрите, как в нашей горнице светло и красиво! Кругом половички домотканные, да коврики рукодельные, просто загляденье! Садитесь рядком, да поговорим ладком!

Рассаживайтесь поудобнее.

Хозяйка.

Дай Бог тому, кто в нашем дому,

дорогим гостям, милым детушкам,

чтобы хорошим было все:

и житье, и бытье, и здоровьице!

Ребята, а вы знаете, из чего изба состоит? Вам я сейчас расскажу, а вы повторяйте за мной!

Пальчиковая гимнастика

Стенка, стенка (указательными пальцами показывают щёки)

Потолок (показывают лоб)

Два окошка (указательными пальцами на глаза)

Дверь (на рот)

Звонок! Дзинь- дзинь - дзинь! (нажимают пальчиками на кончик носа)

Никто не открывает (сцепляют руки в замок)

Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы)

На дверях большой замок

Вот он, ключик! (правую руку выставляют вперёд, соединив большой и указательный пальцы)

И открыт замок! (к левой ладошке приставляют большой и указательный палец правой руки и поворачивают их по часовой стрелке).

Хозяюшка. Домом жить - не лукошко шить.

Дом вести - не лапти плести.

Ребенок. Хозяюшка в дому, что оладушка в меду

Она прибирает, она подтирает,

одна за всё отвечает

Хозяюшка : Ребята у меня в избе много интересных вещей, я вам буду загадывать загадки, о том или ином предмете, а вы будите отгадывать.

В избе - изба,

На избе - труба,

Я лучинку зажег,

Положил на порог,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет (печка).

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник,

Сам заварит, сам нальет (самовар).

У печи стоит предмет,

Он тяжелый спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен-

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

Стоит кошка - четыре ножки. (Скамейка)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

Четыре ноги,

Да брюхо. (Самовар)

Какие вы у меня умненькие - разумненькие! А как вы думаете, что в доме главное? То ли крылечко, то ли печка, то ли окошко, то ли стол да скамейка с кошкой? (Дети отвечают.)

А я вот вам скажу: как ни мечи, лучше нет печи.

Где испечь хлеб, пироги да калачи?

Где щи да кашу сварить? Конечно же, в печке!

Мала печка, да тёпленька, на ней и валенки просушить и самим погреться.

Я в нее уже и калачи печь поставила.

Плач ребенка (запись). Хозяйка подходит и качает. Дети, как вы думаете, что это за предмет. (колыбель, люлька, качалка, зыбка, баюкалка, колыска). Для чего она предназначена (укачивать детей). Правильно, если делать определенные покачивания взад и вперед, ребенок быстро успокаивается и засыпает. подвешенную к перекладине колыбель еще называют байка,так появилось слово баюкать, а по старинному байкать Люлька издавна использовалась разными народами для укачивания маленьких детей. Монотонное покачивание позволяет малышу расслабиться и уснуть, напоминая о том, как хорошо ему было в животике у мамы. Колыбель всегда была незаменимой для мамы, она позволяла успокаивать плачущего младенца и при этом давала возможность параллельно заниматься домашними делами. Раньше колыбелька была в каждой семье и помогала не одному поколению мам и детей. Кто на Руси изготавливал люльки. Руси существовали специальные мастера — люлечники, потому что не каждый хозяин мог самостоятельно смастерить такое устройство. Неправильно сделанная, она плохо раскачивалась, могла упасть и нанести вред младенцу.

Из чего делали колыбельки. Колыбель делали из дерева, кожи или лозы. (Иллюстрация) Более богатые люди могли позволить изготовить кованую люльку, украшенную вензелями и прочими узорами. Пословица хлеб питает тело, а колыбель душу. Как вы это понимаете. Младенец еще «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную песенку. Хозяйка пеленает куклу, приговаривает:

Баю - бай, баю - бай,

Поскорее засыпай. (

Укладывает в колыбельку, качает и поет колыбельную песенку:

(запись колыбельной»)

Вот какую ласковую песенку поет мама своему сыночку, а слова какие ласковы подобраны: «гуленьки», «люленьки». И звучат-то они особенно -плавно. Кто часто упоминается в колыбельных песенках.

(В колыбельных песенках часто упоминается котик, который так приятно мурлычет, воркующие голуби - гули, сон, дрема, угомон). Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя, тишины. Давайте и мы с вами споем для Ванечки колыбельную песенку.

Хозяйка приглашает детей покачать малыша в люльке и на руках, и спеть колыбельную песенку.

Девочки и мальчики по – очереди укачивают куколку спать и поют колыбельные.

Уж, ты, котик- коток

Котя – серенький хвосток

Приди, котик ночевать

Нашу деточку качать.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки

Сели возле сынули

Стали гули ворковать

Чем нам сына угощать

Станем кашу варить

Нашу деточку кормить.

Баю-баю-баю-бай,

Ты собачка не лай

Белолапа не скули

И Ванюшу не буди.

Ай люли-люли-люли

Прилетели журавли,

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути дороги.

Они сели на ворота,

А ворота скрип-скрип.

Не будите у нас Ваню,

У нас Ваня спит-спит

Наступает ночка

Ты устал сыночек

Баю-баю-баю-бай

Спи сыночек засыпай.

Спи малыш мой сладко, сладко

Спи один в своей кроватке

Баю-баю-баю-бай

Глазки детка закрывай.

Баю-баю за рекой

Скрылось солнце за горой

У Ванюшиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки, заиньки

Не пора ли баиньки?

Вам – под осинку

Ване– на перинку

Баю-баю Ванечка

Засыпай скоренечко

Водиться помогали и старшие дети. Мать в огород пойдет. У колыбельки садится девочка-няня. Она качает колыбельку и поет:

Вырастешь большой,

Недосуг будет спать -

Надо работу работать:

Пахать, боронить,

Огород городить,

В лес по ягоды бродить,

По коровушку ходить.

Девочка-няня как бы сама «засыпает».

Воспитатель. А когда совсем устанет няня, рассердится, что Ванюшка в люльке капризничает, она и попугать может:

Баю - баюшки, баю!

Колотушек надою,

Колотушек двадцать пять -

Будет Ваня лучше спать

Ванечка уснул, пойдемте, и мы отдохнем, поиграем.

Считалка:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

1. Игра «Петух».

Все играющие встают в круг играет Танец петуха, петух ходит. Музыка останавливается

игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:

Тух-тух

Ту-ру-рух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Во дворе стоит, громче всех кричит!

Петух: Ку-ка-ре-ку!

Все разбегаются, петух ловит детей.

Пойманный становится ведущим.

Игра -хоровод.»Вейся капуста»

Игра «Дедушка Мазай».

Дети идут в хороводе, водящий в центре.

Дети. Здравствуй дедушка Мазай, из коробки вылезай.

Мазай (потягивается, здравствуйте, дети, где вы были, что делали)

Дети. Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем

Хозяюшка. А Ваня уже проснулся, голову поднимает, садиться хочет. «Хватит нашему Ванюшке спать, пора просыпаться, зарядкой заниматься.» Проснется Ваня, затекли ручки-ножки. Ох, как крепко мама запеленала нашего Ванечку. Развернет его мама и начинает поглаживать по животику, массаж, как теперь говорят, делать: Потягунюшки, порастунюшки!

Поперек - толстунюшки,

А в ножки - ходунюшки,

А в ручки - хватунюшки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

Какие хорошие, ласковые слова, верно? И умные, учат малыша, и следит наш Ванечка глазками, где у него ножки, где роток. Поставят Ваню на ножки, держат под бока, подкидывают и приговаривают:

Ай, дыбок, дыбок, дыбок.

Скоро Ванечке годок!

А братишка сажает Ванюшку на ногу, качает и тоже приговаривает:

Поехали, поехали

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприпрыжку,

По кочкам, по кочкам,

Бух в ямку!

Братишка делает вид, что роняет малыша с ноги.

А хвать, нет, крепко держит Ванюшку. Ребята, а вы знаете потешки или какие-нибудь игры для таких маленьких? Дети играют с Ванюшкой в игры: «Идет коза рогатая»«Ладушки- ладушки», «Сорока-ворона». Вот сколько нянек у нашего Ванюшки. Не скучно было Ванечке с ними. А пока вы тут пели, да играли в печи испеклись калачи. Хозяйка угощает детей калачами. Дети благодарят хозяйку и выходят из зала.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Посиделки в русской избе»Фотоотчет «Посиделки в русской избе» В нашем ДОУ был создан мини-музей «Русская изба», который играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также.

Досуговое мероприятие «Посиделки в русской избе» в разновозрастной группеДосуговое мероприятие «Посиделки в русской избе» в разновозрастной группе Досуговое мероприятие «Посиделки в русской избе» Делимся опытом. Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать к.

Фотоотчет «Малыши в русской избе»Фотоотчет «Малыши в русской избе» Фотоотчет "Малыши в русской избе" Праздник день России мы с малышами решили провести в музее "Русская изба". В этот музей ребят пригласили.

Фотоотчет «Украшаем елочку в Русской избе»Фотоотчет «Украшаем елочку в Русской избе» Здравствуйте, коллеги и друзья! Приглашаю вас на нашу елочку в музее "Русская изба". Второй год мы с детьми украшаем там елочку игрушками,.

Музыкальное развлечение «Былинные богатыри — защитники русской земли»Музыкальное развлечение «Былинные богатыри — защитники русской земли» Развлечение посвящено дню богатыря 20 февраля и дню защитника Отечества 23 февраля. Под русскую хороводную музыку "Во поле берёзка стояла.

Конспект занятия по знакомству с русским бытом и творчеством в русской избе «Гостю почет, хозяину честь»Конспект занятия по знакомству с русским бытом и творчеством в русской избе «Гостю почет, хозяину честь» Тема: Гостю почет, хозяину честь «(Знакомство с русским бытом и творчеством в русской избе) Задачи: расширить представление детей об.

Конспект занятия учителя-логопеда в мини-музее ДОУ «Сказочное путешествие по русской избе»Конспект занятия учителя-логопеда в мини-музее ДОУ «Сказочное путешествие по русской избе» Конспект логопедического занятия в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет с использованием.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Быт семьи в русской избе»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Быт семьи в русской избе» Занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Быт семьи в русской избе». Цель: Приобщение к русской народной культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развлечение «В гостях у хозяюшки в русской избе»
Опубликовано: 20 мая 2024 в 10:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развлечение «В гостях у хозяюшки в русской избе»» (включая файлы) размещена пользователем алла донгаузер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД